Презентация, доклад на тему Скульптура конца XIX – начала XX в. Огюст Роден. Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма (презентация)

Содержание

Крупнейшим скульптором эпохи импрессионистов был Рене Франсуа Огюст Роден (Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — один из основоположников импрессионизма в скульптуре, реформатор французской скульптуры, в том числе и портретнойВ портрете его реформа привела

Слайд 1Презентацию подготовила
преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида

Юрьевна

Скульптура конца XIX – начала XX в. Огюст Роден. Реалистическая основа творчества и влияние импрессионизма.

Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида ЮрьевнаСкульптура конца XIX – начала XX

Слайд 2Крупнейшим скульптором эпохи импрессионистов был Рене Франсуа Огюст Роден (Rodin) (12

ноября 1840 — 17 ноября 1917) — один из основоположников импрессионизма в скульптуре, реформатор французской скульптуры, в том числе и портретной
В портрете его реформа привела к созданию образов, в которых с тонкостью и точностью выражено богатство внутреннего мира человека. Трепетная вибрирующая пластика Родена сделала возможной передачу нестабильных изменчивых состояний. Его новое понимание скульптурной формы, его отношение к материалу скульптуры – к обработке поверхности мрамора, бронзы – позволяют сближать творчество Родена с одной стороны с импрессионистическим методом живописи, с другой – с художественными приемами модерна.

Франсуа Огюст Рене Роден

Крупнейшим скульптором эпохи импрессионистов был Рене Франсуа Огюст Роден (Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917)

Слайд 3Огюст Роден, сын мелкого чиновника, родился в Париже. Учился в парижской

Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории.
Трижды пытался поступить в Академию, но все три раза был отвергнут.
Большую роль в становлении будущего ваятеля сыграли уроки Лекока де Буабодрана, учившего рисовать по памяти, также знакомство с работами Гудона в Лувре, и посещение в 1875 Италии, где Роден познакомился с работами Донателло, Микеланджело и Л. Гиберти, и увлечение готической пластикой (Роден с 1877 изучал памятники французской готики).
Роден в 1864–71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.
В 1871–77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя.

Франсуа Огюст Рене Роден

Огюст Роден, сын мелкого чиновника, родился в Париже. Учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда

Слайд 4Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы. Расцвет дарования Родена–портретиста наступил в

1880-х гг.
Первым шедевром в портрете является «Человек со сломанным носом» (1864). Эта работа была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты.
В этом портрете переданы беспокойство, неуверенность в своей судьбе, горестные переживания, не сломленная воля, она – в наклоне головы, в напряженно вспухших на лбу складках, в короткой сильной шее.

«Человек со сломанным носом»

Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы. Расцвет дарования Родена–портретиста наступил в 1880-х гг. Первым шедевром в портрете

Слайд 5Художник утверждал, что не существует не интересных людей и невыразительных лиц.

Важно просто подчеркнуть индивидуальность. Портретные бюсты 1880 гг. убеждают в этом. Каждый портрет – новый характер, новый поворот темы современника, новая художественная проблема. На раннем этапе творчества бронза – любимый материал Родена–портретиста.

Портрет Жана Поля Лорана

Портрет скульптора Далу

Художник утверждал, что не существует не интересных людей и невыразительных лиц. Важно просто подчеркнуть индивидуальность. Портретные бюсты

Слайд 6В середине и второй половине 1880 гг. заметно усиливается его интерес

к мрамору. В мраморе исполняются в основном женские портреты.
В портрете «Молодая женщина в шляпке с цветами» Роден изобразил свою будущую жену Мари-Роз Бёре.
В 1980-х гг. в его жизни появилась Камилла Клодель. С тех пор ее образ встречается в его скульптурах, например, «Мысль» . Здесь мраморная глыба кажется первозданной, она велика рядом с маленькой головкой. Края легкого чепчика словно крылья грез. Но шея и подбородок словно скованы глыбой мрамора, не позволяющей освободиться. Символ образа: бесплотная мысль формируется в недрах мертвой материи, озаряя ее своим сиянием, но тщетны ее усилия вырваться из оков действительности.

«Молодая женщина в шляпке с цветами»

«Мысль»

В середине и второй половине 1880 гг. заметно усиливается его интерес к мрамору. В мраморе исполняются в

Слайд 7Главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела

в движении. Стремясь передать движение, Роден рассматривал будущую скульптуру не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс, поэтому в замысле скульптуры у него особое место занимал торс как смысловой центр движения. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Роден часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными, и в это время рисовал или делал наброски из глины. И напротив, он не работал с профессиональными натурщиками, которые просто воспроизводили традиционные позы античных статуй.

Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден его профиль, и затем воспроизводил этот силуэт на глиняной модели. Затем Роден менял угол зрения, получая новый силуэт и снова воспроизводя его. Таким образом он постепенно создавал всю скульптуру.

Главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела в движении. Стремясь передать движение, Роден

Слайд 8Искусство Родена многообразно, полно противоречий, его образы подсказаны различными литературными, историческими,

мифологическими сюжетами. Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов.

«Проповедующий Иоанн-Креститель»

Искусство Родена многообразно, полно противоречий, его образы подсказаны различными литературными, историческими, мифологическими сюжетами. Статуе «Бронзовый век» (1877),

Слайд 9В 1884–88 Роден создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза,

установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14 в.).

«Граждане Кале»

В 1884–88 Роден создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале,

Слайд 10Это бронзовая скульптура скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней

войны. После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил французскую крепость Кале. Осада длилась почти год, и когда голод заставил горожан начать переговоры, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь их казнить. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер, потом решились и другие. Король требовал, чтобы они вынести ему ключи от Кале нагими и с верёвками вокруг шеи. Однако, когда это было выполнено, Английская королева Филиппа пожалела их и вымолила у супруга для них прощение. В 1884 году после поражении Франции во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник и заказал скульптуру О. Родену. Он трудился над памятником с 1884 по 1888 годы. Заказчики думали увидеть скульптуру в виде одной фигуры - Юсташа де Сен-Пьера, но их было шесть. Кроме того, О. Роден хотел отказаться от постамента, чтобы фигуры были почти на одном уровне со зрителями (они несколько больше человеческого роста). Впервые скульптура была показана в 1889 году и была встречена восхищением. В Кале церемония открытия памятника состоялась в 1895 году, но по настоянию властей он был установлен на пьедестале с оградой. Только в 1924 г. желание О.Родена исполнено «Граждане Кале» размещены на земле.
Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.
Это бронзовая скульптура скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. После одержанной в 1346 году

Слайд 11С 1880 и до конца жизни Роден работал над большой горельефной

композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

«Врата ада»

С 1880 и до конца жизни Роден работал над большой горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией»

Слайд 12Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы

остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888).

«Та, которая была прекрасной Ольмьер»

«Поцелуй»

«Мыслитель»

Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура «Та, которая была

Слайд 13Статуя «Мыслитель» представляет собой обнаженную фигуру. По словам Родена, думать «Мыслителя»

заставляет то, что ноздри его дышат, сердце бьется, легкие наполняются воздухом, то, что у него свои боли, радости, стремления и страсти. Жизнь, чувство и мысль для скульптора неразделимы. Поза фигуры очень своеобразна. Почти любая часть тела несет весь груз фигуры. И даже свободная рука, лежащая на бедре, мускульно напряжена так, словно и она поддерживает тело. С другой стороны впечатление огромного напряжения соединяется с ощущением отсутствия всякого усилия. Скульптор заставляет почувствовать могучую силу мышления человека, творящего мир в процессе вдохновения и словно не доходящую до полной ясности и концентрации. «Мыслитель» может быть понят в трагическом плане как образ художника, обладающего огромной творческой энергией, но не способного ее реализовать, «мучимого невоплощенным вдохновением».
В композиции «Врата ада» фигуру «Мыслителя» предполагалось поместить над дверями, на которых должны были быть изображены обнаженные тела мужчин и женщин, то ли мучимые силой их собственных страстей, то ли крутящихся в адском вихре.

«Мыслитель»

Статуя «Мыслитель» представляет собой обнаженную фигуру. По словам Родена, думать «Мыслителя» заставляет то, что ноздри его дышат,

Слайд 14Фигуры, созданные Роденом, напоминают строки дантовского «Ада»:

Там адский ветер, отдыха не

зная,
Мчит сонмы душ среди окрестной тьмы
И мучит их, крутя и истязая.

Представление о таком вихре может дать скульптурная группа из двух фигур, мужской и женской. Она изображает соединенных поцелуем обнаженных людей, которые могут казаться летящими. Первоначально эта композиция была связана в сознании скульптора с дантовскими образами Паоло и Франчески, несчастных любовников, убитых ревнивым мужем. Отделившаяся от «Врат» и ставшая самостоятельной, группа получила название «Вечная весна», что говорит о некотором переосмыслении образа. Тема полета несколько смягчена. Порыв вихря словно превращается в страстное стремление человека к счастью.

«Вечная весна»

Фигуры, созданные Роденом, напоминают строки дантовского «Ада»:Там адский ветер, отдыха не зная,Мчит сонмы душ среди окрестной тьмыИ

Слайд 15Роден воспринимал скульптуру как произведение, которое может и должно меняться вслед

за автором.

Для него не существовало такой категории, как законченность или совершенство; он мог работать над одной и той же скульптурой годы, многократно её переделывая.

Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Герои Родена охвачены сильными эмоциями — любовью, болью, отчаянием, и Роден добивался убедительного отображения этих состояний, не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам, к тому моменту ставшим своего рода скульптурными клише. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой „Мыслитель“ думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног».

Роден воспринимал скульптуру как произведение, которое может и должно меняться вслед за автором.Для него не существовало такой

Слайд 16В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию

художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа.

С середины 1880-х гг. в творчестве Родена всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций – от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности.

Постепенно меняется и манера Родена: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, – подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва»

В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам;

Слайд 17Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Родена, как памятники

В. Гюго (мрамор, 1886–1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893–97; установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899), который должен был воплотить в себе мечту художника о монументальном творчестве. Но лишь группа «Благословение» — два крылатых гения, склонившихся вниз,— была осуществлена художником в уменьшенном размере.

В 1898 общество, заказавшее Родену статую Бальзака, отказалось от его услуг, мотивируя это тем, что в представленном этюде нет портретного сходства с писателем.

Монумент Виктору Гюго (Палайский королевский памятник). 1890

Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Родена, как памятники В. Гюго (мрамор, 1886–1900) и О.

Слайд 18Личная жизнь скульптора была не менее насыщена, чем его творческая деятельность.


В 1885 Роден взял помощницей в мастерскую 19-летнюю Камиллу Клодель. Девушка оказалась не только талантливой ученицей, но и вскоре стала возлюбленной Родена, несмотря на значительную разницу в возрасте. При этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Роз Бёре, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они бедствовали в Бельгии, и растила их сына.

Камилла Клодель, 1884. Огюст Роден, 1889. 

Личная жизнь скульптора была не менее насыщена, чем его творческая деятельность. В 1885 Роден взял помощницей в

Слайд 19Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо.

Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. 
А тут внезапно в нем зарождается нечто новое, что после разлуки с Камиллой словно уходит в песок. Такая взаимосвязь между страстью и творчеством у двух любовников одной профессии, работающих вместе, в одной мастерской и над одним сюжетом, подводит нас к выводу: без малого 15 лет Камилла была музой и правой рукой Родена».
15-летняя история сотворчества и страсти закончилась катастрофой: любовь Камиллы переросла в ненависть. По несколько недель она не выходила из квартиры, погруженная в глубокую депрессию, лепила фигуры и тут же их разбивала – весь пол был устлан осколками. 
Ее рассудок не выдержал этого испытания: в 1913 г. женщину поместили в психиатрическую клинику, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни. 

Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы

Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Родену было за 40, он успел

Слайд 20В течение 15 лет Камилла была для Родена возлюбленной, натурщицей, музой,

генератором идей и соавтором работ. А после их расставания она лишилась рассудка, а Роден не создал ни одного выдающегося произведения.

Камила Клодель в клинике в Монтедеверже, 1929.

Огюст Роден, 1915.

В течение 15 лет Камилла была для Родена возлюбленной, натурщицей, музой, генератором идей и соавтором работ. А

Слайд 21Не менее трагична была судьба и его жены – Роуз Бёре.


Огюст Роден официально женился в 76. 1917, 29 января — Роуз Бёре стала законной женой художника. Через две недели 14 февраля она умирает. С ней, невзрачной швеей Роуз Бёре, скульптор прожил полвека в гражданском браке.
1917, 17 ноября — умирает Роден. Похоронен с Роуз в Медоне. На могиле стоит скульптура художника "Мыслитель"


Свадьба Огюста Родена и Роуз Бёре. Мёдон. Париж. Третья Французская республика. 19 января 1917 года.

Могила Родена и Роуз в Медоне

Не менее трагична была судьба и его жены – Роуз Бёре. Огюст Роден официально женился в 76.

Слайд 22Музей д'Орсе в Париже
Музей Родена в Филадельфии
Роден умер в своём доме

в Медоне, недалеко от Парижа.
Большинство своих произведений Огюст Роден завещал французскому народу, многие из них хранятся в музее Родена в Париже и в Музее д'Орсе (Париж), а также в музее Родена в Филадельфии. Некоторые работы находятся в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург),) музее Национальной галерее искусств (Вашингтон)и других музеях мира.
В честь Родена назван кратер на Меркурии.

Работам Огюста Родена посвящены три музея.

музей Родена в Париже

Музей д'Орсе в ПарижеМузей Родена в ФиладельфииРоден умер в своём доме в Медоне, недалеко от Парижа. Большинство

Слайд 23Какая работа Огюста Родена является его первым шедевром в портрете?

Какой

памятник был создан в 1884–88 Огюстом Роденом для г. Кале?

Назовите большую горельефную композицию, над которой Огюст Роден работал с 1880 и до конца жизни?

Где в композиции «Врата ада» Огюст Роден предполагал поместить фигуру «Мыслителя»?

Вопросы для повторения

«Человек со сломанным носом»

«Граждане Кале»

«Врата Ада»

Вверху

Какая работа Огюста Родена является его первым шедевром в портрете? Какой памятник был создан в 1884–88 Огюстом

Слайд 24Какая скульптурная группа из двух фигур должна была давать представление об

адском вихре?

С чьими образами первоначально эта композиция была связана в сознании скульптора?

Как звали возлюбленную, натурщицу, музу, генератора идей и соавтора работ Родена?

Что назвали честь Родена?

Вопросы для повторения

«Поцелуй»

с дантовскими образами Паоло и Франчески

кратер на Меркурии

Камилла Клодель

Какая скульптурная группа из двух фигур должна была давать представление об адском вихре?С чьими образами первоначально эта

Слайд 25Чиликин А.М. Огюст Роден. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина. – М.: Изобраз. искусство, 1970;
Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 127–130;
Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века.–Л.: Искусство, 1986, С. 209–219;
Вейс Д. Нагим пришел я … Пер. с англ. – М.: Правда, 1989;
Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры.–М.: Искусство, 1989, С. 377–394.
https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post252331697
http://opisanie-kartin.com/opisanie-skulptury-fransua-ogyusta-rodena-grazhdane-kale/
https://artchive.ru/artists/1346~Ogjust_Roden/works/501893~Bashnja_truda
https://regnum.ru/gallery/album/2344250.html
https://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post60560440/comments#
http://phistory.info/photo-history/1787-zhenitba-ogyusta-rodena-i-rouz-bere.html

Источники

Чиликин А.М. Огюст Роден. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – М.: Изобраз. искусство, 1970;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть