Слайд 2План урока.
Орг.момент (1 мин);
Постановка темы урока (1 мин);
Вводная беседа (10 мин);
Закрепление
(5 мин);
Самостоятельная работа детей (25 мин);
Итоги работы (1 мин)
Выставка работ (2 мин);
Слайд 3НАТЮРМОРТ
Сегодня мы будем рисовать натюрморт из, кувшина, миска, граната с
натуры. Работа рассчитана на два урока. На этом уроке наша задача закомпоновать рисунок – обозначить положение предметов и их форму. На следующем уроке вы сделаете рисунок в цвете.
Слайд 4Вводная беседа.
Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура,
декоративно – прикладное искусство)
Что такое жанр изобразительного искусства?
Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами.)( пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
Слайд 5 А что такое натюрморт?
Конечно, это не научное определение натюрморта.
Натюрморт – это…. Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», изображение предметов: цветов, дичи, утвари.
Но посмотрите, сколько в нем жизни! Обсуждение картин.
- Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасным художником Сарян Мартирос Сергеевича.
Слайд 6САРЬЯН МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ (1880-1972)
Слайд 7Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в.
Родился в Нахичевани-на-Дону 16
февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. СероваРодился в Нахичевани-на-Дону 16 февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина.
В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване.
Слайд 8
Примкнул к символизму еще в студенческие годы. Значительная часть его композиций
1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.
Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.
Слайд 9ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ. ЗРЕЛЫЕ ФРУКТЫ
Слайд 10ДАРЫ ОСЕНИ
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ ПИСАЛ: «ЦВЕТА ДЕЙСТВУЮТ НА ДУШУ: ОНИ
МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ ЧУВСТВА, ПРОБУЖДАТЬ ЭМОЦИИ И МЫСЛИ, КОТОРЫЕ НАС УСПОКАИВАЮТ ИЛИ ВОЛНУЮТ, ПЕЧАЛЯТ ЛИ РАДУЮТ»
Слайд 14«БОЛЬШЕ СОЛНЦА Я ЛЮБЛЮ ТОЛЬКО СОЛНЦЕ!» — ГОВОРИЛ САРЬЯН. И ЭТО
ЧИСТАЯ ПРАВДА. ЕГО КАРТИНЫ ИЗЛУЧАЮТ СВЕТ, А КРАСКИ ПРАЗДНИЧНЫ И ЛИКУЮЩИ.
Слайд 15Сарьян не добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции
строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное - сочетание и контрасты локальных пластов цвета.
Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски.
Однажды он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"
Слайд 16. КОМПОЗИЦИЯ, ТО ЕСТЬ ГРАМОТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ЛИСТЕ. ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ
ПРЕДМЕТОВ . ПЕРЕДАЧА ПРОПОРЦИЙ, СООТНОШЕНИЙ ПО ВЫСОТЕ, ШИРИНЕ, СОРАЗМЕРНОСТИ ПРЕДМЕТОВ, РАСПОЛОЖЕНИЮ ИХ К ЗРИТЕЛЮ (БЛИЖЕ – ДАЛЬШЕ). ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.
Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Ребята, какие предметы будем рисовать? Как будем располагать альбомный лист? (Вертикально). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.
Слайд 17Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе
легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования. (На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. Снова проверяют соотношение размеров предметов. После этого можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте какой предмет сложнее всего будет рисовать? Обратите внимание, что верхний край овала всегда визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Попробуем. Затем обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.
Слайд 18Закрепление.
Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию, заключив
ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму? Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что делаем дальше? Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей .
Итоги работы.
Что учились рисовать?
С каким художником познакомились?
Какие его картины запомнились?
Выставка работ.
Оценка:
Слайд 19ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: РИСОВАТЬ НА БУМАГЕ (А3) «ЧАШКА С ОДНИМ ФРУКТОМ»