Презентация, доклад Великая отечественная война 1945 года в искусстве

Содержание

Выражал сущность программных действий,разработанных Советским правительством для превращения страны в единый боевой лагерь, подчинённый единственной цели — победе в Великой Отечественной войне. Лозунг был поддержан всеми слоями населения СССР. Перекликался с лозунгами «В труде — как в бою!», «Фронту надо — сделаем!» и другими.Плакаты военного

Слайд 1ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1942г.
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

Учитель изобразительного искусства МОУСОШУИП№3 Сорокун

М.Г.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  1942г.В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА Учитель изобразительного искусства МОУСОШУИП№3 Сорокун М.Г.

Слайд 2Выражал сущность программных действий,разработанных 
Советским правительством для превращения страны в единый боевой лагерь,

подчинённый единственной цели — победе в Великой Отечественной войне. Лозунг был поддержан всеми слоями населения СССР. Перекликался с лозунгами «В труде — как в бою!», «Фронту надо — сделаем!» и другими.

Плакаты военного времени.

Выражал сущность программных действий,разработанных Советским правительством для превращения страны в единый боевой лагерь, подчинённый единственной цели — победе в Великой Отечественной

Слайд 3 Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. 

 Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. 

Слайд 4Иванов В.; Бурова О.
Изображение развернуто по вертикали, на переднем плане изображены

два советских воина верхом на лошадях, движущиеся справа налево, фигуры коней и всадников частично срезаны краями листа. Воины в полушубках и касках со звездами. Ближний - на вздыбленном вороном коне - с саблей в поднятой правой руке, другой воин замахивается саблей на бегущего фашиста с прижатыми к голове руками. На среднем плане слева изображен горящий немецкий танк, на дальнем плане видна скачущая советская конница с развевающимся красным знаменем в центре. Фоном служит другое сражение, исполненное в светло-серо-охристых тонах, в центре - исполинская фигура Александра Невского на коне, перед ним лежащий на земле немецкий рыцарь в доспехах и рогатом шлеме. За спиной Александра Невского - его дружина с копьями и знаменем, слева вдали - немецкие рыцари на конях. В верхнем левом углу две даты одна над другой - сверху голубым цветом "1242", снизу красным - "1942".
Иванов В.; Бурова О.Изображение развернуто по вертикали, на переднем плане изображены два советских воина верхом на лошадях,

Слайд 5Художник.И.Б.Корецкий работал в области фотоплаката. Он начинал с наброска композиции листа,

затем подбирал и фотографировал нужный типаж, перерабатывая снимки, и в результате достигал единства художественного обобщения и документально-фотографической убедительности.

Плакат «Воин Красной Армии спаси!»(1942) два раза издавался в годы войны в небывалых раньше миллионных тиражах. Все изображение насыщено предельным драматизмом и вполне соответствует тексту плаката. Ребенок трепетно прижался к матери, в его глазах застыл ужас. Мать, закрывая сына своим телом, с ненавистью смотрит на врага; выбившиеся из – под платка волосы, сурово сдвинутые брови - все выдает гнев и непокорность.

Художник.И.Б.Корецкий работал в области фотоплаката. Он начинал с наброска композиции листа, затем подбирал и фотографировал нужный типаж,

Слайд 6.
Одно из самых выразительных батальных полотен этих лет - «Оборона

Севастополя» (1942). Художник А.А.Дейнека в этой сцене показал настоящих героев, сражающихся насмерть с фашистами среди шквала огня, дыма, разрывов бомб и пикирующих самолетов. На фоне тревожного сизо-черного моря, на фоне неба, превратившегося в сплошную завесу из огня и дыма, четко и ясно вырисовываются сильные фигуры сражающихся матросов. Гневом и ненавистью дышат их словно высеченные из камня лица. Они ведут смертельную схватку с врагом, они победят.
. Одно из самых выразительных батальных полотен этих лет - «Оборона Севастополя» (1942). Художник А.А.Дейнека в этой

Слайд 7Серия больших автолитографий «Ленинград в дни блокады»(1942) ознаменовала творческую зрелость художника

А.Ф.Пахомова и прочно закрепила его место в истории советской графики. Работая в Ленинграде, художник был очевидцем и участником обороны и восстановления города. Он начал создавать свою серию еще в 1941,прибавляя затем из года в год новые листы.

В первых литографиях, возникших в самое тяжелое время блокады, зимой 1941-1942 годов, А.Ф. Пахомов достигает потрясающей правдивости изображения. Так в листе « На Неву за водой» обычная бытовая сцена полна необычного драматизма; и закутанный в платок ребенок с чайником в руках, и истощенная девушка на ступеньках набережной остаются в памяти на всю жизнь.

А.Ф.Пахомов «На Неву за водой»

Серия больших автолитографий «Ленинград в дни блокады»(1942) ознаменовала творческую зрелость художника А.Ф.Пахомова и прочно закрепила его место

Слайд 8Художник А.А.Пластов и в годы войны оставался живописцем русской деревни. Но

поэзия деревенской жизни, веселье обильных колхозных праздников сменяются теперь в его картинах изображениями драматических событий.

Картина А.А.Пластова «Фашист пролетел» 1942.- одна из самых волнующих картин советской живописи. Она захватывает сразу, потрясая варварской жестокостью врага. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.

А.А.Пластов «Фашист пролетел»

Художник А.А.Пластов и в годы войны оставался живописцем русской деревни. Но поэзия деревенской жизни, веселье обильных колхозных

Слайд 9Август 1942 года.Ржевско-Сычёвская операция Калининского фронта.По всему фронту наступления советских войск

шли ожесточенные кровопролитные бои, осложненные погодными условиями. 

Бой за город Ржев август 1942г. В. Болтышев .

Август 1942 года.Ржевско-Сычёвская операция Калининского фронта.По всему фронту наступления советских войск шли ожесточенные кровопролитные бои, осложненные погодными

Слайд 10Дом Па́влова (Дом cолдатской cлавы) — 4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Сталинграде, в

котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма.
Дом Па́влова (Дом cолдатской cлавы) — 4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа

Слайд 11В районе площади 9-е января оборонялся
42-й Гвардейский стрелковый полк полковника

Елина, который поручил капитану Жукову провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: группа лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила указанный Жуковым четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гв. стр. дивизии. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания[3].
В районе площади 9-е января оборонялся 42-й Гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который поручил капитану Жукову провести

Слайд 12Блокадная симфония Шостаковича
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до

начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м . Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска

Двое туристов из ГДР, признались :
Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Блокадная симфония ШостаковичаЗнаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х

Слайд 13Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной

операции «Шквал» 9 августа 1942 года, посвящённое премьере 7 симфонии и самой секретной операции

Девятое августа сорок второго, Площадь Искусств, филармонии зал. Люди города, фронта симфонии строгой Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза. Показалось на миг им безоблачным небо. Вдруг — в симфонию звуки грозы ворвались, И сразу лица — полные гнева, И пальцы до боли в кресла впились. И в зале колонны, как жерла пушек, Нацелились в чёрную глубину, Симфонию мужества город слушал, Забыв о войне и вспомнив войну… И не знали они, что, когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась,

Над городом фронтом, как гром, величаво Другая симфония раздалась. Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал, Чтоб город Седьмую симфонию слушал; И в зале шквал, и по фронту шквал. А когда разошлись по квартирам люди, Полны высоких и гордых чувств, Бойцы опустили стволы орудий, Защитив от обстрела площадь Искусств.
Николай Савков 09.08.1942

Солдат Николай Савков, артиллерист 42 армии, написал стихотворение во время секретной операции «Шквал» 9 августа 1942 года,

Слайд 14Немало памятников и памятных мест находится  на Корабельной стороне города Севастополя,

но есть одно из них, чья слава перешагнула границы не только города, но и бывшего Союза.  Осенью 1941 года на вершине Малахова кургана установили два 130-миллиметровых орудия с повреждённого эсминца «Совершенный». Командовал батареей, получившей № 111 (затем № 701), капитан-лейтенант А.П. Матюхин. Артиллеристы батареи капитан-лейтенанта А.П. Матюхина размещались в оборонительной башне. Севастопольцы назвали её батареей «Малахов курган».
В ходе боевых действий в дни второй героической обороны оборонительная башня была вновь разрушена. И после освобождения города от фашистов её вторично реставрировали.
Немало памятников и памятных мест находится  на Корабельной стороне города Севастополя, но есть одно из них, чья

Слайд 15Главный вход на Малахов курган,
Памятник вице-адмиралу В.А.Корнилову
Противоштурмовая батарея,
Памятник летчикам, 

Главный вход на Малахов курган,Памятник вице-адмиралу В.А.КорниловуПротивоштурмовая батарея,Памятник летчикам, 

Слайд 16«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и

сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е.В. Вучетич
О каком памятнике идет речь?

Е.В. Вучетич

«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и

Слайд 18Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всего народа

огромной страны. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. Созданный здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы»  – сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город.  
Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всего народа огромной страны. Именно здесь произошел коренной

Слайд 19Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней

Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.

По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения.

Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты

Слайд 20Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Площадь "Стоять насмерть"
Площадь Героев.
Зал Воинской славы
Площадь Скорби.
Главный монумент
 «Родина-мать

зовет!»

Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча

Вводная композиция-горельеф «Память поколений»Площадь

Слайд 21В память об молодогвардейцах в городе Краснодоне был установлен памятник "Клятва",

созданный ворошиловградскими скульпторами В. И. Агибаловым В. И. Мухиным, В. X. Федченко и киевским архитектором А. А. Сидоренко. Монумент торжественно открыли 12 сентября 1954 года. На постаменте из розового гранита установлена бронзовая скульптурная группа, отлитая на ленинградском заводе "Монументскульптура", а заказ выполнили комсомольцы этого завода, которые установили такой же памятник на аллее Героев в Ленинграде. 

Памятник изображает момент клятвы подпольщиков-комсомольцев. У знамени Родины стоят 16-18-летние юноши и девушки — члены штаба "Молодой гвардии": Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова.  На круглой части пьедестала — комсомольский значок, Звезда Героя Советского Союза с лавровой ветвью Славы и надпись: "Героям "Молодой гвардии" от Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины".

В память об молодогвардейцах в городе Краснодоне был установлен памятник

Слайд 23Алексе́й Петро́вич Маре́сьев  — лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной

войны ему были ампутированы
 обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

Могила Маресьева на Новодевичьем кладбище Москвы

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев  — лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность,

Слайд 24Алексей Петрович жил в этом доме в 1948—2001 (Москва, Тверская ул.,

19)

Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Алексей Петрович жил в этом доме в 1948—2001 (Москва, Тверская ул., 19)Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Слайд 25«Шумел сурово брянский лес»    
Стихи А. В. Софронова 
музыка  С. А.

Каца  

 В ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном собрании в партизанской землянке состоялось первое исполнение песни, которая вскоре станет знаменитой, облетев всю страну. Первыми ее слушателями были бородатые люди с автоматами в руках, а первым исполнителем — один из авторов. Сохранились воспоминания самого Анатолия Софронова: «Я спел один раз, меня попросили спеть еще, потом в третий раз. И вдруг кто-то вспомнил, что имеется свой гармонист, что у него хороший слух. На другое утро привели слепого гармониста. Мы посидели около часа, я напевал ему мелодию, а к концу этого часа он пел вместе со мной. Вокруг нас, среди сгоревшей деревни, собрались люди и тоже вместе с нами пели песню «Шумел сурово брянский лес».

«Шумел сурово брянский лес»     Стихи  А. В. Софронова  музыка  С. А. Каца   В ночь на

Слайд 26«В землянке»  
музыка Константина Листова
стихи  Алексея Суркова
 Стихотворение, из которого родилась

песня, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию компо­зитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел.
Через неделю он вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:
«В землянке»   музыка Константина Листова стихи  Алексея Суркова Стихотворение, из которого родилась песня, появилось в общем-то случайно, даже

Слайд 27«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК» 
Слова Михаил Максимов
Музыка Ежи Петерсбурский

Вспоминая об этом времени, поэт А.

Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
«СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»  Слова Михаил Максимов Музыка Ежи ПетерсбурскийВспоминая об этом времени, поэт А. Сурков писал: «Уже с первых дней

Слайд 28ТЫ ОДЕССИТ, МИШКА!
  Музыка Михаила Валоваца Слова Владимира Дыховичного
 Толчком к написанию «Мишки» послужили

события осени 1941 года, когда советские войска оставили город. Мирный торговый город всего за несколько недель превратился в настоящую крепость, ощетинившуюся тремя рядами обороны и начавшую выпускать всё необходимое для себя оружие, в том числе, танки и бронепоезда. Одесситы совершенно серьёзно готовились сражаться не только на подступах к городу, но и в самой Одессе. В первый раз советской песне появилась тема о том, что войска покидают свои города. Фашисты летом 42-го были уже возле Москвы и Ленинграда. Подходили к Сталинграду. Именно поэтому наши солдаты не только плакали во время исполнения «Мишки», но в финале вставали со своих мест, давая понять, что они все сделают, чтобы воображаемая сцена возвращения быстрее материализовалась.
ТЫ ОДЕССИТ, МИШКА!   Музыка Михаила Валоваца Слова Владимира Дыховичного Толчком к написанию «Мишки» послужили события осени 1941

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть