Презентация, доклад Юмор в музыке

То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же. Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были.

Слайд 1ЮМОР В МУЗЫКЕ
Учитель музыки Золотарева Лариса Васильевна

ЮМОР В МУЗЫКЕУчитель музыки Золотарева Лариса Васильевна

Слайд 2То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами —

одна из самых удачных шуток природы. Ведь когда-то слова музыкант и шут значили одно и то же.

Музыканты — несерьезные люди. И всегда такими были. Еще в средние века их задачей было веселить публику. Этим занимались не все, конечно, музыканты поголовно — были еще церковные певцы, которые посвящали себя таким несмешным темам, как спасение душ. Но «игрецы» из народа, от которых и пошла большей частью классика, были еще теми весельчаками. Что, кстати, отражалось в названии их профессии. В средневековой Европе бродячих музыкантов звали жонглерами, в России музыканты были одновременно шутами и скоморохами. При дворе Анны Иоанновны, например, служил шутом один знаменитый в то время итальянский скрипач с несусветным прозвищем Педрилло. Примечательно, какое у него было звание — он был не какой-нибудь народный артист, а звался гордо: «русский первый дурак…известный скрипач…и славный трус ордена св. Бенедикта».

То, что мы сегодня слушаем классическую музыку с серьезными лицами — одна из самых удачных шуток природы.

Слайд 3Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что

им изменило чувство юмора. Почти про каждого великого музыканта до сих пор рассказывают смешные байки. Большими шутниками были композиторы Пуччини, Россини и скрипач Паганини, и даже автор мрачных симфоний Шостакович в жизни любил повеселиться.
Со временем музыканты перестали подрабатывать шутами, но это не значит, что им изменило чувство юмора. Почти про

Слайд 4После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и

начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо (scherzo — «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно. Причем никто не брезговал смехом в музыке — даже Иоганн Себастьян Бах, были не прочь породить в перерывах между глубокомысленными опусами какую-нибудь безобидную «Шутку», хотя никто и не мог догадаться об этом…

После всего сказанного ясно, что когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко

Слайд 5Да и в произведениях композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и

сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения — и эффект может получиться более впечатляющим. Даже беглого взгляда в историю музыки достаточно, чтобы понять: самые разные музыкальные произведения проникнуты самыми разными оттенками смеха — от добродушной улыбки до иронии, сарказма или какого-нибудь жутковатого черного юмора. Веселые проделки позволял себе Гайдн. Однажды он проучил публику, имевшую привычку спать на концертах. Гайдн написал тишайшую, сладчайшую симфонию, специально устроенную таким образом, что как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми. И все это со спокойными лицами…
Да и в произведениях композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что

Слайд 6Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор

Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко высмеял в своей «Фантастической симфонии» возлюбленную. Римский-Корсаков и вовсе отважился на политическую сатиру: насмеялся над героем своей оперы «Золотой петушок» царем Додоном, заставив того спеть, среди прочего, любовную арию на мотив «Чижика-пыжика». Кстати, в этой опере смех присутствует еще в «концентрированном» виде: один из важных мотивов — хохот Шемаханской царицы, переданный музыкальными средствами.
Но не все композиторы смеялись в музыке так добродушно. Композитор Гектор Берлиоз, измучавшись от несчастной любви, жестоко

Слайд 7Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена: «Все

самые большие глупости в мире делаются в мире с серьезным выражением лица — а потому улыбайтесь, господа, улыбайтесь…» Но в любом случае эта фраза могла бы стать хорошим эпиграфом к его творчеству. Да и почти ко всей истории музыки тоже.

В новейшей истории музыки есть один занятный персонаж — американский композитор Джон Кейдж. Ему принадлежит произведение «4:33″, целиком состоящее из тишины — в трех частях. Это произведение создано для фортепиано или любого другого инструмента или нескольких инструментов, и тишина в нем длится 4 минуты 33 секунды или любое другое количество времени.

Однажды Московская консерватория исполняла произведения Кейджа. На сцене малого зала консерватории засел молодой пианист с убийственно серьезным лицом и стал настукивать некий текст одним пальцем на пишущей машинке. Время от времени он вынимал бумажку из машинки, делал из нее самолетик и пускал его в зал. Разворачивая пойманные самолетики, публика читала: «Артист не имеет права злоупотреблять временем зрителя».

Не знаю, ссылался ли Кейдж когда-нибудь на фразу барона Мюнхаузена: «Все самые большие глупости в мире делаются

Слайд 8В симфонический оркестр приходит новый альтист.
Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые

ноты, играет.
Вдруг видит — в нотах пометка «пригнуться». Альтист машинально пригибается. На следующей странице — то же самое. Альтист осознает комичность ситуации, считает это чьей-то злой шуткой и решает больше не пригибаться.
Наступает следующая пометка, альтист сидит, держит осанку… и вдруг получает резкий удар по шее кулисой сидящего сзади тромбона.

В симфонический оркестр приходит новый альтист.Начинается репетиция. Альтист смотрит в незнакомые ноты, играет.Вдруг видит — в нотах

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть