Слайд 1БЕНУА
Александр Николаевич
Подготовила учитель ИЗО, черчения и искусства
Подсадняя И.А
ДККК г.Новочеркасск
Слайд 2Александр Николаевич Бенуа
– крупнейший искусствовед, живописец, издатель и автор великолепных
иллюстраций, один из идеологов художественного объединения «Мир искусства», основатель одноименного журнала. литератор и театральный художник, один из основоположников русского модерна.
Слайд 3АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ БЕНУА РОДИЛСЯ В ТВОРЧЕСКОЙ СЕМЬЕ 21.04(3.05)1870Г.
ОТЕЦ ЕГО БЫЛ
ЗНАМЕНИТЫМ АРХИТЕКТОРОМ (НИКОЛАЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ БЕНУА),ПОЭТОМУ АЛЕКСАНДРУ С ДЕТСТВА ПРИВИВАЛИ ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВУ. ОДНАКО РОДИТЕЛИ НАСТОЯЛИ НА ТОМ, ЧТОБЫ СЫН ПОСТУПИЛ В ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ПОЛУЧИЛ ПРОФЕССИЮ ЮРИСТА.
Слайд 4Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств,
занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления
о развитии русского искусства.
Слайд 5Бенуа много путешествовал. Любил ездить в Италию и во Францию. Заграницей
занимался изучением различной литературы и копированием картин известных художников. Интересовался старинной гравюрой, что послужило фундаментом художественного образования Александра Николаевича. В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Слайд 6"Последние прогулки Людовика XIV"
Слайд 7"Последние прогулки Людовика XIV"
Слайд 8В картинах Бенуа преобладает историческая тема. Его самые известные картины, как
раз на тему истории. Картины охватывают такие исторические периоды, как Франция времен Людовика XIV и Петербург XVIII – XIX веков.
"Петергоф. Большой каскад"
Слайд 11Парад при Павле I. 1907. Гуашь, белила
Слайд 12В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в
картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910),
а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Слайд 13К работе в театре он впервые обратился в 1902 г.,
оформив
оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто.
Слайд 17Общественно-политическая деятельность Бенуа по сохранению культурного наследия после октябрьской революции
Наутро после
штурма Зимнего дворца разыскали специальные большевистские комиссары:«26-го прошлого месяца (октября),— докладывают они Военно-революционному комитету,— мы обратились к А. Н. Бенуа, вместе с которым выработали план действий по ограждению художественных сокровищ. Первым делом мы направились в Эрмитаж и Зимний дворец»
Слайд 18Общественно-политическая деятельность Бенуа по сохранению культурного наследия после октябрьской революции
После событий 1917
года, художник занимается работой в деятельности многих организации, которые занимались охраной памятников исторического и культурного наследия России.
Одно из направлений деятельности Бенуа связано с архитектурой. Бенуа и Добужинский участвуют в работе совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин, выступают в качестве экспертов в руководимой И. А. Фоминым архитектурной мастерской, образованной при Совете 3. Бенуа публикует статьи о памятниках зодчества, архитектурно-художественных комплексах петроградских пригородов («Дворцы-музеи», 1923) и ленинградских особняках (1924). Он горд тем «изумительным явлением, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников»; тем ответственнее задачи по их изучению, сбережению, реставрации. И совместно с другими мастерами «Мира искусства» работает в различных совещаниях и комиссиях, в частности, в художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и Комиссии по охране памятников искусства и старины.
Слайд 19Участие в музейном строительстве
В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНА КОЛЛЕГИИ ПО ДЕЛАМ МУЗЕЕВ ПРИ
НАРКОМПРЕССЕ ОН УЧАСТВУЕТ В МУЗЕЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. СОЗДАННЫЙ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ПО ЕГО ИНИЦИАТИВЕ МУЗЕЙ СТАРОГО ПЕТЕРБУРГА, РАЗРАСТАЯСЬ, ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В 1918 ГОДУ В ОТДЕЛ МУЗЕЯ ГОРОДА, ОРГАНИЗОВАННОГО В ЗДАНИИ АНИЧКОВА ДВОРЦА. С ФЕВРАЛЯ 1918 ГОДА ХУДОЖНИК ДЕЯТЕЛЬНО СПОСОБСТВУЕТ НАЛАЖИВАНИЮ РАБОТЫ РУССКОГО МУЗЕЯ: ИЗБРАННЫЙ ЧЛЕНОМ СОВЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА, ОН УЧАСТВУЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ РУССКОГО ИСКУССТВА XVIII—XX ВЕКОВ (ОТКРЫТА В ДЕКАБРЕ 1922 Г.), ВЕДЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, ПИШЕТ О ПРОШЛОМ РУССКОГО ИСКУССТВА.
Слайд 20В ноябре 1918 года Бенуа начинает постоянную работу в Эрмитаже: он,
некогда первым поставивший в печати вопрос о том, что Эрмитаж должен стать «общедоступным», избран заведующим самым крупным отделом музея — картинной галереей.
Слайд 21В 1926 году Александр Бенуа эмигрирует во Францию. Художник разочаровался в новой власти, в новой
идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции он продолжает писать картины и создавать декорации для театра. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году. Он оставил после себя огромное творческое наследие: картины и книги, публикации и мемуары.