Слайд 2«Мы Русы - внуки Даждьбожии, правнуки Велеса и Перуна»
«Славяне
- потомки Даждьбога, родившего нас через космическую корову Земун и Бога Рода».
Слайд 3Самым древним верховным мужским божеством у славян был Род. В христианских
поучениях против язычества ХII-ХIII вв.
О Роде пишут как о Боге, которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.
В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия».
Слайд 5Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на
богов солнечных и богов функциональных.
Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года:
Хорc (Коляда)
Ярило
Даждьбог (Купайла)
Сварог (Световит).
Слайд 10и богов функциональных. Функциональные боги:
Перун
Семаргл
Велес (Волос)
Стрибог
Лада
и другие
Слайд 12Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома
сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и пытался перекричать гром.
Слайд 13Но только став абсолютно взрослым, научился контролировать эти силы природы, управлять
ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы.
Слайд 14Велес (Волос)
Велесова книга - это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная
богу богатства и мудрости древних славян Велесу.
В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).
Слайд 19Семаргл — это славянский бог огня. Он был одним из самых
уважаемых представителей языческого пантеона.
Семаргл принимал участие в первоначальном отделении тьмы от света.
Слайд 20Семаргл — это первородный огонь, горение которого поддерживает существование вселенной —
дома людей и богов, соответственно, огонь, греющий жилище славянина, находится под его покровительством.
Слайд 21Стрибог — один из верховных славянских богов. Значение этого бога для
современных исследователей остаётся загадкой. Несмотря на то, что Стрибог был явно очень почитаем в Древней Руси, до сих пор достоверно не выяснено, чему покровительствовал или чем заведовал данный бог. Долгое время Стрибога считали богом ветров, однако в последнее время эта версия постепенно уходит в прошлое.
Слайд 22В «Слове о Полку Игореве» говорится:
«Се ветри, Стрибожи внуци, веют
с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы».
Слайд 23
Лада – богиня первого поколения славянского пантеона.
Лада богиня
изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются. Лада всегда весела, она наполняет мир теплом, добротой и любовью. Любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами
Слайд 25ДУХИ И СУЩЕСТВА
Берегиня
Берегиня – в мифологи древних славян дух-покровитель,
оберегающий достойных сынов и дочерей рода, живущих по законам предков, первый из которых гласит: жизнь человека определяют его деяния, а мерилом всего является совесть. Жизнь в соответствии с канонами чести, достоинства, жизнь в согласии с собственной совестью – это удел достойных. Таких людей Берегиня защищает от зла и горя.
Слайд 27На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем
боги высшего и среднего уровня. К ним относились: домовые, лешие, русалки, кикиморы, упыри, банники (баенники) и т.д.
Слайд 28Банник - дух бани. Он представляется в виде крохотного, но очень
сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой.
Слайд 29Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке
и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится.
Слайд 30Лесовик-леший - один из самых известных низших духов славянской мифологии, обитающих
в лесной чащобе. Так как он живет уже ЗА границей человеческого поселения, считается враждебным и опасным человеку. Он умеет оборачиваться, является в виде дряхлого старика, либо дерева, медведя..
Слайд 31Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший - волчий
и медвежий пастух, ему подчиняются все звери в лесу Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники.
Слайд 32Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским
божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.
Слайд 33Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору
обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.)
Слайд 34Русалка
Русалки - это духи, души заложных покойников, то есть умерших не
своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.
Слайд 35Русалка — мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или
дух), связанное с водоёмами. В русском фольклоре называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами.
Слайд 36В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и
духов умерших детей. Представляли их, то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами.
Слайд 38Упырь – это пожиратель, потребитель, поглотитель без отдачи, «черная дыра». В
этом коренным образом вера, менталитет, учение славян отличается от учений других народов. Не просто не будь сам упырем, но и не корми, не плоди, не размножай на Земле такое явление.
Упырь в славянской мифологии – живой или мертвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь (иногда поедающий людскую плоть).
Слайд 39Понятие «упырь» у славян – это то что забирает силу безвозвратно.
«Это», оно не называлось и представляло собой перечень болезней и напастей: лихорадка, сухотка, присуха, лихоманка, злыдня, черти, бесы – это были названия того, как эта энергия забирается. Этому явлению не давалось имя собственное. У него нет имени. Это просто нарицательное название, «упырь» – с маленькой буквы. И данное слово обозначает процесс, при котором происходит потеря силы, энергии, а не какую-то сущность.
Слайд 40Птица Гамаюн
- вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее
тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
От слова «гамаюн» происходит «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).
Слайд 41Исследовательский проект
Целью проекта является:
1) знакомство с божествами и духами славянской мифологии;
2)
знакомство с художниками, композиторами и писателями, воплотившими в своем творчестве образы славянской мифологии; знакомство с произведениями устного народного творчества, в которых упоминаются образы славянских мифов.
Слайд 42Задачами проекта являются:
сбор информации в библиотеке, поиск информации в интернете,
изготовление персонажей славянских мифов, сочинение загадок, создание презентации.
Этапы изучения.
Знакомство с героями славянской мифологии.
Поиск информации о героях славянской мифологии в различных жанрах устного народного творчества, в русской литературе 19-20 вв.
Поиск информации о героях славянской мифологии в музыке.
Поиск информации о героях славянской мифологии в изобразительном искусстве.
Слайд 43Обработка и систематизация информации.
Подготовка продуктов проекта:
1.Презентации и докладов ( каждый
участник выполняет индивидуальное сообщение)
2. Подготовка творческих работ –
рисунков и кукол.