Слайд 1ПОРТРЕТ В ИСКУССТВЕ РОССИИ. ПОРТРЕТЫ НАШИХ ВЕЛИКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
УРОК ИСКУССТВА В 8
КЛАССЕ
Подготовила учитель предметной области «Искусство» МБОУ Красноузельская СОШ» Ромодановского района РМ Косякова Татьяна Дмитриевна
Слайд 2ПОРТРЕТ - ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной
школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Слайд 3КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини
Ю.П.
Самойловой, 1832.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Слайд 4ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ
Девочка с персиками, 1887
Холст, масло. 91×85 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Слайд 5ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ
Портрет художника И. И. Шишкина, 1873
Государственная
Третьяковская галерея
, Москва
Слайд 6ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ
Портрет А. С. Пушкина 1827г.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея ,
Москва
Слайд 7Илья Ефимович Репин
(1844-1930)
Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства — учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меценатами.
Слайд 8Портрет А.П.Бородина
Портрет А.Г.Рубинштейна
Слайд 10ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
Портрет Льва Николаевича Толстого.
1887г.
Холст, масло. 124 × 88
см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 11ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.В.СЫЧКОВА.
Звучит “Лунная соната” Л. ван Бетховена, проецируются
слайды.
Родился художник 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Мордовии/. Беспросветная нужда крестьянина-бедняка, лишившегося в детстве отца, саманная, под соломенной крышей изба, лапти, зипун, домотканая рубаха, кусок черного хлеба – вот что было уделом Федота Васильевича в детстве.
Слайд 12РОМАНТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА
Портрет Лидии Васильевны Сычковой
Картины Ф.В.Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут заражать оптимизмом, верой в человека, будут дарить людям радость, потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота труда и счастья.
Слайд 13Живописец представил Бродского в мастерской, сидящим перед мольбертом. На лацкане строгого
костюма выделяются два ордена. Одухотворенное лицо, выражение глаз, пристально смотрящих на холст, передают состояние человека тонкой и чуткой души, всецело погруженного в творчество.
И. С. Горюшкина-Сорокопудова. От всей фигуры пожилого человека, в глубоком раздумье сидящего на садовой скамье, веет задушевностью и теплом. Это состояние подчеркивается пейзажем, передающим очарование летнего солнечного дня.
Слайд 16ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЬНИЦЫ-МОРДОВКИ.
Чтобы написать этот живой портрет, самые звонкие, яркие, сочные краски
собрал на холст живописец. Картина была создана в 1937 году. У портрета есть конкретный прототип – мордовская учительница Софья Павловна Рябова. Он раскрывает черты характера и внутренний мир героини.
Слайд 18CТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ
Cтепан Дмитриевич Эрьзя — талантливейший пластик прошлого столетия. Сотни
работ были созданы скульптором за долгую, 83-летнюю, жизнь. Он имел громкое имя за рубежом, где прожил почти четверть века. Мастер свободно справлялся с любым материалом, будь то гипс, мрамор, цемент, железобетон, чугун или различные породы дерева. Его работы восхитительны, правдивы и очень жизненны. Степан Дмитриевич был виртуозом ваятельного искусства.
Слайд 19БЕТХОВЕН
Бетховен ты или Сократ?
Зачем твои глаза пустые
Вдруг оживают и
глядят?
Не выдержат сердца простые
Их деревянный взгляд.
Слайд 20ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Живой человек и одновременно легенда. Конкретное лицо и символ. Символ
неуспокоенности мятежного человеческого духа, протеста против неизменного рабского окружения.
Можно долго смотреть на этот портрет, и каждую минуту в нем являются новые и новые оттенки. Сколько дум таил в себе этот титан, сколько вопросов он задал миру и совести человеческой.
Слайд 21ЗАДАНИЕ
Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина — «Ноктюрн» из Струнного
квартета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен портрет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.
Слайд 22
Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Выскажите предположение, каким знакомым вам сочинением он
дирижирует.
Слайд 23• Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано
в нем художником?
Слайд 24ЗАДАНИЕ
• Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена
Сони и Наташи) как диалог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни общества начала XIX в. (война? мир?) описывает?
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вы читали отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни общества начала XIX в. (война? мир?) описывает? Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства — живописным портретом, литературным текстом?
Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите музыкальный фон для этой сцены.
Слайд 28РЕФЛЕКСИЯ
Что интересного узнали на уроке?
Портрет какого художника вам запомнился больше
всего?
Что удивило вас?
Какая музыка , песня затронули вас?