Слайд 1государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ
РО «ВПК»)
Тема: Декоративная композиция как средство развития
художественно-творческих способностей в системе
дополнительного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Выполнила: Михайлик Ксения Сергеевна Руководитель: Пономарева Алла Анатольевна
Волгодонск
2019
Слайд 2Декоративная композиция является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного, живописного
и графического искусства в системе дополнительного образования. Занятия декоративной композицией развивают художественные способности, фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, композиционное мышление и чувство гармонии, расширяют кругозор и формируют представления детей о роли искусства в жизни общества. Занятия декоративной композицией дают хорошую возможность показать детям что художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека.
Актуальность исследования
Слайд 3Противоречие между задачей развития художественно-творческих способностей младших школьников и недостаточным созданием
педагогических условий, методического обеспечения на занятиях по обучению декоративной композиции в практике дополнительного образовательного учреждения.
Цель исследования
Теоретически выявить и экспериментально проверить эффективность использования методов и средств для развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий декоративной композицией в условиях дополнительного образования.
Слайд 4Объект исследования
Процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной композицией
в системе дополнительного образования.
Предмет исследования
Декоративная композиция как средство развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Слайд 5Гипотеза исследования
Исходя из актуальности и проблемы исследования, теоретических данных, полученных в
ходе исследования, мы предположили, что положительная динамика в развитии художественно-творческих способностей младших школьников возможна при следующих условиях:
1. Организационные условия, такие как наличие качественных художественных материалов и инструментов для практической работы учащихся.
2. Соблюдение правильной организации процессов восприятия и наблюдения за окружающей нас действительностью.
3. Выбрать лучший вариант создания для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки, а также наличие соответствующей мотивации к творческой деятельности.
4. Соблюдение оптимального сочетания методов обучения с внедрением новых изобразительных технологий и форм организации обучения в объединении.
Слайд 6Задачи исследования
Изучить и проанализировать теоретические источники, методическую литературу, передовой педагогический опыт.
Проанализировать
психологические особенности восприятия декоративной композиции детьми младшего школьного возраста.
Изучить влияние декоративной композиции на развитие художественно-творческих способностей младших школьников.
Провести методики диагностического обследования на предмет развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Разработать и внедрить педагогический эксперимент по развитию художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративной композиции.
Слайд 7Методологическая основа
Концептуальные положения теории художественно-творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Матюшкина, Г.В
Трегубова), современные теории художественного образования и эстетического воспитания детей (В.С. Кузин, Б.М. Неменский, М.А. Кузьмищева, Е.А. Маймин), идеи и методики декоративного искусства (Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова), исследования о младшем школьном возрасте как значимом этапе развития личности (Д.Б. Эльконин, В.А. Сластенин, Л.И Божович, А.Г. Хрипкова), научно теоретические основы педагогики (И.П. Подласый, Г.В. Бороздина, Н.Ф. Голованова), методологические труды, посвященные обучению изобрази-тельному искусству (О.А. Бакиева, М.А. Абрамова, В.С. Щербаков) и другие.
Слайд 8Методы исследования
Теоретический и сравнительный анализ источников, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы.
Анализ научных
понятий по проблеме исследования.
Анализ основных принципов образовательной деятельности по развитию художественно-творческих способностей детей.
Педагогический эксперимент (на разных этапах исследования) включающий беседу, анкетирование, наблюдение за деятельностью учащихся, анализ условий, созданных в группе для развития художественно-творческих способностей детей, сравнительный анализ. Статистическая и графическая обработка данных. Изучение продуктов творческой деятельности детей.
Слайд 9Практическая значимость
Определяется возможностью внедрения в образовательный процесс дополнительного образовательного учреждения серии
занятий, педагогических условий, применение комплекса методов, реализующих развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративной композиции. Содержание, результаты и выводы могут быть использованы педагогами дополнительного образования в практической работе, родителями при организации изобразительной деятельности детей дома.
Слайд 10База исследования
Исследование проводилось на базе МБУДО центр «Радуга» города Волгодонска, Ростовской
области
Слайд 11ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей младших школьников в обучении декоративной композиции в системе дополнительного образования
1.2 Особенности и виды декоративной композиции
1.3 Методика обучения декоративной композиции в системе дополнительного образования
Слайд 12ГЛАВА 2 ЭКСПЕР ИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
База проведения экспериментальной работы: МБУДО «центр «Радуга», Весенняя ул., 3, город Волгодонск. Исследование проводилось в рамках объединения «Юный художник» с 28 января 2019 по 22 февраля 2019 года.
Для эксперимента - было отобрано 12 детей в возрасте 7-8 лет, из них 7 мальчиков и 5 девочек. Экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент.
2 этап – формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный эксперимент.
Слайд 132.1 Описание констатирующего этапа экспериментальной работы
Целью констатирующего этапа эксперимента является определение
уже имеющегося уровня художественно-творческих детей младшего школьного возраста.
Задачами констатирующего этапа эксперимента являлись:
1. Определение исходного уровня сформированности художествен-но-творческих способностей у учащихся.
2. Проведение анкетирования обучающихся для выявления уровня заинтересованности в изобразительной деятельности и в декоративном изображении.
3. Проведение теста «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, на диагностику развитости воображения, способности создавать оригинальные образы.
4. Проведение диагностики уровня развития цветовосприятия. Методика Е. Торшиловой и Т. Морозовой - «Грустный - Веселый».
5. Разработка общих критериев оценки уровня подготовки к изобразительной деятельности и творческих способностей.
6. Выделение основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе изобразительной деятельности.
Слайд 14Методика № 1. Анкетирование
Цель: выявить уровень заинтересованности учащихся в изобрази-тельной
деятельности и в декоративном изображении.
Оптимальный (10 - 16 баллов) - ярко проявленный, демонстрируемый интерес к изобразительной деятельности, владение художественной терминологией, интерес к поиску новых цветовых, композиционных решений.
Допустимый (6- 10 баллов) - имеет средний интерес к занятиям изобразительной деятельности, требует помощи преподавателя, не имеет ярко выраженного желания сделать свою работу «особенной».
Недопустимый (менее 6 баллов) - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к изобразительной деятельности, нежеланием посещать занятия и работать на них.
Слайд 15Диаграмма 1. Уровень заинтересованности учащихся в изобразительной
деятельности и в декоративном изображении
на констатирующем этапе
Слайд 16Методика № 2. Рисуночное тестирование О.М. Дьяченко
«Дорисовывание фигур»
Цель тестирования:
определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Оптимальный - ребенок дает схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисованная фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Допустимый - ребенок дорисовывает большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей.
Недопустимый - ребенок фактически не принимают задачу: он или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, дает беспредметные изображения или пропускает полностью.
Слайд 17Диаграмма 2. Уровень развития воображения и способности создаватьоригинальные образы на констатирующем
этапе
Слайд 18Методика № 3. Е. Торшиловой и Т. Морозовой, «Грустный -
Веселый»
Цель:
выявить уровень развития цветовосприятия у детей через знакомство с декоративным натюрмортом при помощи оценивания, сравнения и сопоставления ребенком натюрмортов с тремя «настроениями» связанных с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «настроением» фактуры.
Оптимальный – абсолютно верные ответы, выбирая из трех «настроений», связанных с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры, все три натюрморта правильно сопоставлены с настроением (грустный - веселый), ребенок дал развернутый ответ.
Допустимый – относительно верные ответы, есть ошибки, выбирая из трех «настроений», связанных с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «настроением» фактуры, не все натюрморты правильно сопоставлены с настроением (грустный - веселый).
Недопустимый – совсем не верные ответы, ребенок не воспринял за-дачу и не проявил желания соотнести картинки с «настроением».
Слайд 19Диаграмма 3. Результаты методики №3 на выявление уровня развития цветовосприятия на
констатирующем этапе
Слайд 202.2 Развитие художественно-творческих способностей средствами декоративной композиции в системе дополнительного образования
Цель
формирующего этапа: повышение уровня у детей художественно-творческих навыков и умений декоративного изображения средствами декоративной композиции.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Обогащение знаний, умения в области декоративного рисования.
2. Разработка творческих заданий по развитию художественно-изобразительных навыков.
3. Разработать и внедрить серию занятий по декоративной композиции, при которых развитие художественно-творческих способностей младших школьников станет наиболее эффективным.
4. Обогащать словарный запас названием цветов, образными сравнениями. Стимулировать составление описательных рассказов выполненных рисунков.
5. Формировать у детей эстетические чувства через любовь к искусству, интересу и потребности в искусстве, развитие навыков художественного воспитания, способностей к оценке художественных произведений.
6. Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.
7. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.
Слайд 21Тема 1. «Декоративный натюрморт с фиалками»
Слайд 25Тема 5. «Цветок солнца – подсолнух»
Слайд 272.3 Результаты экспериментальной деятельности исследования по развитию художественно-творческих способностей средствами
декоративной
композиции в системе дополнительного образования
Целью контрольного этапа эксперимента стало: проанализировать результативность содержания работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей средствами декоративной композиции.
Задачи этого этапа эксперимента:
1. Определить насколько улучшился результат развития художественно-творческих способностей в процессе декоративной живописи.
2. Подтвердить правильность выбранных педагогических условий.
Слайд 28Диаграмма 4. Сравнительная диаграмма уровня заинтересованности,
учащихся в изобразительной деятельности и
в декоративном изображении на констатирующем и контрольном этапе
Слайд 29Диаграмма 5. Сравнительная диаграмма уровня развитости воображения
и способности создавать оригинальные
образы на констатирующем
и контрольном этапе
Слайд 30Диаграмма 6. Сравнительная диаграмма уровня развития цветовосприятия на констатирующем и контрольном
этапе
Слайд 31Заключение
Нами была разработана и апробирована серия экспериментальных занятий, направленных на развитие
творчества у детей средствами декоративной композиции, входе которых совершенствовались умения и навыки владения различными методами и приёмами работы с различными материалами. Внедрение этих занятий в практику подтвердило наше предположение, что если систематически проводить занятия и учитывать выбранные нами педагогические условия, то развитие художественно-творческих возможностей средствами декоративной композиции - возможно. В ходе проведенных занятий была выявлена положительная динамика развития творчества у детей экспериментальной группы.
Слайд 33государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ
РО «ВПК»)
Тема: Декоративная композиция как средство развития
художественно-творческих способностей в системе
дополнительного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Выполнила: Михайлик. К. С. Руководитель: Пономарева А. А.
Волгодонск
2019