Презентация, доклад на тему Символы в искусстве: Пятое чувство

Содержание

«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…» Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить — они оказываются утраченной культурой. Так что в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания, воспоминания и … живопись. Ведь в истории искусства сложилась своя

Слайд 1Пятое чувство: обоняние и его символы в живописи
Символы в искусстве
Iraida Mokshanova

Пятое чувство: обоняние и его символы в живописиСимволы в искусствеIraida Mokshanova

Слайд 2«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…»
Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей

жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить — они оказываются утраченной культурой.
Так что в царстве обоняния нам приходится полагаться на описания, воспоминания и … живопись.
Ведь в истории искусства сложилась своя традиция символов, связанных с обонянием, его сакральным и практическим значением.

Iraida Mokshanova

«Есть запахи, чья власть над нами бесконечна…» Вдыхая окружающие ароматы, мы не задумываемся об их значении в нашей жизни, как и о том, что запахи невозможно увековечить — они

Слайд 3Джордж Фредерик Уоттс.
Выбирающая. Эллен Терри
Iraida Mokshanova

Джордж Фредерик Уоттс. Выбирающая. Эллен ТерриIraida Mokshanova

Слайд 4Джузеппе Арчимбольдо.
Запах. 1560-е

Iraida Mokshanova

Джузеппе Арчимбольдо. Запах. 1560-е Iraida Mokshanova

Слайд 5Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание — чувства, без которых невозможно ощутить и отразить окружающий мир во всей полноте.
Именно

из аббревиатуры латинских слов, обозначающих пять чувств («вкус» — sensus, «слух» — auditus, «желание» — libinis, «зрение» — visus, «дуновение, благоухание» — spiritus), состоит пентаграмма, символизирующая гармонию и известная как «SALUS» («здоровье»).

Iraida Mokshanova

Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание — чувства, без которых невозможно ощутить и отразить окружающий мир во всей полноте.Именно из аббревиатуры латинских слов, обозначающих пять чувств («вкус» —

Слайд 6Лоуренс Альма-Тадема.
Олеандр. 1882

Iraida Mokshanova

Лоуренс Альма-Тадема. Олеандр. 1882Iraida Mokshanova

Слайд 7Познание чувств, их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых, но и художников.
В эпоху Возрождения, когда

в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек со всеми его физиологическим особенностями стал предметом пристального внимания, — в живописи весьма востребованным приемом оказались аллегории.
Именно аллегориям предназначено выражать квинтэссенцию явлений и понятий.

Iraida Mokshanova

Познание чувств, их секретов и взаимосвязей представляло особый интерес не только для ученых, но и художников. В эпоху Возрождения, когда в обществе нашли отклик гуманистические идеи и человек

Слайд 8Герард де Лересс. Аллегория пяти чувств
Iraida Mokshanova

Герард де Лересс. Аллегория пяти чувствIraida Mokshanova

Слайд 9Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая своим «профессиональным» делом, изображены с соответствующими

атрибутами.
Так, «Слух» обычно ассоциируется с музыкой. «Обоняние» — герой или героиня держит букет, вазу с благовониями, а еще, бывает, знаковая «роль» в сюжете отведена… собаке. Это животное как символ обоняния можно обнаружить еще в средневековых рукописных книгах, так называемых бестиариях.
А в Древней Греции за возможность различать ароматы отвечала сама богиня Диана.

Iraida Mokshanova

Самый простой подход в живописном иносказании: прекрасные девы, занятые каждая своим «профессиональным» делом, изображены с соответствующими атрибутами. Так, «Слух» обычно ассоциируется с музыкой.

Слайд 10Iraida Mokshanova

Iraida Mokshanova

Слайд 11Энциклопедию знаний об ароматах и их природе представляют картины из серии «Пять чувств», написанные совместно Яном

Брейгелем Старшим «Бархатным» и Питером Паулем Рубенсом, друзьями и партнерами по искусству. 
Прежде всего, отмечаем знакомый уже букетик цветов, который Купидон дарит матери Венере. Рядом — источники всевозможных запахов: ароматический сосуд на горящих углях, гора цветов. У ног Венеры разложены скляночки, баночки и перчатки: как известно, в те времена профессия перчаточника и парфюмера представляла собой одно целое, поскольку перчатки в то время нуждались в ароматизации. Рядом расположились морская свинка (у нее есть мускусные железы) и зверек тангалунга (выделяет очень ароматное вещество — цибетин). За спиной Венеры — охотничий пёс. Слева за кустами цветов можно рассмотреть лабораторию, в которой перегоняют отвар из соцветий. На заднем плане видны олени (скорее всего, кабарга) — поставщики мускуса, сильно пахнущего вещества, которому приписываются свойства афродизиака.

Iraida Mokshanova

Энциклопедию знаний об ароматах и их природе представляют картины из серии «Пять чувств», написанные совместно Яном Брейгелем Старшим «Бархатным» и Питером Паулем Рубенсом, друзьями и партнерами

Слайд 12Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший.
Обоняние
Iraida Mokshanova

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. ОбоняниеIraida Mokshanova

Слайд 13Цветы и ароматы — наиболее популярная ассоциативная связь в искусстве. И если художнику давали заказ

на тему «обоняния», то он щедро усыпал полотно дарами Флоры.
Показательна в этом смысле работа, выполненная в технике «флорентийская мозаика» из цветных камней «Обоняние и осязание» — одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины II (государственный музей-заповедник «Царское Село»). На фоне античных руин представлена галантная сцена, каждая деталь которой аллегорически показывает чувства обоняния и осязания.
Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат цветка, подносимого ей юношей. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. На переднем плане (проза жизни и намек!) обнюхиваются две большие породистые собаки. Еще одна пара влюбленных демонстрирует, скажем так, удовольствие осязания.

Iraida Mokshanova

Цветы и ароматы — наиболее популярная ассоциативная связь в искусстве. И если художнику давали заказ на тему «обоняния», то он щедро усыпал полотно дарами Флоры.Показательна

Слайд 14Группа мастеров. Обоняние и Осязание. 1751
Iraida Mokshanova

Группа мастеров. Обоняние и Осязание. 1751Iraida Mokshanova

Слайд 15Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской
Голландские художники XVII века избрали для

аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта. Их живописные ребусы и шарады включают цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркала, ларцы и ковры, предметы, которые трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.

Iraida Mokshanova

Любен Божен. Натюрморт с шахматной доскойГолландские художники XVII века избрали для аллегорий свои образы в излюбленном жанре натюрморта.

Слайд 16Франс Снейдерс. Фруктовая лавка
Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество изобильной природы, столь звучно

воспетое Франсом Снейдерсом. В полотнах под общим названием «Лавки» («Лавка рыбы», «Лавка дичи», «Лавка овощей» и «Лавка фруктов») также прослеживаются основные аллегорические темы, и в том числе — «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение).

Iraida Mokshanova

Франс Снейдерс. Фруктовая лавкаФламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество изобильной природы, столь звучно воспетое Франсом Снейдерсом. В полотнах под общим

Слайд 17Потом на смену натюрморту пришла сюжетная картина, и вот уже обоняние символизирует курильщик трубок, вкус —

пьянчужка в таверне, слух — деревенские музыканты. Ну, а за осязание «отвечают» залихватские объятья деревенского ухажера.

Iraida Mokshanova

Потом на смену натюрморту пришла сюжетная картина, и вот уже обоняние символизирует курильщик трубок, вкус — пьянчужка в таверне, слух — деревенские музыканты. Ну, а за осязание «отвечают» залихватские

Слайд 18Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря:

так пытаются привести в чувство юношу. Эту картину из цикла «Пять органов чувств» обнаружили в 2015 году всем на удивление. Событие неординарное, ведь ранняя работа мастера «Обоняние» считалась утерянной.

Iraida Mokshanova

Юный Рембрандт аллегорию обоняния передал, призвав в ассоциации эффект от действия резкого запаха нашатыря: так пытаются привести в чувство юношу. Эту

Слайд 19Выбор символа Рембрандтом необычен — что ж, приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста

и культурной среды. И если ароматы Версаля, страдающего долгие годы отсутствием канализации, королевские гости и придворные вынуждены были воспринимать как должное, то молодой папаша на картине Адриана Браувера, вытирая попку своему малышу, кривится.
Впрочем, также, как и папаша с полотна Адриана ван Остаде.

Iraida Mokshanova

Выбор символа Рембрандтом необычен — что ж, приятных и неприятных запахов не бывает. Мы их воспринимаем в зависимости от контекста и культурной среды. И если ароматы Версаля, страдающего долгие

Слайд 20Александр Николаевич Бенуа. Азбука. Оимиам. 1904
Iraida Mokshanova

Александр Николаевич Бенуа. Азбука. Оимиам. 1904Iraida Mokshanova

Слайд 21Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад...
Другие — царственны, в

них роскошь и разврат…

Хотя ароматы невозможно сохранить, но ссылаясь на архивные записи, можно реконструировать ароматные субстанции и предположить: чем «пахнут» герои полотен?
«Ваши пальцы пахнут ладаном» (точнее, миро, в состав которого входит это ароматическое вещество) — так можно сказать об образе Марии Магдалины. Согласно Евангелию, она омыла ноги Христа и отёрла своими волосами. Сосуд с благовониями — главный атрибут библейской героини.
В христианстве благоухание ладана, елея, миро наделено священным смыслом.

Iraida Mokshanova

Есть запах чистоты. Он зелен, точно сад... Другие — царственны, в них роскошь и разврат…Хотя ароматы невозможно

Слайд 22Питер Пауль Рубенс. Пир у Симона Фарисея. 1620
Iraida Mokshanova

Питер Пауль Рубенс. Пир у Симона Фарисея. 1620Iraida Mokshanova

Слайд 23Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина. 1565
Рогир ван дер Вейден. Триптих Брак.

Фрагмент. 1450

Iraida Mokshanova

Тициан Вечеллио. Кающаяся Мария Магдалина. 1565Рогир ван дер Вейден. Триптих Брак. Фрагмент. 1450Iraida Mokshanova

Слайд 24Энтони Фредерик Сэндис. Мария Магдалина
Андреа Соларио. Мария Магдалина. 1524
Iraida Mokshanova

Энтони Фредерик Сэндис. Мария МагдалинаАндреа Соларио. Мария Магдалина. 1524Iraida Mokshanova

Слайд 25Одним из самых популярных на протяжении нескольких столетий был запах розмарина. Эфирное масло

этого растения входило в ароматическую смесь под названием «Вода королевы Венгрии», рецепт которой зафиксирован в конце XIV века (1370 г.).
Зенита своей «душистой» славы «Вода королевы Венгрии» достигла в XVII в. Так что можно смело предположить, что монаршие особы и придворные, шурша оборками, распространяли аромат розмарина.

Iraida Mokshanova

Одним из самых популярных на протяжении нескольких столетий был запах розмарина. Эфирное масло этого растения входило в ароматическую смесь под

Слайд 26Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434
Iraida Mokshanova

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434Iraida Mokshanova

Слайд 27Ян ван Эйк. Маргарет ван Эйк, жена художника
Петрус Кристус. Портрет девушки.

1465

Iraida Mokshanova

Ян ван Эйк. Маргарет ван Эйк, жена художникаПетрус Кристус. Портрет девушки. 1465Iraida Mokshanova

Слайд 28В XVI веке царили пряные ароматы Востока и нежные цветочные запахи, которые содержались в ароматницах, так

называемых «помандерах». Их использовали не только для декоративных целей — с их помощью спасались от инфекций и отгоняли неприятные запахи.
В емкости с перфорированным стенками клали шарики, сформированные из ароматических веществ на основе амбры, цибетина и мускуса. Обладатели таких аксессуаров добавляли по вкусу ладан, стирракс, гвоздику, корицу, гилеадский бальзам, камфору, лаванду, майоран, мускатный орех, корень ириса флорентийского, розмарин, розовое масло, нард, душистые цветочные воды и т.д.

Iraida Mokshanova

В XVI веке царили пряные ароматы Востока и нежные цветочные запахи, которые содержались в ароматницах, так называемых «помандерах». Их использовали не только для декоративных целей —

Слайд 29Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага. 1538
Iraida Mokshanova

Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага. 1538Iraida Mokshanova

Слайд 30Тициан Вечеллио. Красавица. 1536
Остзанен Якоб Корнелис. Портрет Эдцарда I Великого. 1518
Iraida

Mokshanova
Тициан Вечеллио. Красавица. 1536Остзанен Якоб Корнелис. Портрет Эдцарда I Великого. 1518Iraida Mokshanova

Слайд 31Петер Пурбус. Портрет неизвестной с помандером на золотой цепочке. XVI век
Тициан Вечеллио.

Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. 1542

Iraida Mokshanova

Петер Пурбус. Портрет неизвестной с помандером на золотой цепочке. XVI векТициан Вечеллио. Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци.

Слайд 32Впервые эти туалетные аксессуары были изображены в «Лодках неразумных женщин» — серии из пяти

карикатур, выпущенной Йодокусом Бадиусом в 1502 г. Эти карикатуры высмеивали злоупотребления, связанные с каждым из пяти чувств. 
Гравюра изображает «Лодку дурацких запахов», где находятся три дамы, одна из которых держит в руках цветы и одновременно нюхает приобретенный у присутствующего там же парфюмера помандер, который подносит ей подруга.

Iraida Mokshanova

Впервые эти туалетные аксессуары были изображены в «Лодках неразумных женщин» — серии из пяти карикатур, выпущенной Йодокусом Бадиусом в 1502 г. Эти карикатуры высмеивали

Слайд 33Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис, графини Сомерсет. 1615
Роза и корица — ароматы английских леди

XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки отваром-смесью из белого вина, розовой воды и стеблей корицы.

Iraida Mokshanova

Уильям Ларкин. Портрет Фрэнсис, графини Сомерсет. 1615Роза и корица — ароматы английских леди XVII века. Барышням рекомендовали протирать подмышки

Слайд 34Iraida Mokshanova

Iraida Mokshanova

Слайд 35Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701
Король Людовик XIV любил аромат роз, лосьоном

из которых его растирали по утрам и после каждой перемены одежды. Гардероб менялся 3−4 раза в день — после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз королю подавали свежее белье и растирали его с головы до пят спиртовым лосьоном.

Iraida Mokshanova

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701Король Людовик XIV любил аромат роз, лосьоном из которых его растирали по утрам и после каждой

Слайд 36Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. 1756
Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала

насыщенные, «тяжелые» ароматы. Есть свидетельства о том, что портьеры её будуара почти 20 лет после смерти хозяйки сохраняли запах мускуса, которым она якобы приворожила короля.

Iraida Mokshanova

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. 1756Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала насыщенные, «тяжелые» ароматы. Есть свидетельства о том, что портьеры

Слайд 37Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри. 1781
Сменившая её мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные

ароматы и сделала модными одеколоны.

Iraida Mokshanova

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри. 1781Сменившая её мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.Iraida Mokshanova

Слайд 38Элизабет Виже-Лебрен. Королева Франции Мария Антуанетта. 1788
«Чувственно-сладкий букет» из жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы

сопровождал Марию-Антуанетту. Формулу духов, которые так любила жизнерадостная супруга Людовика XVI, получивших название Le Sillage de la Reine — «След королевы», — обнаружили в национальных архивах.

Iraida Mokshanova

Элизабет Виже-Лебрен. Королева Франции Мария Антуанетта. 1788«Чувственно-сладкий букет» из жасмина, ириса, серой амбры, розы и туберозы сопровождал Марию-Антуанетту. Формулу духов, которые так любила

Слайд 39Если говорим о женских образах, столь любимых Жаном Огюстом Домиником Энгром и Жаком-Луи Давидом, -

вспоминаем то, что большинство прелестниц использовали пачули. Современному человеку вряд ли понравился бы этот резкий и малоприятный запах. А вот в эпоху наполеоновской империи пачули были в фаворе, а секрет их популярности скрывался… в индийских шалях. Дамы носили легкие платья в неоклассическом стиле, и, чтобы не замерзнуть, кутались в индийские кашемировые шали. А на Востоке кашемировые шали, чтобы уберечь от моли, издавна прокладывали сухими пачулями. В итоге их землисто-древесный запах стал прочно ассоциироваться с красивыми экзотичными шалями, и парфюмерам пришлось срочно выпускать духи с ароматом пачулей.
К середине XIX века мода на Восток прошла и аромат пачулей потихоньку развеялся.

Iraida Mokshanova

Если говорим о женских образах, столь любимых Жаном Огюстом Домиником Энгром и Жаком-Луи Давидом, - вспоминаем то, что большинство прелестниц использовали пачули.

Слайд 40Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Девосе. 1807
Iraida Mokshanova

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Девосе. 1807Iraida Mokshanova

Слайд 41Жак-Луи Давид. Сестры Зенайде и Шарлотта Бонапарт. 1821
Жак-Луи Давид. Мадам Реймонд

де Вернинак, Генриетта Делакруа, сестра художника Эжена Делакруа. 1799

Iraida Mokshanova

Жак-Луи Давид. Сестры Зенайде и Шарлотта Бонапарт. 1821Жак-Луи Давид. Мадам Реймонд де Вернинак, Генриетта Делакруа, сестра художника

Слайд 42Жан Огюст Доминик Энгр.
Мадам Панкук. 1811
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет

мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар. 1806

Iraida Mokshanova

Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Панкук. 1811Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен

Слайд 43Фирмен Массо. Портрет Жозефины
Жозефина Богарне обожала крепкие запахи. Ее туалетная комната в Мальмезоне

была настолько пропитана запахами, — смесью мускуса, цибета, ванили и амбры, — что этот «микс» ароматов можно было почувствовать даже десятки лет спустя.

Iraida Mokshanova

Фирмен Массо.  Портрет ЖозефиныЖозефина Богарне обожала крепкие запахи. Ее туалетная комната в Мальмезоне была настолько пропитана запахами, — смесью

Слайд 44Первая половина 20-го века подарила не только женщинам, но и мужчинам разнообразнейшую палитру ароматов — на любой

вкус.
Ароматным воплощением пуристских и конструктивистских идей стали духи «Шанель № 5», появившиеся в 1921 году. Влияние конструктивизма ощутимо не только в сухом цифровом названии, но и в форме флакона. В его простом квадратном дизайне отразилось стремление к суровой выразительности, чистой целесообразности, лишенной декоративных элементов. Это один из первых образцов классики ХХ века, и не случайно сейчас флакон «Шанель № 5» выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Iraida Mokshanova

Первая половина 20-го века подарила не только женщинам, но и мужчинам разнообразнейшую палитру ароматов — на любой вкус. Ароматным воплощением пуристских и конструктивистских идей

Слайд 45Iraida Mokshanova

Iraida Mokshanova

Слайд 46Пабло Пикассо. Задник к балету «Голубой экспресс». 1924
По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал

скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской площади в Париже. Можно допустить, что на премьеру балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс» (над костюмами для которого работала Коко Шанель), пришли зрительницы со шлейфом этого смелого аромата, и его наверняка предпочитали и героини картин Тамары Лемпицки.

Iraida Mokshanova

Пабло Пикассо. Задник к балету «Голубой экспресс». 1924По замыслу дизайнеров, прямоугольный контур флакона содержал скрытую аллюзию на очертания знаменитой Вандомской

Слайд 47Iraida Mokshanova

Iraida Mokshanova

Слайд 48Лоуренс Альма-Тадема. Розы Гелиогабала (фрагмент). 1888
Что ж, художникам, как никому другому, удалось уловить и запечатлеть «пятое чувство» —

обоняние. Вы ведь ощущаете аромат, глядя на прекрасную картину с розами?
Теперь, зная символическое значение атрибутов и модные веяния разных времен, можно значительно расширить представимую палитру запахов известных работ.

Iraida Mokshanova

Лоуренс Альма-Тадема.  Розы Гелиогабала (фрагмент). 1888Что ж, художникам, как никому другому, удалось уловить и запечатлеть «пятое чувство» — обоняние. Вы ведь ощущаете аромат, глядя на прекрасную

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть