Презентация, доклад по МХК на тему Культура средневековья

Содержание

СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи в V веке и почти до XV века). Средневековье включает в себя 3 периода - 3

Слайд 1Культура эпохи Средневековья
МХК 10 класс

Культура  эпохи СредневековьяМХК 10 класс

Слайд 2 СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода

феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи в V веке и почти до XV века).

Средневековье включает в себя 3 периода - 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка).
Раннее средневековье датируется V - X веками Зрелый феодализм - X - конец XV века Позднее средневековье - XV - XVII века

СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения

Слайд 3ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Стремление к универсализму, обобщённости.
2. Объединение

наследия древних цивилизаций и энергии молодых народов.
3. Столкновение христианских идей и языческих представлений.
4. Развитие религиозной, светской и народной культур.
5. Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда.
6. Выражение жизненных позиций через систему условностей, символов, аллегорий.
7. Обращение к внутреннему миру человека. Восприятие души и тела как двух противоположных начал.
8. Господство религиозного мировоззрения.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ1. Стремление к универсализму, обобщённости.2. Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых

Слайд 4Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья:
:

Сравнительная характеристика мировоззрения человека античности и средневековья::

Слайд 5 Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как

архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь. Искусство "языка в камне"- удел простого народа.
Роль церкви и её влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.

Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и

Слайд 6 О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего

говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Чаще всего храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Возведение храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становилось важным явлением в жизни средневекового города.
Одним из самых распространенных сооружений X – XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю.

Византийская базилика. 10 век

О далеком времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне

Слайд 7Особенности архитектуры Романский стиль
Термин "романский стиль" - появился в XIX

веке от понятия - "романские языки". В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X - XII века. Это первый большой стиль в искусстве.
Этапы развития романского искусства: - дороманский - 5-9 века - романский - 11-12 века
Главные типы сооружений :
феодальный замок
монастырский ансамбль
храм

Особенности архитектуры  Романский стиль  Термин

Слайд 8Романский стиль архитектуры
Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на

человека своей каменной тяжестью, и в то же время – стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.



Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.

Романский стиль  архитектурыРоманская архитектура может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью, и

Слайд 9 Бегство в Египет.

Страшный суд .
Собор Сен Лазар в Бургундии. 12 век

Важнейшей особенностью романского стиля стало появление скульптурного декора, в первую очередь рельефа. В создании и украшении такого храма участвовали не только зодчие, но и живописцы и скульпторы.
Бегство в Египет.

Слайд 10Главные черты строительства замков:
- замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности,

войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трёхэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.

Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме. Германия. 11 век

Главные черты  строительства замков: - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях

Слайд 11Замок феодала
Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью

средневековой жизни. Замок – это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей.

Замок Вартбург. Тюрингия. Германия.12 век

Замок феодалаАрхитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок – это не

Слайд 12Донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал

укрывался во время осады.

Донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады.

Слайд 13Пизанская башня
Выстроена из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую колокольню называют падающей

башней, вследствие её наклона из-за просадки грунта. В 1301 году ее последний ярус был смещен в противоположную сторону.
Пизанская башняВыстроена из белого мрамора, шедевр средневековой архитектуры. Пизанскую колокольню называют падающей башней, вследствие её наклона из-за

Слайд 14Секреты готического мастера
Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными

сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.

Собор в Кёльне. Германия. XIII-XIV вв

Секреты готического мастераТермин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья

Слайд 15 В основе готического собора – несколько упрощённая в плане

романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система аркбутанов – связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
В основе готического собора – несколько упрощённая в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные

Слайд 16Собор Парижской Богоматери

Собор  Парижской  Богоматери

Слайд 17 Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на

котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление лёгкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.

Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие

Слайд 18Собор Сен-Дени. Франция

Собор в Шартре. XIV в. Франция

Собор Сен-Дени. ФранцияСобор в Шартре. XIV в. Франция

Слайд 19 В поздней Готике всё сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры,

"каменного" орнамента, резьба потолков. Зачастую они напоминают сложнейшие узоры кружева. Даже не верится, что всё это сделано из камня.
В поздней Готике всё сложнее становятся рисунки витражей, скульптуры,

Слайд 20Особенности скульптуры средневековья
Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения

святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла (аспидов) украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из
камня "библию бедных".
Особенности скульптуры средневековья  Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение

Слайд 21Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска,

иконопись, книжные миниатюры

Фрески
эпохи
правления
династии
Каролингов

Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись, книжные миниатюрыФрески эпохи правления династии

Слайд 22Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава

стекла с минеральными красками). Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шероховатой.
Витраж - живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света. Цвет придавал неповторимую окраску всему помещению храма. Использовались синие, красные, жёлтые цвета. Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.

Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Здесь точно

Слайд 23Особенности прикладного искусства средневековья
Наиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали

даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро использовали плетёный орнамент. Он состоял из бесконечной полоски, переплетения которой заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искажённые и упрощённые, или стилизованные.

Резьба по камню и дереву

Резная голова фантастического
существа, украшавшая корабль.
IX век. Норвегия.

Каменный крест.
Х век. Ирландия

Особенности прикладного искусства средневековьяНаиболее развито было художественное ремесло. Они обильно украшали даже предметы домашнего обихода. Особенно щедро

Слайд 24 Особое место в ту пору заняла живопись в книге.

В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте - особым образом обработанной коже ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах. Картинки в книгах получили название миниатюр из-за использования красной краски "миниум" и маленького размера.
Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и

Слайд 25Особенности культуры и искусства раннего Средневековья

ВЫВОДЫ:
-Художественное творчество варварских народов представлено предметами

прикладного характера с фольклорными орнаментами.

-Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный.

-Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура.

-Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры.

-Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III

-Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.


Особенности культуры и искусства раннего СредневековьяВЫВОДЫ:-Художественное творчество варварских народов представлено предметами прикладного характера с фольклорными орнаментами.-Архитектура имела

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть