Слайд 1Тема урока:
“КОСТЮМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ”
Слайд 2Цели урока:
Обучающая цель: дать знания учащимся по истории и этнической культуре,
сформировать знания по истории костюмов народностей Поволжья и Приуралья;
Развивающая цель: развивать познавательный интерес практической значимости полученных знаний по костюмам народов Поволжья и Приуралья;
Воспитательная цель: осуществлять эстетическое воспитание, стремление сохранить неповторимость этнических культур, повысить интерес к материальным и духовным ценностям народов Поволжья и Приуралья.
Слайд 3План урока:
1. Проверка ранее изученного материала: «Костюмы народов Сибири и Дальнего
Востока»;
2. Изучение нового материала: «Костюмы народов Поволжья и Приуралья»;
3. Закрепление пройденного материала:
а)мини-викторина;
б)кроссворд;
в)беседа по слайдам;
4. Самостоятельная работа учащихся: разработка эскизов одежды народов Поволжья и Приуралья с применением декора;
5. Подведение итогов урока: анализ разработанных эскизов, участие учащихся на всех этапах урока.
Слайд 4ПРОВЕРКА РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1.Какими народностями представлено коренное нерусское население Сибири и
Дальнего Востока?
2.Традиционная одежда Сибири и Дальнего Востока?
3.На какие группы условно делится одежда народов Сибири?
Слайд 5
4.Из какого материала ненцы изготавливали рукавицы и обувь - унты?
Слайд 6
5. Как называется нганасанская мужская одежда, сшитая из шкуры оленя в
виде глухой просторной рубахи с капюшоном?
Слайд 76. Как называется одежда народности ульчи, сшитая из рыбьей кожи?
Слайд 87. Как называется дорожная одежда долганов, шитая мехом наружу? Эта одежда
надевалась поверх малицы.
Слайд 9
8. Самая важная принадлежность якутского костюма?
9. Из каких видов одежды состоит
традиционный костюм калмычек?
Слайд 12
По среднему течению Волги и ее притокам среди основной массы русского
населения издавна проживали финно-угорские народы: удмурты, коми, мордва, марийцы, а также народы, относящиеся к тюркской языковой группе, - чуваши, татары, башкиры.
Каждый этнос имел свои национальные особенности и ряд сходных черт в разных сферах жизнедеятельности.
Для изготовления одежды использовали домоткатину из конопли, льна и шерсти.
Слайд 13
Мужская одежда рано утратила самобытные черты и повсеместно была сравнительно однородной.
Женская
одежда сохраняла национальное своеобразие и эволюционировала медленно.
Основной частью женского костюма являлась рубаха туникообразного покроя, служившая одновременно верхней и нательной одеждой. Она орнаментировалась вышивкой, располагавшейся на груди, рукавах и по подолу. Поверх рубах надевали распашную одежду – кафтан, которую перетягивали тканым поясом. Обувью служили лапти, кожаные коты, бахилы и сапоги.
Слайд 14НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА МАРИЙЦЕВ
Изготавливалась из белого холста и
грубого домашнего сукна.
Женский костюм состоял из
рубахи - тувыр, штанов - ялаш,
длинного кафтана - шобыр,
высокого головного убора на твердой
основе - шимакш,
украшенный монетами и
бисером. Обувью служили
традиционные лапти – нинком из
липового лыка и бересты.
Слайд 16СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
В день переезда в дом жениха сваха надевала на
невесту красный сарафан - кунтай, а поверх него-кофту. Мама невесты опоясывала ее на счастье узорным поясом. Две пожилые женщины делали ей прическу и покрывали голову шелковым платком - солык, поверх которого надевали головной убор. Шею невесты украшало ожерелье из бисера и серебряных монет - ширкама. Брат невесты дарил ей на прощание нинком. Этот наряд невеста носила до рождения первого ребенка.
Слайд 17СВАДЕБНЫЙ НАРЯД МАРИЙСКОЙ НЕВЕСТЫ
Слайд 18МУЖСКАЯ МАРИЙСКАЯ ОДЕЖДА
Основными частями старинной
мужской одежды является
холщовая вышитая рубаха без
воротника,
холщовые штаны,
суконный кафтан - шобыр,
шерстяная домашней вязки
шапка – грешиевик, сапоги и
лапти прямого плетения.
Слайд 19Состояла из рубахи-сос, сарафана-сарапана различного покроя, поверх которого надевали распашную кофту.
Верхней одеждой являлся дубник-шабур, зимой – овчинная шуба-пась. Головные уборы: очелье, обтянутое красным сукном-кормой, платок, кокошник и “сорока”
НАРОДНАЯ ОДЕЖДА КОМИ
Слайд 20КОКОШНИК И САРАПАН
СОРОКА (сборник)
Слайд 22Традиционная одежда коми имеет много общего с костюмом северорусского населения
Слайд 23МУЖСКАЯ ОДЕЖДА КОМИ
Состояла из холщовой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщовых штанов-вешьян,
заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Головным убором служил войлочный колпак или шапка из овчины. Верхняя одежда: кафтан-зипун, шуба – пась. Обувь: кожаные коты, бахилы, лапти и высокие сапоги с мягкой подошвой - бродни.
Слайд 24НАРОДНАЯ ОДЕЖДА УДМУРТОВ
Одежда удмуртов с середины XIX в. утратила национальную специфику
и почти не отличалась от одежды русских крестьян.
Она изготавливалась из белого холста и пестряди домашнего производства.
Слайд 25ЖЕНСКАЯ УДМУРТСКАЯ ОДЕЖДА
Была сложной по составу, разнообразной и различалась на будничную,
праздничную и обрядовую. При этом большую роль играла вышивка, которая располагалась вокруг среза горловины, на груди, рукавах, плечах и подоле. Женская одежда состояла из рубахи, кафтана, головного убора на твердой берестяной основе - айшон, покрытого холщовым платком с бахромой. Под айшон надевали головное полотенце. Обувь – лапти.
Слайд 27ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА НАРОДНОСТИ МОРДВА
Разделяется на два типа: эрзянский и мокшанский. В
одежде эрзи-мордвы присутствуют высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускающейся на спину лопастью из холста, украшенной блестками.
В одежде мокши-мордвы – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки.
Слайд 28МОРДОВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Состоит из рубахи с декоративной застежкой ворота - сюлгам,
пояса, специального набедренного украшения – пулай. Пулай является реликтом архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение. Обувью служили кожаные сапожки с острыми носами и лыковые лапти.
Слайд 30Мокшанки носили полосатые наколенники с геометрическими орнаментами, вязанными из шерсти
Слайд 31НАРОДНАЯ ОДЕЖДА ЧУВАШЕЙ
Имеет сходство с одеждой горных марийцев. Народность чуваши подразделяется
на две группы: верхние чуваши и низовые чуваши(анатри). Верхние чуваши проживают на северо-западе России, а низовые – в юго-восточной части. До XIX в. чуваши изготавливали одежду из сукна и пестряди, а в настоящее время используют цветные фабричные ткани. По покрою одежда чувашей близка к татарской и башкирской.
Слайд 32ЖЕНСКИЙ ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ
Состоит из длинной белой рубахи, украшенной мелкой геометрической вышивкой,
пояса, передника, поясных подвесок – украшений и сложного полотенчатого головного убора, древнего происхождения, поверх которого надевали чалму. А в первые десятилетия XX в. в чувашском костюме происходят изменения – начинают носить русские юбки и кофты.
Слайд 34МУЖСКОЙ ЧУВАШСКИЙ КОСТЮМ
Мужская одежда была более однотипной и изготавливалась из белого
холста и пестряди вплоть до начала ХХ в. Костюм состоит из белой рубахи с застежкой спереди до середины груди, кафтана, брюк, головного убора. Обувь – кожаные сапоги.
Слайд 35ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Татары раньше других народов Поволжья стали употреблять для изготовления
одежды фабричный материал – ситец, сатин, шелк и бархат. К середине XIX в. они почти целиком перешли на покупные, лишь кое-где имела распространение пестрядь. Татары оказали значительное влияние на развитие женского костюма южных удмуртов, низовых чувашей (анатри) и восточных марийцев.
Слайд 36ЖЕНСКИЙ ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ
Состоит из платья с оборками, широких шаровар, камзола-безрукавки, сшитого
в талию, головного убора – калфак. Камзол и калфак орнаментированы вышивкой золотыми и серебряными нитями. Обувь – лапти, узорные сапоги с мягкой подошвой, кожаные тапочки.
Слайд 37МУЖСКОЙ
ТАТАРСКИЙ КОСТЮМ
Состоит их рубахи, штанов, камзола – кэзэкэй, чикменя или
бишмэта. Головным убором являются меховая шапка и тюбетейка – каляпуш. Обувь - традиционные мягкие сапоги-ичиги, которые дошли до наших дней в виде домашней обуви, очень красивой и удобной.
Слайд 38ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ
Казань – крупный центр татарского ювелирного искусства. Наибольшее развитие получили
чеканка, литье, гравировка и скань. Техника скани – инкрустация драгоценными камнями: топазами, аквамаринами, бирюзой, яшмой и др.
Слайд 39БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Башкирский костюм в основе
своей сформировался
под влиянием древнего
и скотоводческого мира.
Из овчин шили теплую
верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь.
Слайд 40ЖЕНСКИЙ БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ
Составлял - кульмяк из грубого белого холста; грудь его
по бокам вышивали шелком наподобие хараусов. От татарского он отличается отсутствием оборок и тем, что на подоле у него нашивается одна или две ленты желтого, синего, голубого или зеленого цвета. Сальвар - ситцевые штаны. Поверх платья – кульмяк носят зилян или жилян, по краям отороченный красным сукном, позументом и цветной лентой. У девушек он украшается кораллами, вышитыми звездочками, раковинками, монетами. У башкирских женщин подпоясывать верхнюю одежду было мало принято.
Слайд 41МУЖСКОЙ БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ
Состоит из рубахи, штанов, приталенной безрукавки,
просторного халата. В будни
поверх рубахи надевали
камзол или казакин – кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой – шубу или тулуп. Обувью служили кожаные сапоги – ичиги.