Слайд 2Брюллов Карл Павлович. Автопортрет 1834г.
Слайд 3Все картины Брюллова – это удивительное
путешествие по страницам жизни великого
мастера.
В каждом полотне невероятным колоритом
отображено его мироощущение. Не зря, даже
выполняя работы на заказ, художник старался внести
новаторские линии в свое произведение. Он никогда
не останавливался на традиционных формах,
поэтому превосходные работы Карла Брюллова
всегда открывали перед зрителями новые
возможности изображения знакомых предметов.
Слайд 4Голова Вакха. 1811г.
Этот карандашный рисунок относится к раннему периода молодого
Брюллова. Картина выполнена в непривычной для художника манере, но поражает талант мастера, то как он выписал каждую черточку коварного, оплывшего, распутного лица.
Слайд 5Портрет в мундире академиста. 1813
Предположительно на портрете изображен брат Карла
Брюллова. Этот карандашный рисунок-один из самых ранних портретов Карла Брюллова, выполненный еще во время его учеба в Академии Художеств. Уже в то время Брюллову великолепно удавалось передать не только портретное сходство, но и внутренний мир человека.
Слайд 6Гений Искусства 1817-1820г.
Натурный рисунок «Гений искусства» , был признан Академическим
Советом образцом ученической работы и в качестве такового помещен в натурном классе. Изображение гения, навеянное античной скульптурой, было дополнено в рисунке лирой, жезлом и головой Лаокоона, лежащей у ног прекрасного бога. Красота пластического воплощения, четкость силуэта, непринужденность позы сочетались в работе Брюллова со звучностью колорита, достигнутой применением смешанной техники (уголь, пастель, цветные карандаши).
Слайд 7Нарцисс, смотрящий в воду 1819г.
Слайд 8Натурщик. Этюд. 1821-1822гг.
Слайд 9Клеобис и Битон. 1823-1827гг.
Слайд 10Итальянское утро 1823г.
Героиня картины, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными
лучами, воздушно-легкая от играющих на лице и груди рефлексов, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
Слайд 12Нума Помпилий у нимфы Эгерии 1824г.
В основе сюжета лежит легенда
о взаимоотношениях нимфы Эгерии и царя Нума Помпилия, которая рассказывает о том, что после встречи с нимфой царь отменил человеческие жертвоприношения и ввел бескровные. А когда царь умер, нимфа так плакала, что превратилась в источник.
На картине художник пишет встречу царя и нимфы. Фигуры говорящих освещены косыми лучами солнца, которые проникают через арочный свод из ветвей деревьев. Эта беседа происходит или рано утром, или вечером, так как лучи солнца падают практически горизонтально, а тени от дерева, под которым сидят беседующие, не видно. Царь держит в руках папирус, что показывает зрителю то, что он помнит постоянно о своих обязанностях властителя.
Слайд 13Вечерня, 1825
Пифферари перед образом Мадонны
Слайд 14Брюллова не привлекает роскошный интерьер, Кафедрального собора Сан Джованни ин Латерано
в Риме
его гораздо больше занимает пейзажный вид, открывающийся в проеме ворот: горные дали, яркое южное небо, – и, конечно, живописные костюмы итальянок, столь гармонирующие с прекрасной природой.
Пилигримы в дверях латеранской базилики
1825
Слайд 15Итальянский полдень 1827г.
Мастер стремился развить образное сопоставление бытия природы и
человека. На картине "Итальянский полдень" зрелая красота героини под стать налитой солнцечным светом и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни.
Слайд 16Девушка, собирающая виноград в окрестностях
Неаполя 1827г.
Если в «Полдне» поднятая
Брюлловым тема нашла решение в создании своеобразного «социального портрета», наделенного жанровыми чертами, то композиция «Итальянка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» уже представляла собой картину с более развернутым повествованием. Свойственный Брюллову тонкий юмор вносил в эти еще идиллические сцены мягкую лирику и сердечную теплоту. Правда, по своим живописным достоинствам картина эта уступала «Полдню».
Слайд 17Исповедь итальянки. 1827-1830гг.
Мы видим, что дорога этой женщины к исповеди
была трудной и долгой. Возле неё стоит посох, на который она опиралась в пути. Её спутница уснула, едва присела.
Служитель церкви не очень ответственно относится к таинству исповеди, и равнодушно выслушивает двоих прихожан одновременно. Итальянка склонилась в покаянии. Видно, какой греховный груз на её плечах. Такое ощущение, что она вот-вот заплачет навзрыд. Всё это происходит в большой и красивой церкви, которая призвана защищать грешников и наставлять их на путь истинный.
Слайд 18Прерванное свидание. (Вода уж чрез бежит)
1827
Слайд 20Итальянка, ожидающая ребенка 1830г.
Слайд 21Мать, просыпающаяся от плача ребёнка"
Слайд 26Вирсавия 1832г.
Легенда о купающейся молодой Вирсавии, которую увидел прогуливающийся под
вечер на кровле своего дворца царь Давид, послужила мотивом для изображения обнаженного тела, освещенного в густой зелени косыми лучами заходящего солнца. Живая осязаемость сверкающего белизной тела Вирсавии, тончайшая игра светотени, окутывающей ее фигуру, пластическая выразительность форм, при четкой определенности контура — все это было результатом живого наблюдения натуры.
В «Вирсавии» Брюллов воспевал красоту, пропорции и совершенство человеческого тела, использовав при этом эффектный контраст между светлой кожей Вирсавии и чернотой ее служанки - эфиопки, а также повышенную звонкость цвета брошенных на перила бассейна сандалий и одежд молодой женщины.
Слайд 28Деревня св.Рокка близ города Корфу 1835г.
Слайд 29Портрет Ю.П Самойловой
с Джованиной Пачини
и арапчонком 1832-1834г.
Слайд 30Портрет графа
А.А.Перовского 1836г.
Слайд 31Портрет
Елизаветы Дурновой. 1836
Слайд 33Портрет княгини Е.П.Салтыковой 1841г.
Слайд 34Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.
Слайд 35Портрет Кикиной
Марии Ардалионовны 1821-1822г.
Жена П.А.Кикина. Торсуковы - дворянский род,
восходящий к началу XVII в. Торсуковы служили по г.Орлу.
Портрет М. А. Кикиной, парный к портрету Кикина П.А., значительно выше его по художественным качествам. Образ М. А. Кикиной, запечатленный многими современными художниками, привлекает в работе К. Брюллова своей одухотворенностью. Брюллов разглядел в ее облике те качества русской женщины, которые проникновенно показал О. А. Кипренский в портретах Е. П. Ростопчиной, А. И. Головиной, Д. Н. Хвостовой. Ясность и спокойствие духа, простота и естественность позы, присущие образам Кипренского, нашли отражение и в портретных характеристиках Брюллова.
Слайд 37Портрет княгини А.А.Багратион 1849г.
В портрете кн. А. А. Багратион Брюллов
вновь выразил свои представления об идеале женской красоты. Художника увлекал такой тип женщины, которая, обладая мягкой натурой,была бы вместе с тем наделена пылкой душой. Его привлекал внутренний мир человека. За светской непринужденностью и приветливостью кн. Багратион проступает образ женщины, объя той душевным волнением. В изяществе и грациозности всего ее облика, в смуглом с тонким овалом лице южанки и мечтательно устремленных вдаль больших карих гла зах, в достоинстве, с каким таит она свои переживания, есть очарование поэзии и романтики. Чутким камертоном, дающим основной тон художественному замыслу, служит нежное сочетание великолепно написанного белого шелкового плаща и розовой подкладки капюшона, эту мягкую колористическую гамму слегка оживляет мерцание синего сапфирового кольца княгини. Брюллов использовал в изображении А. А. Багратион форму овального портрета, подчеркивая шею изящество и грациозность облика женщины.
Слайд 38Портрет М.Ланчи 1851г.
На портрете изображен мужчина средних лет, одетый в
яркий домашний халат, держащий в руках пенсне. Удивительно, как смог художник передать этот пронзительный, "иезуитский" взгляд проницательного человека. Создается впечатление, что этот взгляд пронзает насквозь.
Слайд 39Портрет А.Н.Демидова Сан-Донато 1831г.
Слайд 40Портрет певицы
Ф.Персиани-Такинарди 1834г.
Слайд 41Портрет Вел.Кн.Елены Павловны
с дочерью 1830г.
Слайд 42Портрет А.Н.Львова 1824г.
Неспокоен, при всей кокетливости позы с эффектно перекинутым
через плечо плащом, образ А.Н.Львова.
Слегка подавшийся вперед корпус и внимательный взгляд прищуренных глаз словно объясняются не близорукостью Львова (Брюллов говорил, что, пробыв с ним один лишь час, сам стал горбиться и щуриться), а действенностью характера, полного затаенных чувств.
Слайд 45Портрет музыканта
М.Ю.Виельгорского 1828г.
Слайд 46Портрет певицы Джудитты Пасты 1834г.
Слайд 48Портрет княгини Е.П.Салтыковой
1841г
Слайд 49Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке. 1833-1835гг.
Слайд 50Портрет графини
О.И.Орловой-Давыдовой
с дочерью 1834г.
Слайд 51Портрет актера В.В.Самойлова. 1847г.
Слайд 52Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника. 1823-1827гг.
Слайд 53Портрет архитектора и художника
А.П.Брюллова. 1841г.
Слайд 54Портрет княгини М.П.Волконской. 1837-1840гг.
Слайд 55Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных. 1827г.
Для изображения путешественников Нарышкиных, Брюллов использовал
трудную форму конного портрета, проявив в нем свой дар анималиста. Ритмичны и четки очертания лошадей, как всегда у Брюллова, благородной породы. Их темные силуэты красиво выделяются на фоне высокого ясного неба. Избегая назойливых повторов, выдвинув на первый план Нарышкину и тем оттеснив фигуру ее мужа, Брюллов внес в их изображения различные эмоциональные оттенки.
Спокойно и сдержанно сидит на своем коне, держа в руке поводья, Нарышкина, созерцая несколько суровую природу окрестностей Рима. Иным показан Нарышкин. В оживленности его лица, в аффектации слегка привставшей на стременах фигуры и в приветственном жесте руки со шляпой, угадываются черты человека, сочетавшего в себе ум и остроумие просвещенного человека с причудами и экспансивностью капризного вельможи.
Слайд 56Портрет певицы А.Я.Петровой. 1841г.
Слайд 57Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечелат..
На этом
портрете изображен известнейший в Италии писатель. Художнику удалось передать незаурядную благородную внешность, умный пронизывающий взгляд, как бы заглядывающий вам в душу.
Слайд 58впечатляет полный экспрессии контраст черного сюртука и темно-красного пылающего фона –
сочетание, которое будет особенно часто появляться в поздних портретах мастера.
Портрет И.А.Крылова
1839
Слайд 59Портрет великой княгини
Елены Павловны с дочерью Марией. 1830
Этот парадный портрет относится
к лучшим созданиям молодого Брюллова, здесь блистательно развернулся его живописный и «режиссерский» дар. На фоне алого бархатного занавеса перед нами предстает великая княгиня Елена Павловна, хозяйка нашего Михайловского дворца, с пятилетней дочерью Марией. Она спускается по лестнице в парк и благородство ее поступи словно сопоставлено с хрупкостью маленькой девочки.
Слайд 60Портрет поэта и драматурга
гр. А.К. Толстого в юности. 1836г.
Слайд 61Портрет сестер
А.А. и О.А.Шишмаревых. 1839г.
Слайд 62Портрет У.М.Смирновой. 1837-1840гг.
Теплом и поэзией овеян портрет У.М.Смирновой. Как и
во всех лирических портретах мастера,огромную роль играет в нем пейзаж. Мотив аллеи с падающими на дорожку парка солнечными бликами навеян пейзажами М.И.Лебедева, которого высоко ценил Брюллов,
Слайд 64Портрет писателя
Нестора Васильевича Кукольника. 1836
Слайд 65Портрет великой княжны Ольги Николаевны (1822-1892). 1837
Слайд 66Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837
На этом парадном портрете художник изобразил
императрицу гордой и надменной, окутав ее розовой дымкой шифона.
Слайд 68Портрет М.М.Бек с дочерью. 1840
На этом великолепном парадном портрете художник
изобразил красивую молодую женщину, озаренную счастье материнства. Княгиня с нежностью прижимает к себе свою дочку и просто светится изнутри. Бек изображена в роскошном платье и меховом палантине, она стоит в роскошной каминной зале.
Слайд 69Портрет князя А.Н.Голицына. 1840
Слайд 70Портрет Григория и Варвары Олениных. 1827
Слайд 71Портрет писателя Александра Струговщикова. 1840
Брюллов часто писал портреты своих современников.
На этом он изобразил Струговщикова, сидящим в роскошном кресле в задумчивой позе. Картина написана в сочных красных тонах.
Слайд 72Портрет детей Волконских с арапом. 1843
Перед нами образец заказного портрета.Тот
случай когда К.Брюллов не мог отказаться от заказа, и писал картину без вдохновения. Холодом и безжизненностью веет от парадного портрета светлейших княжен Волконских.
Одетые по придворному этикету во фрейлинские платья из пышного бархата и атласа, они кажутся не детьми, а маленькими женщинами. Это чувство торжественности, столь чуждое детской психологии, особенно ощущается в фигурке старшей девочки, чопорно и манерно позирующей перед художником.
Слайд 73Всадники.
Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар. 1849
Групповой портрет четы Мюссар —
подлинная жемчужина акварельного искусства Брюллова. Мюссары совершают прогулку в окрестностях города, любуясь красотой южнон природы. Пленительно грациозна Мюссар, изображенная Брюлловым на первом плане композиции. Не случайно на выставке 1851 года групповой портрет Мюссаров носил название — "Амазонка". Непринужденное изящество ее посадки, горделивость поворота головы, сияние широко раскрытых глаз и живость легкой улыбки наполняют образ Мюссар неповторимым очарованием. В изображении четы Мюссаров Брюллов создал сложную композицию конного портрета. Лошади в портрете, как это обычно для художника, благородной породы; с горячим норовом, раздувающимися ноздрями и гневным взором. Их порывистость, сдерживаемая умелой рукой, противопоставляется спокойствию всадника .
Слайд 74Портрет Микеланджело Ланчи. 1851
"Портрет археолога Микеланджело Ланчи", поражает глубоким проникновением
во внутреннюю жизнь модели и тем, насколько экономен художник при этом в средствах - это касается как колорита, так и деталей.
Слайд 75Портрет скульптора Ивана Витали. 1836
Крепко сжимая руками рабочий станок, подавшись
в душевном порыве вперёд, испытующе-пытливо он вглядывается в своё творение. Блеск увлажнённых глаз выдаёт напряжённость творческого состояния, а простая одежда с небрежно откинутым воротником белой рубашки напоминает о рабочей обстановке скульптора.
Сосредоточивая внимание на состоянии художника-творца, Брюллов ярким светом выделил лицо и руку Витали, погружая всё остальное в мягкую полутьму. Но и в затенённых местах портрета чётко прорисовывается очертание станка, скульптуры, кресла
Слайд 76Турчанка. 1838
на первый план выходит восточная экзотика. Молодая женщина томно,
расслабленно возлежит на диване, драгоценные, пестро расшитые одежды оттеняют ее пряную «неевропейскую» красоту. Пылающий фон обостряет ощущение неги и чувственности, наполняющее картину.
Слайд 77Портрет неизвестной в тюрбане (графиня Мария Разумовская). 1827-1830
Картина написана во
время жизни Брюллова за границей. Портрет выполнен очень необычно. Сама фигура в белом платье едва различима на картине, а особое внимание уделено яркому пятну-лицу и тюрбану. Глядя на картину понимаешь, что графиня Мария Разумовская была очень неординарной, свободолюбивой и необыкновенной дамой для нравов того времени.
Слайд 78Портрет М.А.Оболенского. 1840-1846
Стоя у стола с древней утварью в парчовом
кафтане , М. М. Оболенский величественно и важно позирует перед художником. Выбор одежды художником был оправдан. Оболенский был известен, как ученый, посвятивший свои труды древней Руси. Брюллову портрет не нравился. Он сознавал неудачу своего творения и отказался закончить портрет, несмотря на неустанные просьбы Оболенского.
Слайд 79Портрет Джульетты Титтони
в виде Жанны Д*Арк. 1851
Слайд 81Портрет великой княжны
Марии Николаевны. Этюд. 1837
На этом портрете художник
изобразил молодую, привлекательную скромную девушку с тихой грустью смотрящую вперед. В этом портрете нет ничего лишнего, только великолепное чистое лицо с большими чистыми глазами.
Слайд 82Портрет генерал-одъютанта графа Василия
Алексеевича Перовского. 1837
Слайд 84Смерть Инессы де Кастро. 1834г.
Удивительно трагическая картина, изображающая оклеветанную женщину
в последние минуты ее жизни. Весь трагизм картины состоит в злобных прислужниках вельможи, старающихся поскорей уничтожить Инессу и она сама, заботливая мать, из последних сил пытающаяся защитить двоих своих детей.
Слайд 85У Богородицкого дуба. 1835
Жанровый пейзаж
Слайд 86Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835
Слайд 88Итомская долина перед грозой. 1835
Слайд 89Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз. 1836
Слайд 90Спящая Юнона. 1840-е гг.
Верховная богиня Олимпа, сестра и при этом
жена Юпитера (Зевса). Ей поклонялись как защитнице женщин, в особенности как хранительнице брака и материнства. Ее роль в мифологии и искусстве - это главным образом роль жены неверного мужа, всегда озабоченной планами мести его многочисленным любовницам. Юнона отличается благородной и статной красотой.
Слайд 91Плафон. Эскиз росписи большого купола Исакиевского собора. 1843-1847гг.
Слайд 92Евангелист Марк.
Эскиз росписи паруса Исаакиевского собора. 1843-47гг.
Слайд 93Сладкие воды близ Константинополя.
Левый и правый фрагменты. 1849г.
Слайд 94Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. 1849
Слайд 95Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1843
Слайд 96Прогулка в коляске
1845-1846
В акварели изображена группа людей, совершающих прогулку по острову
Мадейра. Внимание Брюллова сосредоточено на коляске экзотической формы, запряженной низкорослыми волами, с сидящими в ней двумя дамами и кавалерами. Выделяя людей в коляске, Брюллов как бы подчеркнул их привилегированное положение. Лишь после них взгляд переходит к трем всадникам, сопровождающим коляску.
Слайд 98Вид форта Пику на острове Мадейра
1849–1850
Как и на других акварельных, пейзажах
Брюллова, вид безлюден. Он сохраняет эпический размах, несмотря на относительно небольшой размер. Пейзаж исполнен в красновато-коричневой гамме, характерной для поздних произведений художника. Темперамент живописца выражен через экспрессивный и динамичный мазок. Брюллов использует излюбленный романтиками эффект двойного освещения, сопоставляя розовеющее закатное небо и грозовые тучи.
Слайд 100Политическая демонстрация в Риме. Эскиз. 1850
Слайд 104Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (1806 (1806—1858)
Слайд 105Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824г.
Слайд 106Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.
1829. Холст, масло.
Картина выполнена на
сюжет античной мифологии.
Беллерофонт, сын коринфского царя Главка, обладатель волшебного крылатого коня Пегаса, совершил множество подвигов. Однажды по воле ликийского правителя Иоабата он отправился в победоносный поход против трехликого чудовища Химеры.
Слайд 108Мальчики на берегу Неаполитанского залива
Слайд 109Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. 1831-34гг.
Слайд 110Голова Иоанна Крестителя. 1840-50гг.
Этюд к картине Явление Христа народу
Слайд 113Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838г.
Слайд 114Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу). 1842г.
Слайд 115Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле (перед началом танца). (1842)
Слайд 117Архангел Гавриил
поражает Захарию немотой.
1840-е - 1850-е годы.
Слайд 118Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару.
1827.
Холст, масло. классицизм
Слайд 119Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835г.
Слайд 121Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на
распятие
Сюжет этой акварели взят из Евангелия от Луки: «Знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это». На первом плане толпятся люди, заглядывая через полуоткрытые ворота на виднеющиеся вдалеке кресты с распятыми. Горе, скорбь, отчаяние сотрясают участников этой драмы. Главным выразительным средством здесь становится ритм судорожно изгибающихся, прерывистых линий, которые превращаются в зрительный эквивалент, отражение и воплощение трагедии, переживаемой людьми.
Слайд 122Славословие пастухов
Иаков не отпускает борющегося с ним Бога
Моисей перед Богом,
читающим
ему заповеди на скрижалях.
Слайд 123Благовещение деве Марии.
Ангел Гавриил благовествует деве Марии, обрученной Иосифу, о
нисхождении на нее Духа Святого и рождении сына Иисуса, который будет велик и наречется Сыном Всевышнего. “Тогда Мария сказала: се, раба Господня, да будет мне по слову твоему. И отошел от нее Ангел” (Лк. 1, 38).
Благовещение он представляет в двух различных композициях – по Евангелию от Луки (ангел возвещает Марии о рождении Спасителя) и по Евангелию от Матфея (ангел является Иосифу во сне и говорит ему: “Не отвергай Марию”). Мотив волшебного света присутствует везде: сияние исходит из лона Марии, образуя круг с расходящимися лучами. В вариациях сюжета по Луке фигуры ангела и Марии разномасштабны: рядом с благовестителем Мария миниатюрна – женщина-дитя, но архангел Гавриил (тот же, что являлся Захарии) не повелевает ею, но благословляет. Она же принимает весть Гавриила без тени сомнения или испуга, с непоколебимым доверием.
Слайд 124Авраам просит у Бога знамения.
Три странника возвещают
Аврааму о рождении Исаака.
Сон
Иосифа
(«Не бойся принять Марию, жену твою»).
Слайд 125Благовещение.
Тайная вечеря
(Христос подает чашу ученикам)
Слайд 126Народ израильский поклоняется Золотому тельцу. 1849-57г.
Слайд 127Проповедь Христа в храме.
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним,
смотрят издали на распятие.
Слайд 129Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем. 1840г.
Этюд к картине
«Явление Христа народу
Слайд 130Портрет Виттории Кальдони.
1834.
В портрете Виттории Кальдони Иванов стремится передать индивидуальные
особенности ее облика: правильный овал лица, длинную шею, прямой нос, широкие дуги бровей и огромные темные глаза. Неравнодушный к красавице, Иванов писал этот небольшой портрет, по его собственным словам, «не хладнокровно», робея перед этой совершенной красотой. Портрет выдержан в благородных приглушенных тонах. Смуглый цвет кожи гармонирует с сиреневой лентой в волосах и сиреневым фоном. Сиреневым же блеском отливают и черные волосы этой поразительно красивой женщины.
Слайд 131Портрет Н.В.Гоголя.
1841
Портрет Н.В.Гоголя – один из немногих портретов, написанных Ивановым. Ивановский
Гоголь благодушен, спокоен, задумчив. В этом застенчивом человеке трудно представить гениального сатирика, творца «Ревизора» и «Мертвых душ». Розовый полосатый халат, в котором изображен писатель, лишь добавляет его образу простоты и тихой интимности.
Сам Гоголь был не слишком доволен своим изображением. «Там я изображен, как был в своей “берлоге”, – писал он позднее, – “забулдыгой”, “в халате”».
Слайд 132Дерево у ручья. Левый и правый фрагменты. 1830-е гг.
Слайд 133Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц. 1840-е гг.
Слайд 136Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо
Слайд 137Оливковое дерево. Долина Аричча.
1842.
В парке Аричча.
1841.
В могучих деревьях парка
Иванов замечает плавный ритм в наклонах стволов и их круглящихся кронах. Он ищет в природе мотив, способный создать величественное и целостное впечатление. На картине изображение лужайки на первом плане дает возможность как бы отступить от огромных деревьев и показать их целиком, от корней до вершины, со всеми изгибами и переплетениями ветвей, густой листвой и мощными стволами. В центре картины оставлен просвет, сквозь который виднеются небо и окрестные дали. Симметрия в построении картины создает впечатление уравновешенности, спокойствия и величия
Слайд 139Подножие Виковары. Камни на берегу реки.
1840-е.
Художник пишет пейзаж с очень
низкой точки зрения, чтобы, благодаря перспективному сокращению особенно выпукло и рельефно выступали бы лежащие на берегу и поднимающиеся над водой крупные и мелкие камни, были бы отчетливо выявлены особенности, неповторимость, уникальность каждого из них. Иванов с исключительным вниманием изображает структуру каменистого берега реки, неправильную форму каждого из многочисленных камней, цветных рефлексов на их поверхности, великолепно пишет синеватую воду, отражающую небо. Золотисто-охристые камни с сероватыми и голубоватыми оттенками, ярко-рыжая с красноватыми вкраплениями, гладкая, будто отполированная ветрами поверхность холма сливаются в единый аккорд с бесконечными оттенками зелени прибрежных кустов.
Слайд 141Аппиева дорога при закате солнца.
1845.
Иванов написал этот пейзаж в годы
своей полной творческой зрелости. Аппиева дорога в Италии, построенная еще римлянами в античные времена, идет по бескрайней равнине. Это древний путь, по которому когда-то проходили неисчислимые римские легионы, вдоль которого стояли кресты с распятыми рабами и христианскими мучениками. Эта местность - а изображена здесь римская Кампанья – свидетель истории человечества. Вдоль дороги – гробницы первых христиан, еле намеченные, почти бесплотные, а на горизонте – едва заметной точкой видится купол римского собора Святого Петра. Все ничтожно, все превращается в тень перед лицом неотвратимого времени. Этот пейзаж – единственный, который сам Иванов назвал «историческим».
Слайд 142Путешественник. Предполагаемый автопортрет
Слайд 144Голова апостола Андрея. 1830-1840гг.
Слайд 147Автор: старший методист
МБУ ДО ДДТ № 3
Корнева Ольга Валентиновна
г. Иваново