Презентация, доклад Заочная экскурсия по серебрянному кольцу Инсарского района РМ

Содержание

Экскурсия посвящается 1000- летию Единения Мордвы с Россией.

Слайд 1Заочная экскурсия по серебрянному кольцу Инсарского района РМ

Заочная экскурсия по серебрянному кольцу Инсарского района РМ

Слайд 2Экскурсия посвящается 1000- летию Единения Мордвы с Россией.

Экскурсия посвящается 1000- летию Единения Мордвы с Россией.

Слайд 3
№1
№2
№3
№4
№5
№6-7
Карта
туристско-
экскурсионного
маршрута
заочной
экскурсии
по
Серебрянному
кольцу
Инсарского
Района РМ

№1№2№3№4№5№6-7Картатуристско-экскурсионногомаршрутазаочнойэкскурсиипоСеребрянномукольцуИнсарскогоРайона РМ

Слайд 4План экскурсии
1. Из истории Православия на территории Мордовии.
2.Точка 1. Покровский

храм села Лухменский – Майдан.
3. Точка 2. Кириклеевский – Майдан.
4. Точка 3. с. В-Лухма
5. Точка 4. Храм в селе Мордовская Паёвка Инсарского района.
6. Точка 5. Покровский храм с. Кочетовки.
7. Точка 6. Святые места г. Инсара.
7.а. Христорожденственская церковь
7.б.Свято-Ольгинский монастырь
7.в.. Общее устройство храма
План экскурсии 1. Из истории Православия на территории Мордовии.2.Точка 1. Покровский храм села Лухменский – Майдан. 3.

Слайд 5Из истории Православия на территории Мордовии.
Многое можно увидеть в исторических деталях,

если
посмотреть на развитие народа пристально и не спеша.
Православная история Мордовии просматривается по документам
с конца XVI столетия, однако легенды и предания, бытующие
в разных уголках республики, относят начало христианства в
нашем крае к временам более ранним. Чаще всего первоначальное
духовное просветительство связывается с походом Иоанна
Грозного на Казань, когда попутно царем были основаны несколько
монастырей и заложены многие храмы.
Стихийное миссионерство русского народа принесло на мордовские земли основы христианской культуры, приумноженные духовно-созидательной деятельностью мордвы, трудно и долго входившей в Православие, но затем проявившей в храмоздательстве и молитвенности всю глубину и искренность веры, на которую была способна. В итоге сложились прочные и жизнестойкие духовно-культурные традиции, создавшие Мордовии репутацию благословенной христианской земли.
Из истории Православия на территории Мордовии.Многое можно увидеть в исторических деталях, если посмотреть на развитие народа пристально

Слайд 6Восстановленный образ Покровского храма с. Лухменский - Майдан.

Восстановленный образ Покровского храма с. Лухменский - Майдан.

Слайд 7Точка 1
Покровский храм
села Лухменский – Майдан.
Здесь стоял деревянный Покровский

храм

Здесь стояла колокольня

Наш туристический маршрут мы начнём
с с. Лухменский – Майдан. Оно находится в 1.5 км
от Пензенской обл. Наше село в середине 19 века
входило в состав Наровчатского уезда
Пензенской губернии. Сначала оно называлось
Ушивым, так как стояло на реке Ушивка.
Затем оно было переименовано в Покровское.
Это было связано с названием церкви и престольного
праздника Покрова, позже стало называться Лухменский
Майдан. Это название гидронимического происхождения
т.к.населённый пункт обосновался в верховьях р. Лухма
(Лыфна)- левого притока р. Инсары ( водораздел Иссы ).
Храм в нашем селе как я упоминал, назывался
Покровским, он был построен на самом высоком месте
села и в самом центре. Здание было построено из дуба, а
фундамент был сделан из кирпича. Сверху церковь была
обита сосновыми досками. Особенностью нашего храма
Было то что он был однокупольный .Это здание очень

и мы со старожилами села, Дёминым А.И.,
моей бабушкой
Корниловой Н.С. её восстановили на рисунке.
Дёмин А. составил план церкви, а моя мама
Корнилова Л.А сделала наброски
По наброскам наш местный художник
Ахрамёнков И.И восстановил её внешний вид,
и вы сейчас увидите его изображение.
Из рисунка видно, что с восточной
стороны только одно маленькое окно и все,
с северной стороны вы видите
главный вход с высоким крыльцом.

вписалось в красивое село и ещё больше его
украсило. Ввиду того, что церковь сгорела в 1957году фотографий, в селе не оказалось

По словам односельчан, последнего батюшку.
отец Рафаэль.

Точка 1 Покровский храм села Лухменский – Майдан.Здесь стоял деревянный Покровский храмЗдесь стояла колокольняНаш туристический маршрут мы

Слайд 8Село Кир- Майдан
Храм Михаило- Архангельского

Село Кир- Майдан Храм Михаило- Архангельского

Слайд 9 Киреклеевский – Майдан расположен на р. Кириклейка.
По предположению

Петрова Т.И. это очень древняя церковь.
По селу проходила граница русского княжества здесь была
построена крепость, может позже построили и эту церковь.
Село было большое, оно было волостным, относилось к
Наравчатскому уезду Пензенской губернии. Престольным
праздником в селе был и есть Михайлов день
и церковь носит его имя Михаило- Архангельская.
Архитектура здания отличается от храмов В- Лухмы и Кочетовки.
Эта красавица стоит на возвышенности, её видно со всех сторон села
на расстоянии нескольких километров. Церковь однокупольная,
крест сохранился Внутри фресковые изображения почти не сохранились.
По рассказам Ерошкиной Е.П.. а ей рассказывала тётя, там
захоронены у входа священники, которые служили в этой церкви.
После революции, как и везде эту церковь разграбили, а
помещение использовали под склад.
В настоящее время в с. Кир- Майдан проживает всего 19 человек.

Точка №2

Киреклеевский – Майдан расположен на р. Кириклейка. По предположению Петрова Т.И. это очень древняя церковь. По

Слайд 10Село Верхняя Лухма
Христорождественнская церковь

Село Верхняя Лухма Христорождественнская церковь

Слайд 11Мокшанское село В- Лухма в 17 в. имело второе название церковное


Рождественское. Когда в селе ещё не было церкви, мужчины ездили
на лошадях в Инсар в церковь по дремучему лесу, в котором водились
медведи, и они просили чтобы в Лухме построили церковь. Несмотря
на малую численность села, церковь была построена. В 1764 году
здесь был деревянный храм. В 1914 году был открыт каменный
пятиглавый храм .Хритсторождественский храм строился 24 года.
При осмотре нами здания на нём были обнаружены кирпичи с клеймом
ПД и 1894 . Мы сделали вывод, что этот кирпич был изготовлен именно
в этом году. Из рассказа Петрова Т. И. мы узнали, что для постройки
храмов в с. Маюровка работал кирпичный завод директором, которого был
Прибывалов Д.П.. Мы видели клеймо, наверное, с инициалами этого
директора завода. В храме по рассказам Азыркиной Елены Фёдоровны,
было два престола. 1-я часть церкви Покрова Пресвятой Богородицы,
2-я часть церкви Рождества Христова. Эта церковь не попала в поле
зрения экспертов в период регистрации старинных построек памятников
архитектуры. Это типовая церковь. После революции его разрушили,
на месте алтаря в Покровском приходе была большая печь, и там пекли
для трёх сёл хлеб. Сейчас там только один слой кирпича, который
об этом напоминает. Только в начале 2000-х годов Христорождественский
храм частично восстановили. В настоящее время действует 2-я часть
храма Рождества Христова.Но сейчас там не батюшки. Выполняет
отпевание и причащение отец Иван из Свято- Ольгинского монастыря.

Мокшанское село В- Лухма в 17 в. имело второе название церковное – Рождественское. Когда в селе ещё

Слайд 12Точка №3
При осмотре нами здания на нём были обнаружены
кирпичи с

клеймом ПД и 1894 . Мы сделали вывод…

В 1914 году было открыт каменный пятиглавый храм.
Хритсторождественский храм строился 24 года.

Точка №3При осмотре нами здания на нём были обнаружены кирпичи с клеймом ПД и 1894 . Мы

Слайд 13В храме,
по рассказам
Азыркиной Елены
Фёдоровны,
было два престола.

1-я

часть церкви
Покрова Пресвятой
Богородицы,
.

2-я часть церкви Рождества Христова

В храме, по рассказам Азыркиной Елены Фёдоровны, было два престола. 1-я часть церкви Покрова Пресвятой Богородицы, .2-я

Слайд 14Село Морд- Паёвка
Храм Казанской Божьей матери

Село Морд- Паёвка Храм Казанской Божьей матери

Слайд 15Мы переходим к следующему историческому месту,
к святым местам мордовского народа

с. Морд- Паёвка.
На территории с Морд- Паёвка в 1885 г. была
построена бревенчатая церковь Казанская божья матерь.
Первым священником был отец Иоанн,
второй священник отец Дмитрий прослужил он до 1937 г.
а потом последовало варварское разрушение церкви.
Все её драгоценности были уничтожены: это иконы,
священные книги. Огромный колокол при снятии разбили.
Здание церкви сначала использовали как зерносклад,
а в 1954 г. здесь открыли школу 10- летку , до этого школа
была 7- летка. Старое здание просуществовало до 1985 г.
именно в этом году открыли новую типовую школу, а здание
церкви снесли. По словам Петрова Т. И. около 150 м. от
церкви был банк , где хранился капитал Наравчатского уезда.
На Рождество 7. 01 2002 года в селе открыли молельный дом.
Настоятелем церкви иереем отцом Сергием (Сорокин Сергей Иванович)
В 2002 году был заложен новый храм Казанской божьей матери.
Этот храм сооружён тоже из дерева. Срубленный из добротной сосны,
он впечатляет своими необычными формами сродни
разве что известным нам по иллюстрациям памятникам
старины, напоминает сказочный терем.
4. 10.2004 г. в день Казанской божьей матери состоялось
официальное открытие храма.
Среди присутствующих был архиепископ Варсонофий.
Мы переходим к следующему историческому месту, к святым местам мордовского народа с. Морд- Паёвка.На территории с Морд-

Слайд 16Точка №4
Перед Вами колокольня
Храм действует с 2004 года

Точка №4Перед Вами колокольняХрам действует с 2004 года

Слайд 17Внутреннее убранство храма
Люстра украшение храма

Внутреннее убранство храма Люстра украшение храма

Слайд 18В храме работает православная
школа, в неё входят дети
с. Морд-

Паёвка. Ежегодно
батюшка отец Сергий организовы-
вает для детей этой школы экскурсии
по святым местам, например
Москвы, С-Питербурга, Дивеева,
Московской обл., Наравчаты и
Сергиев Посад. Дети этой школы
ставят спектакли посвящённые
великим православным праздникам :
Пасхе, Рождеству Христову и
выступают с ними перед
жителями села, в домах престарелых,
в г. Инсаре и в с. Кочелаеве, а так
же в местах лишения свободы
в Торбеево.

Православная школа, класс

В храме работает православная школа, в неё входят дети с. Морд- Паёвка. Ежегодно батюшка отец Сергий организовы-вает

Слайд 19Святой источник
Явленный
Купель с освящённой водой
Вода холодная, вкусная,
целебная

Святой источникЯвленныйКупель с освящённой водойВода холодная, вкусная,целебная

Слайд 20В с. М- Паёвка есть источник , который называется
Явленным,
якобы

там явилась Божья матерь. По словам старожила,
села Вельмяйкиной Марфы Сергеевны 1916 г.р.
увидела Божий лик Божьей матери жительница села Матрёна.
В настоящее время этот источник освящён., здесь
построена часовня Казанской божьей матери и открыта купель.
Приезжают сюда люди со всех сторон: из Пензы,
Самары, Инсара, Саранска, из окрестных деревень за
святой водой и купаются в купели, а на Крещение 19.01.
приезжают люди за святой водой. Некоторые люди, живущие
около источника, занимаются закаливанием и чувствуют себя
превосходно. По словам учителя химии, Дёмкиной Т.И. вода в
источнике мягкая, отсутствует F, поэтому у жителей села
отсутствует флюороз, на вкус приятная, хорошо утоляет жажду,
очень холодная. В этом году отец Сергий хочет провести
более детальное исследование этой воды.
В с. М- Паёвка есть источник , который называется Явленным, якобы там явилась Божья матерь. По словам

Слайд 21село Кочетовка
Покровский храм

село Кочетовка Покровский храм

Слайд 22В селе первоначально была построена компактная рубленая Троицкая церковь еще в

XVII веке.
Но в 1878-м году она сгорела от грозы. После пожара за 12 лет был построен
новый Покровский храм (1891 г.). Люди ничего не жалели для постройки своей церкви.
12 лет они почти не ели яиц, специально поставленные жители села ходили по домам
и собирали яйца, для того, чтобы добавлять их в раствор. Также собирали и серебряные
украшения, самовары, утварь для отливки колоколов. Их отливали здесь же,
недалеко от храма, за улицей Одвеле.На тех местах до сих пор сохранились котлованы в форме
правильного круга, конуса.Жительница села Асташкина Анна Григорьевна (1922 года рождения)
вспоминает о том, как её мама рассказывала, что стены церкви клали ночью, а днем таскали кирпичи.
Около храма были построены и молитвенный дом с часовенкой. Старейшие жители села до сих пор помнят
чистейший звон колоколов, доносившихся с колокольни храма. Как вспоминает Асташкина
К.В. (1919 года рождения), звон колоколов хорошо был слышан даже в городе Инсаре (за 12 километров от Кочетовки).
В XX веке Православие в Мордовии пережило тяжелые времена. История послереволюционного
периода хранит еще много неизвестного; еще предстоит выяснить сотни,
тысячи имен священнослужителей, монахов и верующих, претерпевших преследования за веру.
Массовое преследование верующих началось с 1924 года. До этого момента
церковь претерпела ряд ограблений: в 1918-1921 годах советская власть
несколько раз проводила реквизиции земельных владений
и храмовых ценностей - богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов.
В 1935 году на масленицу начался развал Покровской церкви. Колокола сбросили с колокольни.
Самый большой из них не пролезал в отверстие, тогда Ермаков Федор Андреевич
и Паршин Андрей Осипович сломали стену и сбросили колокол вниз. Колокол упал
и застрял в земле. Его разбили на мелкие части и увезли. Когда разваливали храм,
все село собралось около церкви. Люди молились, женщины и дети причитали.
Над селом стоял сплошной плач. Ценную утварь забрали, а из икон были
сделаны двери для конюшни, столы. Кое-что жители успели спрятать.
Вскоре после этого батюшка Владимир умер, он похоронен около церкви.
Второго батюшку выселили из дома, и он стал жить в бане. В 1937 году его
репрессировали.После 1935 года в храме был склад. Часовню и молельный дом разобрали на кирпичи.
Несколько раз были попытки разобрать стены храма на кирпичи, но не смогли.
С трудом откалывались только кусочки, осколки кирпича,
а полностью ни один целый кирпич не смогли отодрать. После этого оставили здание храма под склады.
Возникновение автономной саранской епархии датируется 1991 годом,
но это - лишь официальный рубеж, указывающий на факт завершения сложного и длительного процесса
возрождения приходов Мордовии.В 1990 году жители села стали писать в различные инстанции
с просьбой открыть храм, собирали по селам подписи. Ермакова Т.Ф. помогла написать
прошение об открытии церкви. Азыркина Агафья Емельяновна и Сарайкина Екатерина Игнатьевна с прошением
два раза ездили в Москву инесколько раз в Саранск. В 1991 году Покровский храм с. Кочетовки
был открыт.Сначала служили в молельном доме. Службу вёл отец Алексей .Жители села отремонтировали поповский дом,
помогали вести хозяйство.
В селе первоначально была построена компактная рубленая Троицкая церковь еще в XVII веке. Но в 1878-м году

Слайд 23Точка №4
Вход в церковь,
колокольня
Кирпичи с клеймом
В 1991 году Покровский храм с.

Кочетовки был открыт.
Сначала служили в молельном доме. Службу вёл отец Алексей
Точка №4Вход в церковь,колокольняКирпичи с клеймомВ 1991 году Покровский храм с. Кочетовки был открыт. Сначала служили в

Слайд 24Покровский храм
с Западной стороны
Клеймо на кирпичах
Покровского храма

Покровский храмс Западной стороныКлеймо на кирпичахПокровского храма

Слайд 25Внутреннее убранство
Покровского храма
села Кочетовки
Люстра украшение храма

Внутреннее убранствоПокровского храма села КочетовкиЛюстра украшение храма

Слайд 26Город Инсар
Христорождественский храм

Город Инсар Христорождественский храм

Слайд 33

Познакомили Вас с памятниками
духовной и православной
культуры сёл Инсарского
района

расположенных ,
на бывшей
посольской дороге.

Итоги экскурсии

Познакомили Вас с памятниками духовной и православной культуры сёл Инсарского района расположенных , на бывшей посольской дороге.

Слайд 34Спасибо за внимание!
С Вами был Корнилов Сергей.
Я учусь в 8 классе.

У меня очень активная жизнь!
У нас в школе учиться интересно! У нас самые классные
Учителя и Ученики! Мы только чем не занимаемся!
Фотографии этому доказательство. Люблю экскурсии.
14.02.09 посетил Бородинскую панораму в г. Москва,
3.04.09 был в краеведческом музее в г. Саранск.
У нас в школе тоже есть музей и он имеет много
местного материала. Я Вас приглашаю к нам в Музей!


Спасибо за внимание!С Вами был Корнилов Сергей.Я учусь в 8 классе. У меня очень активная жизнь!У нас

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть