Слайд 1Современный урок по мировой художественной культуре
Ключевые характеристики
Слайд 2Научность (принцип научности)
Работа с понятийным аппаратом.
Базовые определения культуры и художественной культуры
Слайд 3Это духовная жизнь общества, обусловленная условиями материальной жизни и социально-экономическими отношениями
и оказывающая на них обратное влияние.
Материальные условия: природа, человек, способы взаимодействия между ними.
Социально-экономические условия: государство, стратификация, отношения между слоями, между отдельными индивидами..
Культура
Слайд 4Структура культуры
1 подход:
Духовная и материальная
2 подход:
Духовная, материальная, художественная
Слайд 5Культура
Духовная
Материальная
Художественная
Философия
Нравственные нормы
Система ценностей
Наука
Мировоззрение
Орудия труда
Производство
Физическая культура
Культура быта
1.
Художественные ценности
Нормы и технологии
Творцы
2. Искусство
Учреждения, обслуживающие искусство
Структура культуры
Слайд 6Направления анализа художественной культуры
Духовно-содержательный: образ мира, место человека, ценностные ориентации, способы
художественного отражения, стиль, направление, творческий метод.
Институциональный: процесс создания, хранения, распространения художественных ценностей.
Морфологический: соотношение видов искусства, родовые и жанровые особенности.
Слайд 7Принципы изучения мировой культуры
Системный подход: изучение культурных явлений во всеобщей связи,
взаимодействии и взаимообусловленности.
Принцип культурно-исторического подхода: определить место конкретного культурного явления в историко-культурном процесс; проявление общих закономерностей развития, особенности и новизна.
Принцип самоценности единичного фактора в истории культуры: объяснение и оценка
Слайд 8Принцип самоценности единичного фактора в истории культуры
Оценка по критериям:
Произведение оценивается по
критериям того времени, когда оно создано.
Что дало нового (новизна) для того времени, когда оно создано.
Какую роль сыграло для дальнейшего развития культуры.
Слайд 9Принцип самоценности единичного фактора в истории культуры
Произведение рассматривается на
макроуровне: место
в системе культуры данного общества и во времени.
микроуровне: анализ самого художественного произведения.
Слайд 10Принцип самоценности единичного фактора в истории культуры
произведение не только отражает окружающую
действительность, но и внутренний мир художника.
Проблема: интерпретация художественного произведения
Слайд 11Законы развития культуры
Единство и разнообразие культур: вся культура складывается из развития
отдельных культур и их взаимодействия.
Закон преемственности: преемственность художественной культуры специфична и сложнее, чем в материальной жизни и науке.
Закон прерывности и непрерывности культуры: в общем процессе культура непрерывна.
Слайд 12Закон преемственности
Развитие науки: диалектика снятия устаревшего знания рассматривается как история.
В художественной
культуре нет снятия: художественные произведения значимы для будущих поколений в первозданном виде, ценны сами по себе, не перекрывают друг друга.
Слайд 13Шедевр
Способность в каждой новой эпохе порождать новые значения и интерпретации.
Идеи соответствия ему лично(конкретному произведению) и эпохе в целом.
Вечные темы, сюжеты, художественные образы
Слайд 14Цели курса
Эстетическое восприятие мира.
Научить воспринимать произведения искусства.
Сформировать потребность в общении с
искусством, способность к творческой деятельности.
Дать сумму (систему) знаний.
Слайд 15Эстетическое восприятие
Эстетическая воспитанность: переживание, понимание, поведение.
Этапы: воздействие на эмоциональную сферу, вовлечение
в мыслительную деятельность; личная вовлеченность в образовательный процесс (на основе восприятия целей, интереса к содержанию, способа изучения материала)
Слайд 16Анализ живописного произведения
Практикум
Слайд 17Описание(анализ) художественного произведения
1 уровень – историко-биографический (историческая обстановка, создание произведения, биография
художника).
2 уровень – идейно-философский.
3 уровень – сюжетно-композиционный
4 уровень - психологический
Слайд 18Задача: определить и доказать к какому стилю или направлению относится произведение.
Автор,
название, время создания произведения.
Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению; соответствие их требованиям.
История создания живописного произведения и его автор. Какое значение оно имеет в его творчестве?
Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
Смысл названия. Тема, идея произведения. Особенности сюжета и композиции.
Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, ритм, светотень, фактура, манера письма.
Ваши впечатления от произведения живописи.
Слайд 19Тема – то , о чем идет речь в произведении; объект
художественного изображения; круг явлений, привлекающих внимание автора.
Идея – основная мысль произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы.
Сюжет – последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и конфликтов.
Образ – способ изображения действительности, результат художественного обобщения:
образ природы, образ родины, образ города,
Язык художественного
произведения – основное средство изображения картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое использует в своем творчестве писатель, совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе .
Язык художественного
произведения – основное средство изображения картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое использует в своем творчестве писатель, совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе
Слайд 20Схемы подхода к анализу
Дедуктивный
Индуктивный
Метод, при котором частное положение логическим путем выводится
из общего, вывод по правилам логики
Подходы
Метод логического вывода на основе перехода от частного положения к общему
Слайд 21«Дедуктивный» подход
Культурно-историческая эпоха
Художественный стиль/ направление
Характерные черты творчества мастера
Идея и тема конкретного
произведения
история создания, сюжет, жанр, композиция, средства создания художественного образа
1 шаг как вводное слово
Последний шаг – вывод, заключение, подведение итогов системы доказательств
Система доказательств
Слайд 22«Индуктивный» подход
Культурно-историческая эпоха
Художественный стиль/ направление
Характерные черты творчества мастера
Идея и тема конкретного
произведения
история создания, сюжет, жанр, композиция, средства создания художественного образа
1 шаг как вводное слово, возможно описательного характера
Последний шаг – вывод, заключение, подведение итогов системы доказательств
Система доказательств
Слайд 23Иероним Босх «Воз сена»
Внешние створки
Слайд 25Рембрандт.
Возвращение
блудного
сына
Слайд 26Тема «Библейского Давида».
Донателло. Микеланджело.
Бернини.
Слайд 27Задание: Выполнить анализ произведения И.Босха «Воз сена».
Данилова Г.И. Мировая художественная культура.
От истоков до XVII века. 10 класс. - Глава 28.3. стр.334.
Методические рекомендации к анализу произведения живописи.
Дидактический материал «И.Босх «Воз сена»