Слайд 1Тема: Эмоциональная составляющая мотивации детей-инвалидов и детей с ОВЗ на уроках
музыки и искусства при дистанционном обучении.
И.А.Немцева
Учитель музыки и искусства
МОУ “Быковская СОШ №15” Раменский м.р.
Слайд 2Понятие "мотивация" сегодня чуть ли не самое популярное понятие в психологии.
И она действительно играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит , насколько адаптированным, социализированным, активным, целеустремленным, упорным и стойким будет ребенок с ОВЗ.
Слайд 3Мотивация - побуждение к действию; психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий
его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Слайд 4
Иногда мотивация может быть отрицательной, то есть призывать , наоборот, воздержаться
от какого-либо действия, и в этом случае ее уже можно назвать "демотивацией".
Например, Иосиф Бродский
написал один из самых известных
демотиваторов в истории русской
словесности:" Не выходи из
комнаты, не совершай ошибку!"
Слайд 5Одной из очередных задач мотивации является побуждение детей с ОВЗ выйти
из зоны комфорта и , заинтересовав их, предложить им решать творческие задачи.
Слайд 6Как же это сделать на моих уроках (уроках музыки и искусства),
если весь годовой курс (34 часа) при дистанционном обучении сжат до объемов 8,5 часов ?..
Слайд 7Мотивация бывает внешней и внутренней.
Слайд 8
Внутренняя мотивация (интрисивная) - это движущая человеком сила, которая возникает не
из-за внешнего воздействия, а берет свое начало внутри самого человека. Что же порождает эту силу внутри нас ? Отчасти , это наши врожденные инстинктивные потребности, которые мы стремимся разными способами удовлетворить.
Слайд 9Их можно поделить на индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию .
Говоря
о познавательной мотивации , мы можем привести в качестве примера такие потребности, как потребность в исследовании окружающего мира, потребность в игровой деятельности, а также любопытство и интерес. Ограниченная во времени , не имея времени дать знания в полном объеме, я вижу свою главную задачу в мотивации ребенка с ОВЗ, в том, чтобы удивить его и заинтересовать , разбудить потребность в исследовании окружающего мира через творчество .
Слайд 10Успех в любом деле в значительной степени зависит от внутренней мотивации,
так как именно она способна поддерживать в нас страсть к чему-либо на протяжении очень долгого времени, а в некоторых случаях всю жизнь. Но и внешняя мотивация имеет для человека очень большое значение, так как позволяет ему действовать гибко, ситуативно, принимая во внимание все изменения во внешней среде .
Слайд 11Внешняя мотивация(экстрисивная) - это сила, которая вызвана
в человеке внешними по отношению к нему обстоятельствами.
Слайд 12Внешнюю мотивацию нужно постоянно поддерживать, для чего необходимо преодолевать новые вызовы
внешнего мира, тем самым пробуждая в себе новые сильные эмоции, как положительные , так и отрицательные . На уроке искусства "Преобразующая сила искусства" я предлагаю эмоционально пережить с героями фильмов ("Дорога в рай", "Ленинград.7", "Хористы", "Белый бог") сложные и даже критические ситуации. Не случайно выбраны именно эти фильмы . Сила искусства помогает главным героям не потерять интерес к жизни , самую важную мотивацию , особенно важную для детей с ОВЗ. Как только человек начинает привыкать к плохому и перестает стремиться к большему и лучшему - он теряет свою внутреннюю силу и лишается своей энергии . А немотивированный человек теряет интерес и к самой жизни, которая начинает казаться ему бессмысленной. Также у него понижается самооценка, из-за того, что он перестает добиваться успеха и бороться с тем, что его не устраивает.
Слайд 13Вызов - вот что необходимо человеку, даже ребенку, чтобы быть всегда
достаточно мотивированным. Этот вызов ему могут бросить другие люди, учитель , обстоятельства или он сам . Но этот вызов нужно принять , чтобы пробудить в себе нужные силы и энергию .
Слайд 14Часто на уроках музыки и искусства, знакомясь с произведениями искусства, говоря
о вечных темах в искусстве , добре и зле, я рассуждаю с моими учениками о смысле жизни .
На примере творчества Бетховена, Шопена, Рахманинова и других композиторов ученики знакомятся с созидающей силой творческой энергии. Размышления о смысле жизни позволяют ученику в полной мере познать себя, познать свои интересы.
Слайд 15
И я снова возвращаюсь к этому положительно окрашенному и очень важному
для ребенка с ОВЗ эмоциональному процессу. Именно интерес наполняет жизнь смыслом и вызывает чувство любви к ней . А испытывая любовь к жизни и к тому , чем он в ней займется , он почувствует любовь к самому себе, как к личности, которая действительно живет и получает от жизни удовольствие, независимо о того, как она складывается .
Слайд 16И поэтому я призываю моих учеников к творчеству. Я призываю их
войти в мир через широко распахнутые двери искусства и творчества .
Слайд 17"Историю не только изучают, ее еще и пишут, пишут люди, которые
не боятся мечтать и творить ".
Слайд 18Результаты:
На уроках музыки и искусства в условиях дистанционного обучения дети с
ОВЗ решают творческие задачи, предлагают свои варианты таких заданий, преодолевают эмоциональную закрепощенность, увереннее чувствуют себя в мире информационных технологий, раздвигают рамки своих возможностей. Часто в решении творческих заданий принимаю т участие родители и члены семьи.
Это результаты первого года работы .
В будущем я планирую привлечь ребят к участию творческих соревнований , к участию в проектной деятельности , к участию в работе научного общества в нашей школе , МОУ Быковская СОШ № 15.
В приложении я представлю творческие работы учащихся .
Слайд 19Творческое задание:
Написать эссе на тему "Как я понимаю высказывание Достоевского
"Красота спасет мир...”
Слайд 20Творческое задание:
Cоставить программу концерта авторской песни на тему
"Надежды маленький оркестрик
под управлением любви“.
Слайд 21Творческое задание (Музыка, 5 класс):
Составить кроссворд на тему"Музыка и изобразительное
искусство".
Слайд 22Задание:
Найти в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества.
Слайд 23Творческое задание:
Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально
значимую тему, например: "Моя семья", "Экология души", "Здоровый образ жизни", "Мир моих увлечений и т.п.
Слайд 24Фрагмент фильма “Хористы”.
Иллюстрация к уроку искусства “Преобразующая сила искусства”.
Слайд 25Фрагмент фильма “Дорога в рай”.
Иллюстрация к уроку искусства “Преобразующая сила искусства”.
Слайд 26Фрагмент фильма “Ленинград. Номер 7”. Иллюстрация к уроку искусства “Преобразующая сила
искусства”.
Слайд 27Фрагмент фильма “Белый бог”.
Иллюстрация к уроку искусства “Преобразующая сила искусства”.
Слайд 28“Песня Земли”. Иллюстрация к уроку искусства “Красота Земли”.