Слайд 1СВЯЗЬ СКУЛЬПТУРЫ
С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ.
Виды, жанры, материалы
Подготовила преподаватель МОУ ДОД ДШИ
г.Ростова
Капитонова Н.Ю.
Слайд 3
Станковая скульптура
Виды скульптуры
Слайд 4
Монументальная скульптура
Виды скульптуры
Слайд 6
Исторический жанр
Жанры скульптуры
Слайд 8
Анималистический жанр
Жанры скульптуры
Слайд 9
пластилин, гипс, пластик,
дерево
Материалы
для изготовления моделей скульптур
Слайд 10
Воск, парафин, стеарин,
технический желатин, столярный клей
Материалы
для изготовления моделей скульптур
Слайд 11Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик
Материалы
для изготовления моделей скульптур
Слайд 12
Мрамор
Материалы
для изготовления
моделей скульптур
Слайд 13СВЯЗЬ СКУЛЬПТУРЫ
С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ.
Смысловой центр
Слайд 14Украшая площади городов, парки и сады, скульптура всегда становится смысловым центром
окружающей среды...
М. Н. Козловский
памятник А. В. Суворову в Санкт - Петербурге
Слайд 15Э.-М. Фальконе
памятник Петру I
При этом одни скульпторы активно подчиняют себе
большое пространство…
Слайд 16Е. В. Вучетич, памятник Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине
Слайд 17Другие органично вписываются в окружение деревьев, цветов и воды в тихой
аллее парка или сада.
Фонтан «Колокол» - Монплезирский сад, Петродворец
Слайд 18Третьи становятся центром больших торжественных композиций.
М. И. Козловский, фонтан «Самсон» —
Большой каскад, Петродворец
Слайд 19ЗАДАНИЕ: ГДЕ БЫ ВЫ ПОСТАВИЛИ ЭТУ СКУЛЬПТУРУ — В ЦЕНТРЕ ПЛОЩАДИ,
У СТЕНЫ ЗДАНИЯ, В АЛЛЕЕ ПАРКА, НА ГОРЕ, НА БЕРЕГУ РЕКИ?
Слайд 20Е. С. Кочар, памятник Давиду Сасунскому
Слайд 22СВЯЗЬ СКУЛЬПТУРЫ
С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ.
Законы движения, пропорции тела.
Слайд 23Чтобы создать образы людей и животных, скульпторы изучают природу, законы движения,
пропорции тела. Многие мастера посвятили свое творчество образу человека.
Поликлет «Дорифор»
Слайд 24Они создавали скульптуры, изображающие героев, прекрасная, гармоническая внешность которых сочеталась с
мужеством, ясностью духа и готовностью к подвигу.
Микеланджело «Давид»
Слайд 25Создавая изображения прекрасных женщин, скульпторы отражали представления людей о красоте и
совершенстве.
Афродита Таврическая
Слайд 27Изучая движение, скульпторы, благодаря точно найденным позам и жестам людей, раскрывают
самые разные человеческие чувства и состояния - радость, взволнованность, страдание, печаль .
«Танцующий фавн», 1 в. н. э., Помпеи
Слайд 28Микеланджело «Умирающий раб»,
«Восставший раб», «Пьета»
Слайд 29Золотая пропорция естественным образом входит в пропорции человеческого тела, она пронизывает
его от малых размеров до самых больших. Эти закономерности есть в строении отдельных органов человека и тела в целом.
Золотые пропорции в частях тела человека
100 = 62/38
Слайд 30Открытие золотой пропорции в строении человека принадлежит Поликлету. В пропорциях статуи
воплощен закон золотого сечения.
Поликлет «Дорифор»
Слайд 32В этом рисунке Леонардо да Винчи связал совершенные геометрические фигуры(окружность и
квадрат) с пропорциями человека. Под рисунком написано следующее: "Если ты раздвинешь ноги настолько, что убавишься в росте на 1/14, и если ты тогда разведешь руки и поднимешь их так, что коснешься средними пальцами макушки головы, то должен ты знать, что центром круга, описанного концами вытянутых членов, будет пупок и что пространство между ногами образует равносторонний треугольник. А пролёт распростёртых рук человека равен его росту"
Золотые пропорции тела человека
Слайд 33Таким образом, будучи мерой, законом природы, золотое сечение становится и мерой
человеческого творчества, законом красоты.
Закон природы – закон красоты
Издревле в пропорции художники видели объективную основу красоты, по крайней мере формы прекрасного. Не все художники желали рассматривать искусство лишь как плод безудержной фантазии и чистой интуиции. И те из них, кто пытался постигнуть объективные законы прекрасного, находили их прежде всего в пропорции.
Слайд 34СВЯЗЬ СКУЛЬПТУРЫ
С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ.
Творчество скульпторов-анималистов.
Слайд 36Анималистический жанр (Анимали́зм) (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом
которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.
Франц Марк Синий конь, 1911
Слайд 37В. А. Ватагин. Мамонты. 1946. Дерево
Художники и скульпторы, работающие в анималистическом
жанре, называются анималистами.
Художник-анималист, скульптор-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.
Василий Ватагин (1883—1969) — русский живописец и скульптор.
Евгений Чарушин (1901—1965) — русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Слайд 38В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом
в декоративных и монументальных композициях.
Слайд 39В русской живописи образы животных несут определенную смысловую нагрузку. Например, художник
Серов, делая иллюстрации к басням Крылова, одевает животных в одежду, придает их образам сатирический подтекст. Животные обретают человеческие черты.
Слайд 40Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля, в искусстве Древнего
Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.
Керамическая скульптура
Слайд 41Василий Алексеевич ВАТАГИН
(1883/1884 - 1969)
- Жизнь и творчество
художника-анималиста.
- Советы мастера.
Как изображать животных.
- Творческое задание.
Слайд 42Родился В.А. Ватагин в Москве 20 декабря 1883 г. в семье
педагогов: отец – историк, мать – преподаватель русского языка и естествознания в младших классах гимназии. C ранних лет он увлекался рисованием. Это были изображения животных, тщательно перерисованные из книг, прочитанных в детстве
Слайд 43С 1896 г. Ватагин начал посещать студию художника-акварелиста, известного иллюстратора охотничьих
журналов Н.А. Мартынова, где вместе с А.Ф. Котсом и М.Д. Езучевским обучался мастерству зоологического рисунка. В 1902 г. он окончил гимназию и был принят на естественное отделение (специальность «зоология») физико-математического факультета Московского университета. С первого курса началась его совместная деятельность с выдающимся биологом М.А. Мензбиром.
Слайд 44На тот момент Ватагин связывал свое будущее с профессией художника-иллюстратора зоологических
изданий. На втором курсе ему удалось поступить в студию известного живописца К.Ф. Юона, известного мастера пейзажа и исторического жанра.
Слайд 45Окончив в 1907 г. университет, Ватагин вскоре отправился в поездку по
зоологическим садам Западной Европы, где сделал огромное количество набросков экзотических животных, необходимых для создания красочных таблиц к «Зоогеографическому атласу» своего научного руководителя М.А. Мензбира.
Слайд 46Многие исследователи отмечали влияние на творчество В. А. Ватагина культуры Индии
и Древнего Египта.
Слайд 47 С 1922 по 1940 год и с 1959 по 1961
год Ватагин работал в Гоcударственном Дарвиновском музее. И до конца жизни связь его с Дарвиновским музеем не прерывалась, поскольку он оставался бессменным членом Ученого совета. Наряду с зоопсихологом Н.Н. Ладыгиной-Котс и таксидермистом Ф.Е. Федуловым, А.Ф. Котс считал В.А. Ватагина сооснователем Дарвиновского музея.
Слайд 48В 1934-1939 гг. В.А. Ватагин, по просьбе Котса, специально для будущего
зала ”Зоогеография” выполнил жидким маслом серию живописных полотен со своих акварельных оригиналов к атласу Мензбира. «Жидкое масло В.А. Ватагина – это, по выражению А.Ф. Котса, “тонкая канва рисунка, покрытая легким слоем масляной краски, как в акварели – ровно, мягко, без определенного мазка”.
Слайд 49В 1927 г. В.А. Ватагин, по заданию А.Ф. Котса, выезжал в
Берлин: требовались зарисовки человекообразных обезьян для последующего создания скульптурных обликов людей каменного века. По признанию директора Берлинского зоопарка Г. Гека, уже тогда В.А. Ватагин считался в Европе непревзойденным мастером в изображении мимики и пластики обезьян. Человекообразные приматы были излюбленной темой творчества В. А. Ватагина. Великолепные образы этих сущеcтв он создал как в графике, так и в скульптуре.
Слайд 50По выражению Ватагина, разнообразие внешности и окраски обезьян давали благоприятный материал
как для рисунка, так и для деревянной скульптуры. В самой первой, “обезьянньей” серии уже наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, психологизм в понимании животной мимики, обобщенность линий, скульптурность стиля.
Слайд 51В. А. Ватагин работал и как художник-иллюстратор.
В частности, он создал серию
замечательных иллюстраций к произведению Р. Киплинга «Маугли».
Слайд 52Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду талантливых русских анималистов.В 1952 г.
В.А. Ватагину была присуждена Государственная премия за анималистические скульптуры. Последние годы жизни (1963-1968 гг.) он преподавал в Московском высшем промышленно-художественном училище (бывшее Строгановское училище).
Слайд 53 Сотни произведений В.А. Ватагина хранятся ныне во многих музеях России
и ближнего зарубежья. Но основное наследие художника представлено в фондах Дарвиновского музея.
Слайд 54СОВЕТЫ МАСТЕРА.
КАК ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНОЕ
I. Качеcтва, необходимые художнику:
-
оcобая заинтересованноcть животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни.
- чувство животного, которое помогает найти в нём самое характерное и выразительное, cамое привлекательное
Слайд 55II. Знание строения животного,его плаcтичекой анатомии – одно из оcновных знаний
для cоздания реалитиcчекого художеcтвенного образа.
Слайд 56 III. Знакомcтво с рисованием животного. Я начинал с наброска. Набросок
– это линейный, контурный рисунок, который предлагает самыми общими, скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорций животного, а также отдельные части его. При выполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок – это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры.
Слайд 57IV. Выполняя и заканчивая рисунки во весь лист бумаги, мы переходим
к работе над этюдом. Этюд – это художественно-изобразительное изучение натуры. В анималистическом искусстве – это основной и единственный способ изучения, понимания и прочувствования образа животного. Поэтому задачи, которые ставит работа над этюдом значительно сложнее и глубже, чем задачи наброска. В этюде следует соединить свежесть и непосредственность с тщательной передачей формы, объёма, цвета и фактуры.
Слайд 58V. Работа над эскизом будущей композиции реалистичеcкого характера, как творчеcкий процессc,
должна следовать за предварительным накоплением впечатлений действительности и идти в дальнейшем рука об руку с этим накоплением. Чем больше сделано этюдов, чем больше впечатлений накоплено в памяти, тем легче по воображению можно выбрать, сопоcтавить и распределить образы и элементы композиции. Этот накопление впечатлений я всегда считал одним из условий успеха композиции.
Слайд 59VI. Хорошей фотографией возможно пользоватьcя, как запечатлённым моментом живой действительноcти, творчеcки
перерабатывая её, так же как и непосредcтвенное впечатление от природы.
Слайд 60 VII. Из своего опыта могу посоветовать такой способ пользования масляными
красками для этюдов: взять любую плотную бумагу, покрыть желатином и писать. Можно покрыть клеем предварительный акварельный подмалёвок и заканчивать маслом. Первая стадия работы – подмалёвок без белил. Вторая стадия – наложение корпусных красок с белилами (кроме теней). Третья стадия – нанесение, иногда втиранием, прозрачных лессировочных красок.
Слайд 61VIII. Работа над скульптурой также начинается с предварительного наброска карандашом и
этюда в глине ( ели поза животных не требует каркаса). Работая над скульптурным эскизом нужно помнить о характере материала, в котором будет выполнена окончательная работа.
Слайд 62IX. Дерево – живой и тёплый материал, оно всегда казалось мне
пригодным для передачи мягкой и тёплой поверхности.
Слайд 63X. Камень менее пригоден для создания образов млекопитающих, а так же
для ажурных композиций со сложным силуэтом. В отличие от дерева, камень можно обрабатывать резцом во всех направлениях.
Слайд 64XI. Если скульптор лепит из глины без каркаса, то поле тщательной
просушки такие работы можно обжигать – переводить в керамику.
Слайд 65XII. Не разменивайтесь на мелочи, не растрачивайте вашего внимания, обуздайте его,
направляйте ваше образное внимание на определённый круг явлений единого содержания, действуйте собранно и целеустремлённо.
Слайд 66КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1) Каково значение в создании анималистического произведения наброска, этюда, эскиза?
2) Каковы стадии работы маслом, как можно работать малом на плотной бумаге?
3) Для создания каких образов в скульптуре более подходит такой материал как камень, дерево, керамика? Каковы основные особенности этих материалов?
4) Может ли анималистическое произведение быть портретом или сюжетной картиной?
5) Какие существенные качества, по вашему мнению, могут выражать образы анималистического искусства, какую смысловую нагрузку они могут нести, что бы вы хотели передать в изображении того или иного животного?
Слайд 67ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Создайте анималистическое произведение в любой доступной вам живописной или скульптурной
технике на одну из предложенных тем:
Хищное животное – воплощение силы.
Материнство в животном мире.
Борьба за выживание – закон жизни.
Верность, дружба и взаимопомощь в мире животных
Животные-интеллектуалы.