Слайд 1Русская церковная архитектура XVI века.
Собор Василия Блаженного в
Москве.
Интегрированный урок литературы, истории и МХК, разработанный учителями русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №4»
города Подольска
Морщакиной М.В., Бельмас Н.Н.
Слайд 2Софийский собор в Киеве
Софийский собор
в Новгороде Великом
Слайд 3В конце XV века Москва завершает процесс централизации русских земель. Иван
III, князь Московский, по праву принимает высокий титул великого князя всея Руси. Московский Кремль – до этого резиденция великого князя и митрополита Московского - становится «лицом» столицы огромного государства. Начинаются масштабные преобразования в Кремле. Сюда приглашаются лучшие мастера Западной Европы – итальянцы. Они владеют техникой изготовления кирпича - современного строительного материала, который только теперь предстоит освоить Руси. В строительстве новых краснокирпичных стен и башен Кремля примет участие 2,5 тысячи русских каменщиков. Московский Кремль не будет иметь аналогов среди европейских крепостей
Слайд 4И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне –
явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
(О. Мандельштам)
Слайд 5 Первым в Кремле был возведен величественный Успенский собор.
Его строителю – крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти надлежало следовать образцу Владимирского Успенского собора XII века, дабы показать преемственность власти московских князей от владимирских. Фиораванти исполнил это задание. Но подошел к нему творчески: он повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: крестово-купольную конструкцию, пятиглавие, декоративное оформление. В целом же он придал зданию принципиально новый облик.
Слайд 6 И снаружи, и изнутри собор выглядит удивительно монолитным - «яко
един камень», по образному выражению одного из современников. Равномерное членение стен вертикальными выступами (лопатками) и завершение их на одной высоте полукружиями (закомарами) позволило существенно раздвинуть внутреннее пространство собора. Другое новшество - двойной ярус окон. До этого на Руси было принято только одноярусное освещение в храмах. Украшение фасада - пояс из колонок и арочек и изображение Владимирской Божьей матери над южным порталом –прозрачное указание на владимирский «прообраз» московского собора. Венчает собор мощное пятиглавие. Шлемовидные купола вызывают в воображении образ русского богатыря, воина. Собор поражал современников своим «величеством, и светлостью, и звонностью и пространством». Вплоть до Октябрьской революции Успенский собор являлся главным кафедральным собором России, где венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов. Как архитектурное сооружение Успенский собор оказал огромное влияние на развитие общенациональной русской архитектуры.
Слайд 7За Успенским поднялись Благовещенский и Архангельский соборы, в создании которых принимали
участие лучшие русские зодчие и иконописцы. Многие века архитектурно-художественный ансамбль Московского Кремля остается эталоном красоты русского зодчества. Московская архитектура рубежа XV и XVI веков становится общерусским явлением.
Слайд 8 После смерти Ивана III русским царем стал
его внук – Иван IV. В торжественной обстановке в Успенском соборе Московского Кремля в 1547 году состоялось его венчание на царство. Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына. Недаром народ нарек его Грозным.
С рождением царя Ивана Грозного, его победами связано строительство выдающихся памятников отечественной архитектуры, так называемого шатрового зодчества.
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями великих правителей и полководцев, триумфальными арками, торжественными колоннами… В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы.
Слайд 9 25 лет ждал появления наследника великий князь Василий
III. Когда в 1530 году родился долгожданный первенец, отец будущего царя дал благочестивый обет: построить деревянный храм в честь Святого Иоанна Предтечи - небесного покровителя своего новорожденного сына. Обет он свой исполнил, но этим не ограничился. Спустя 2 года, в канун даты крещения наследника, в его честь в подмосковной великокняжеской резиденции - селе Коломенском был освящен знаменитый храм Вознесения.
Слайд 10 Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила
воображение современников Летописец восторженно писал, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала преже сего в Руси» И действительно, храм открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры.
Слайд 11 «Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я
стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота, красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».
Берлиоз
Слайд 12собор Старицкого Успенского монастыря
собор Рождественского монастыря в Москве
церкви Усекновения
главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове
храма Покрова на рву
Слайд 13Храм имеет пять восьмигранных приделов, теснящихся вокруг центрального столповидного здания. Этот
центральный столп выполнен в виде многоярусной башни. Весь яркий архитектурный декор, построенный на необычно сложной игре форм (кокошники, полуцилиндры), говорят о влиянии деревянного зодчества. Эта церковь в Дьякове является прямой предшественницей шедевра русской и мировой архитектуры – храма Покрова что на рву.
Слайд 14Архитектурный ансамбль Собора состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в
названиях которых отразились казанские события. Посреди стоял восьмигранный столп. Он увенчан в центре шатром, вокруг идет галерея. Он соединяет все церкви в некое неповторимое и гармоничное единство. Каждая из церквей своеобразна в своей индивидуальности, богато украшена декором из арочек, кокошников, раковин и других элементов, придающих всему сооружению праздничный вид. Это храм –памятник важному историческому событию. Центральный шатер был украшен цветной майоликой.