Презентация, доклад Золотая хохлома

Содержание

ИСТОКИ Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Хрящи. Крестьяне

Слайд 1ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Уроки ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 4 классе

Составитель:
Учитель начальных классов
Ахмадуллина Гульназ

Ильфатовна


ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА Уроки ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 4 классеСоставитель:Учитель начальных классовАхмадуллина Гульназ Ильфатовна

Слайд 3ИСТОКИ
Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её

возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».


ИСТОКИ	Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что

Слайд 4ЛЕГЕНДА
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей

Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.


ЛЕГЕНДА	Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный

Слайд 5ИСТОРИЯ
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в

монастырях. Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и киноварью. В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники, судописцы и другие умельцы. В сокровищницах монастыря хранилось множество деревянной посуды. Деревянную монастырскую посуду дарили иностранным гостям. Вряд ли вся эта посуда была золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны. Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей золота? К тому же в XVII-XVIII векам иконописцы уже имели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой), закладывали в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология очень близка к хохломской, только здесь вместо дорогого серебрянного порошка применялось на первых порах олово, а сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок.
ИСТОРИЯКак предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.  Здесь особая роль, по

Слайд 7 Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Технология       Как создаются изделия с хохломской

Слайд 10Грунтовка
Белые неокрашенные чашки, миски и солонки - так называемое белье

- сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебрянная.
Грунтовка	 Белые неокрашенные чашки, миски и солонки - так называемое белье - сначала просушивали, а затем покрывали

Слайд 12Волшебное превращение
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по

проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
Волшебное превращение	Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор

Слайд 16Роспись
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость

хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.


РосписьВ росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный

Слайд 17Орнамент
Все свое искусство художники Хохломы направили на изображение растительных форм, или

так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.


ОрнаментВсе свое искусство художники Хохломы направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с

Слайд 18Виды хохломской росписи.
1-верховое письмо:
а-роспись под листок;
б-геометрическая роспись;
в-травная

роспись.
2-фоновое письмо:
а-кудрина;
б-роспись под фон.

Виды хохломской росписи. 1-верховое письмо: а-роспись под листок; б-геометрическая роспись; в-травная роспись. 2-фоновое письмо: а-кудрина; б-роспись под

Слайд 19Хохломская травная роспись







1.мазок, кустик
2.стебель, стебель с кустиками
1
2

Хохломская травная роспись1.мазок, кустик2.стебель, стебель с кустиками12

Слайд 20 В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков

книг. То есть роспись выполняется с нажимом на кисть, как на перо при письме. Коснувшись острым кончиком кисти расписываемой поверхности, плавно нажимают на кисть и продвигают ее вперед. А как только достигается необходимая ширина мазка, кисть продолжают продвигать, постепенно приподнимая. При этом мазок сужается и становится острым.
В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков книг. То есть роспись выполняется с

Слайд 21Основные элементы хохломской росписи:
- «деревко» - все элементы располагаются вокруг вертикального

стебля («дерево жизни»);
- «травка» - традиционный травяной орнамент, наиболее характерный элемент;
- «кудрина» - декоративное изображение листьев выгнутых дугой;
- «пряник» - декоративная композиция из розетки,  вписанной в ромб или квадрат;
- «рыжик» - орнамент изображающий подобие гриба;
- «сестрички» - парные или тройные лепестки;
- «лапочка» - напоминает круглую лапку;
«кустик» («подлисток») – яркие листья и ягоды на стебельках.  


Основные элементы хохломской росписи:- «деревко» - все элементы располагаются вокруг вертикального стебля («дерево жизни»);- «травка» - традиционный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть