Слайд 1Современные педагогические технологии
Слайд 2Личностно-ориентированные педагогические технологии
Технология педагогических мастерских
Технология обучения как учебного исследования
Технология коллективной мыследеятельности
Технология
эвристического обучения
Метод проектов
Вероятностное образование (А.Лобок)
Слайд 3Личностно-ориентированные педагогические технологии
Развивающее обучение (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин)
«Школа диалога культур» (В.С.Библер)
Гуманитарно-личностная технология
(Ш.А.Амонашвили)
Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н.Ильин)
Дизайн-педагогика
Слайд 4Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели
Технология полного усвоения (М.В.Кларин)
Технология педагогического процесса (С.Д.Шевченко)
Технология
концентрированного обучения
Модульное обучение
Слайд 5Технологии оценивания достижений учащихся
Технология «Портфолио»
Безотметочное обучение
Рейтинговые технологии
Слайд 6Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология проведения дискуссий
Технология
«Дебаты»
Тренинговые технологии
Интерактивные технологии – это вид информационного обмена учащихся с окружающей средой.
Слайд 7Три режима интерактивного обмена
Информационные потоки направлены от субъекта обучающей системы к
объекту, но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Характерно для лекций, традиционной технологии.
Информационные потоки идут на ученика или группу, вызывает активную деятельность, ученики выступают как субъекты (самостоятельная деятельность).
Информационные потоки проникают в сознание, вызывают активную деятельность и порождают обратный информационный поток. Этот режим характерен для интерактивных технологий
Слайд 8Технология педагогических мастерских
История: разработана французскими педагогами и психологами. В 1984 году
признана Министерством образования Франции.
В России – с 1990 года
Слайд 9Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся
учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Слайд 10Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке
перестаёт быть учителем – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания.
Слайд 11Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой
группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения задан и подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Слайд 12Основные этапы
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального
настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Слайд 13Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа
с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Слайд 14Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание
микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Слайд 15Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью
других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп
Слайд 16Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников.
Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Слайд 17Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое
выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.
Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Слайд 18Правила и методические приемы
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный
результат) урока.
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Слайд 19Концептуальные идеи
• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не
навязываться.
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.
• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.
Слайд 20Технология модульного обучения
модуль – лат. «функциональный узел»
Сердцевина модульного обучения –
учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации учителя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Слайд 21Принципиальное отличие модульного обучения
Содержание – законченный самостоятельный комплекс. Цель формируется для
обучающего, указывается объем изучаемого содержания, уровень его усвоения. Ученик получает рекомендации в письменной форме.
Изменяется форма общения учителя с учениками – индивидуальное общение, осуществляется через модуль.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
Отсутствует проблема индивидуального консультирования
Слайд 22Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности, умения работать с учетом индивидуальных
способов переработки учебного материала
Исходные научные идеи:
деятельностный принцип обучения;
развивающее обучение – учет зоны ближайшего развития;
дифференциация содержания, разные формы организации учебной деятельности (индивидуальная работа, групповая постоянного и сменного состава);
программирование обучения – четкость, логичность действий, активность и самостоятельность школьника;
Слайд 23Система действий учителя и ученика
Представление учебного курса как системы, первичное структурирование
содержания (выделение стержневых линий всего учебного предмета, курса; отбор содержания для каждого класса по каждой стержневой линии; структурирование содержания в таблицу).
Составление технологической карты по каждой параллели класса (стержневые линии, ведущие знания, второстепенные знания, сопутствующее повторение, трудноусваиваемые темы, внутрипредметные связи, межпредметные связи, пути преодоления затруднений).
Слайд 24Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель, совокупность модулей (каждой
модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела; формулируется комплексная цель на трех уровнях: значение знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания, умения).
Выделение комплексной дидактической цели для каждого модуля, выстраивается система модулей.
Градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания элементов, составляющих модуль. Комплексная дидактическая цель – интегрирующие дидактические цели – частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.
Слайд 25Построение самого модуля
Формулировка интегрирующей цели.
Задание для входного контроля
Определение частных дидактических целей,
создание учебных элементов, включающих в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика, проверочное задание для контроля и коррекции знаний и умений.
Наполнение содержанием предпоследнего элемента модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
Составление задания выходного контроля, выявление степени усвоения содержания модуля.
Продумывание структурно-логических схем обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.
Слайд 26Структура модельной программы
КДЦ
ИДЦ
ЧДЦ
КДЦ –
комплексная дидактическая цель
ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель
ЧДЦ – частная дидактическая цель
МП
М 1
М 2
М 3
М 4
М 5
УЭ-0
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
Слайд 27Технология проведения учебных дискуссий
Цель: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной
и дискуссионной
Исходные теоретические положения:
Форма организации обучения, способ работы с содержанием учебного материала.
Развитие рефлексивного мышления.
Применение дискуссии рекомендуется, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе аргументов, в предметной подготовке к тем дискуссии.
Содержательно направленная самоорганизация участников – обращения учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей.
Диалогическая позиция педагога.
Учебная дискуссия эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Слайд 28Действия учителя и учащихся
Содержательный аспект:
осознание противоречий;
актуализация знаний;
творческое переосмысление возможностей их применения,
включения в новый контекст.
Организация взаимодействия в группе:
Распределение ролей в группе
Согласованность в обсуждении проблем и выработка группового подхода.
Соблюдение правил и процедур поисковой деятельности.
Результаты:
переработка информации для убедительного изложения;
представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
возможное применение подхода как результат осознанного выбора.
Слайд 29Формы дискуссий
«Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая
группа, во время которой происходит обмен мнениями.
«Заседание экспертной группы» - обсуждается намеченная проблема, затем излагаются позиции всему классу, при этом каждый выступает с сообщением.
«Форум» - обсуждение, группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
«Симпозиум» - более формализованное обсуждение. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух соперничающих команд – и опровержений.
Слайд 30«Техника аквариума»:
Постановка проблемы (исходит от учителя).
Учитель делит класс на подгруппы (обычно
располагаются по кругу).
Выбирается представитель позиции группы.
Группа обсуждает проблему, определяется общая точка зрения.
Представители высказывают и отстаивают собственную позицию (больше никто не имеет право высказываться, но разрешается передавать записки с указанием своему представителю).
Можно взять тайм-аут для консультаций.
Критический разбор всем классом.
Слайд 31Список литературы
Белова Н.И.Мастерская: приглашение к поиску// На путях к новой школе.
1994.№1(6);
Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: изд-во «Учитель», 2007.- с.208.
Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.