Слайд 1Подготовила:
учитель ИЗО Логинова Н.В.
ВИДЫ
ДЕКОРАТИВНО-
ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
Слайд 21. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань —
шёлкНа ткань — шёлк, хлопокНа ткань — шёлк, хлопок, шерстьНа ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетикуНа ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафинаНа ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Слайд 3Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится
с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Слайд 4Холодный батик
Холодный батик используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно
использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Слайд 52. ГОБЕЛЕН
Гобеле́н (фр. gobelin) иначе шпалера — один из видов декоративно-прикладного искусства,
стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.
Слайд 6Материалы
До XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть — самый
доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы — прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды
Слайд 7Техника создания шпалеры
Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы. Нити
основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом основа полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли
Слайд 103.Нитяна́я гра́фика
Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) —
графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.
Слайд 134. Керамика
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например,
глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Слайд 14Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком
материалом.
Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками.
Слайд 15Виды керамики
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым
оттенком), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Слайд 16Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком. Из-за высокой пористости
изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Слайд 17Майолика имеет пористый черепок, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину
стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Слайд 18Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины). Изделия могут
покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами. Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.
Слайд 195. Вышива́ние
Вышива́ние — распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани
и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Вышивальшица
художник Франц Ксавер Зимм
Слайд 20Ажурная вышивка (ришелье) - её используют при создании скатертей, постельного белья,
салфеток, отделки одежды
Слайд 21ВышивкаВышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские
умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.
Слайд 22Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань,
полностью заполняя гладь полотна.
Вышивка крестом — это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется техника в полный крест или полукрест.
Слайд 23Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка
на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент.
Слайд 246. Вяза́ние
Процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей
путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание). В египетской гробнице найдена вязаная детская обувь, возраст которой более четырех тысяч лет.
Слайд 25Макраме
(от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф
или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
Материалы
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное — правильно подобрать узлы.
Приспособления
-Струбцины небольших размеров, для крепления к столу
-Поролоновая подушка или кусок пенопласта, прикрепляемые
к столу или спинке стула
-Металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров
Слайд 278. Художественная обработка кожи
1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных
предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения;
2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий
Слайд 28Приемы художественной обработки кожи
Тиснение применяется для получения рельефного и цветного изображения
на поверхности кожи, кожзаменителя
Слайд 29Перфорация или высечка
Сводится к тому, что при помощи пробойников
различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.
Слайд 30Плетение
Один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи
специальной техники нескольких полосок кожи.
Слайд 32Гравировка
Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами
Слайд 33Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на
изделие.
Слайд 34Интарсия
Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты
изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.
Слайд 359. Моза́ика
произведение, посвящённое музам — декоративно-прикладное и монументальное искусство
разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Слайд 3610. Декупаж
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани,
посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Слайд 3711. Квиллинг
Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных
в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Слайд 3812. Художественное стекло
Некогда ценой своей с золотом могло соперничать только стекло.
Действительно, самые ранние его рукотворные образцы — украшения.
Выдувание стекла — операция, позволяющая из вязкого расплава получить различные формы — шары, вазы, бокалы.
Слайд 4014. Резьба по дереву
Условно можно выделить три основных типа:
- сквозная резьба
- глухая (рельефная) резьба
- скульптурная резьба
- домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
Слайд 41Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет
два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Слайд 42Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или
на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно.
Слайд 43Скульптурная резьба
Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или
групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.
Слайд 44Домо́вая резьба́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних
деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
Слайд 4515. Художественная обработка металла
Один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, высоко развитый
у русских мастеров еще во времена Киевской Руси.
Художественная обработка металла включает: фигурное литье, чеканка, гравировка и множество других приёмов
Слайд 46Чеканка
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, изображения, заключающийся в выбивании на пластине
определённого рельефа.
Слайд 48Художественная ковка металла
Для художественной ковки металла используют в основном сталь и
её сплавы, а также медь, латунь и бронзу.
Слайд 49Фигурное литьё
Литье - древнейший вид обработки металлов. В технике литья изготовляли
браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья. Отливали и более крупные предметы: подсвечники, паникадила, кувшины-водолеи, колокола.
Слайд 50Филигрань
Филигрань - ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон
узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике (скань).
Слайд 51ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО
Железная полоса со сквозными отверстиями, часто составляющими ажурный орнамент и
полученными с помощью заостренного ударного инструмента