Презентация, доклад на тему Проект Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе

Содержание

Цель проекта: показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа.

Слайд 1«Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе»
Проект подготовила: ученица 8 класса

Краснопёрова Екатерина
Проверила: Шехиреава А.С.
«Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе» Проект подготовила: ученица 8 класса Краснопёрова ЕкатеринаПроверила: Шехиреава А.С.

Слайд 2Цель проекта:
показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского

народа.
Цель проекта: показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа.

Слайд 3Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового

года является прекрасная и милая девушка – Снегурочка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является прекрасная и милая девушка

Слайд 4
Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже,
вдохновленный

такой идеей выдающийся драматург А. Н. Островский воплотил образ Снегурочки в
одноименной пьесе. По замыслу автора, Снегурочка – светловолосая девушка, родителями которой были
Дед Мороз и Весна – Красна. Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда,
бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная
и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога
Солнца Ярилы.
 
Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленный такой идеей выдающийся драматург А. Н.

Слайд 5До сих пор Снегурочка очень популярна и является
обязательной спутницей Деда

Мороза.
 
До сих пор Снегурочка очень популярна и является обязательной спутницей Деда Мороза. 

Слайд 6


СНЕГУРОЧКА (Снегурка)
У русского народа есть своя языческая (т.е.

народная) святая новогодняя Троица – Дед Мороз (Бог Отец), С
неговик (Бог Сын) и Снегурочка (Богиня Внучка).
И каждый настоящий русский почти с самого рождения и всю жизнь беззаветно верит в свою святую русскую Троицу.  Да и как можно не верить в этих наших великих русских богов, которые каждый Новый
год радуют детей и взрослых и щедро одаривают всех новогодними подарками! 
СНЕГУРОЧКА (Снегурка)У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) святая новогодняя Троица – Дед Мороз

Слайд 7 
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском

фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.  Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).  В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.  В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.  Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.  Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза). 
  Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж

Слайд 8Внучка дедушки Мороза Несравненно хороша! На щеках – румянца розы, Нежный голос, легкий шаг. Вся

она как дуновенье Молодого ветерка, Пробуждает вдохновенье, Романтична и легка. Разукрашены сапожки Белой вышивкой снегов, И звенят её серёжки Лучше всяких пышных слов. Наступившим новым утром К нам она идет сама. Здравствуй, милая Снегурка! Здравствуй, Зимушка-зима!

Внучка дедушки Мороза Несравненно хороша! На щеках – румянца розы, Нежный голос, легкий шаг. Вся она как

Слайд 9
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в

Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования

Слайд 10В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех

праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.

Слайд 11 Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда

тоже начала сопровождать прекрасная внучка.
Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Слайд 13
История создания оперы
« Снегурочка».

История создания оперы « Снегурочка».

Слайд 14История создания
История создания
Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н. А. Римский-Корсаков сам

рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
История созданияИстория созданияОбстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н. А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей

Слайд 15Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелёво. Это было его

первое лето в настоящей русской деревне. И все - пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно» - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». «О сочинении «Снегурочки» никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил». Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и, наконец, 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелёво. Это было его первое лето в настоящей русской деревне.

Слайд 16В «Снегурочке» Н. Римский-Корсаков очень тонко передал народный характер музыки. Из

подлинно народных мелодий, звучащих в «Снегурочке», можно назвать «Орел воевода, перепел подьячий» (в пляске птиц), в хоре «Веселенько тебя встречать, привечать» (в проводах масленицы) использован напев песни «А мы масленицу дожидаем», песня «Ай, во поле липенька» звучит в хорах I и III действий, песня Бобыля «Купался бобер» заимствована из народной песни «Ой, пала, припала молодая пороша».

В «Снегурочке» Н. Римский-Корсаков очень тонко передал народный характер музыки. Из подлинно народных мелодий, звучащих в «Снегурочке»,

Слайд 17Помимо цитирования русских народных песен и мелодий, композитор сочинил много собственных

мотивов, которые очень естественно воспринимаются «как народные». Известны даже упреки некоторых современных критиков, утверждавших, что тот или иной мотив есть народный, тогда как это была выдумка самого Римского-Корсакова. Доходило даже до того, что высказывалось мнение, будто композитор не в состоянии сам написать в таком стиле. Эти упреки раздражали композитора своей несправедливостью. В ответ на один из них, в котором критик утверждал, что третья песня Леля написана на народный мотив, композитор не удержался и письменно ответил (в той же газете «Новое время», в которой была напечатана статья критика): «Мелодия “Песни Леля” не народная, а моего сочинения, но если автору рецензии известен народный мотив, тождественный с нею, то я просил бы указать его мне, что для меня, как занимавшегося много народными песнями, было бы крайне интересно».

Помимо цитирования русских народных песен и мелодий, композитор сочинил много собственных мотивов, которые очень естественно воспринимаются «как

Слайд 18В связи с этим уместно привести высказывание Римского-Корсакова, имеющее принципиальный характер:

«Что касается до создания мелодий в народном духе, то несомненно, что таковые должны заключать в себе попевки и обороты, заключающиеся и разбросанные в различных подлинных народных мелодиях. Могут ли две вещи напоминать в целом одна другую, если ни одна составная часть первой не походит ни на одну составную часть второй? Спрашивается: если ни одна частица созданной мелодии не будет походить ни на одну частицу подлинной народной песни, то может ли целое напоминать собою народное творчество?».

В связи с этим уместно привести высказывание Римского-Корсакова, имеющее принципиальный характер: «Что касается до создания мелодий в

Слайд 22Спасибо

за

внимание!

Спасибозавнимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть