Слайд 1Презентацию составила педагог-библиотекарь ОГБОУ «Шегарская школа-интернат» Вацеба Л. Г., 2017г.
Слайд 2
История происхождения Деда Мороза и Снегурочки: славянские корни
Есть версия, что наш Дед Мороз – это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Морок представлялся нашим прародителям как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча с Мороком сулила беду.
Злой бог мог заморозить до смерти,
поэтому люди задабривали его, как могли:
угощали блинами, киселём,
приглашали к столу
отведать кутью, печенье,
просили не губить посевы.
Еда для Морока оставлялась на окне
или на крыльце. Тогда же Морока
просили не приходить летом
и не портить
урожай.
Слайд 3
Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Создание
образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов. Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
Слайд 4 Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы
появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. В обряде похорон Костромы, проводимом нашими предками, показывалось, как девушка заболевает и умирает, а потом воскресает, что представляет собой признаки сезонного духа, и в этом наблюдается родство с образом Снегурочки. Сказочный персонаж тоже умирает – тает.
Слайд 5Нужно заметить, что Снегурочка – это чисто русское явление. Ни у
одного заморского персонажа, символизирующего приход нового года, нет спутницы. Только наш Дед Мороз счастливчик.
Слайд 6В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией
сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.
Слайд 7Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали
по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников.
Слайд 8 После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся
гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года.
Слайд 9Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в
СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.
Слайд 10
Образ Деда Мороза использовался в
антинацистской пропаганде во время Великой Отечественной войны.
Слайд 11 В России существует несколько независимых проектов, связанных
с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября.
Слайд 12 25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие
«Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран.
Слайд 13 Усадьба работает круглый год, основная активность приходится
на период с 18 ноября до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями.
Слайд 14 Интересные факты про деда
Мороза