Презентация, доклад урока МХК Временная и топографическая символика крестово-купольного храма

Содержание

План:Символика крестово-купольного храма.1.1. топографическая символика.1.2. геометрическая символика.1.3. цветовая символика.1.4.временная символика.2. Стилистическое многообразие крестово - купольных храмов Древней Руси.2.1. Собор Св.Софии в Киеве.2.2. Церковь Покрова на Нерли2.3.Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде.

Слайд 1Раздел 3. Художественная культура Средних веков

Урок 19. Топографическая и временная

символика крестовокупольного храма

МХК 10 класс




Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
Г. Вилючинск
Раздел 3. Художественная культура Средних веков Урок 19. Топографическая и временная символика крестовокупольного храмаМХК 10 классГудзишевская Н.В.МБОУ

Слайд 2План:

Символика крестово-купольного храма.
1.1. топографическая символика.
1.2. геометрическая символика.
1.3. цветовая символика.
1.4.временная символика.
2. Стилистическое

многообразие крестово - купольных храмов Древней Руси.
2.1. Собор Св.Софии в Киеве.
2.2. Церковь Покрова на Нерли
2.3.Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде.
План:Символика крестово-купольного храма.1.1. топографическая символика.1.2. геометрическая символика.1.3. цветовая символика.1.4.временная символика.2. Стилистическое многообразие крестово - купольных храмов Древней

Слайд 3«Дотурецкий» Константинополь
Тесные отношения Руси с Византией более пяти веков:
традиции каменного

зодчества пришли на Русь из Византии
активная торговля с Константинополем
военные походы Руси на Византию
русско-византийские договоры.

Символика крестово-купольного храма.

«Дотурецкий» КонстантинопольТесные отношения Руси с Византией более пяти веков: традиции каменного зодчества пришли на Русь из Византии

Слайд 4 Самым значительным результатом взаимоот-ношений между государствами стало Крещение Руси.

"Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они  Богу своему, и не знали  - на небе или на земле мы...", - рассказывали послы князя Владимира.
Самым значительным результатом взаимоот-ношений между государствами стало Крещение Руси.

Слайд 5Евангелие от Матфея. Константинополь, XI в.
После Крещения Руси вместе

с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны веры, но и каноны художественной культуры.
Первые храмы на Руси строили греческие мастера.
Евангелие от Матфея. Константинополь, XI в.  После Крещения Руси вместе с православием русские приняли от Византии

Слайд 6 «И начал ее стро-ить и, когда кончил строить, украсил

ее иконами». Когда цер-ковь была постро-ена, князь Владимир сказал: «даю церкви этой Святой Богоро-дицы десятую часть от богатств моих...» И стала она назы-ваться «десятин-ной».

«Повесть временных лет» рассказывает, что после крещения Руси Владимир задумал создать церковь Пресвятой Богородицы, и послал привести мастеров из греческой земли.

В.И.Верещагин. Закладка Десятинной церкви.

«И начал ее стро-ить и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Когда цер-ковь была постро-ена,

Слайд 7 Эта церковь, построенная, по преданию, на месте убийства

христиан Ивана и Федора, до постройки Софийского собора была главным храмом на Руси.

В 1240 г. татары ворвались в Киев. Последние защитники города укрылись в десятинной церкви. Захватчики подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли сотни киевлян.

Реконструкция Десятинной церкви в Киеве.

Эта церковь, построенная, по преданию, на месте убийства христиан Ивана и Федора, до постройки

Слайд 8 в топографической символике раннехристи-анской базилики запечатлен процесс пришествия народов в

лоно веры
части храма соответственно этому процессу обозначают путь обретения веры, идею постепенного приближения к сокровенному.

символика первона-чально христианского, а затем православно-христианского храма складывалась постепенно.

Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная), реконструкция

1.1. топографическая символика.

в топографической символике раннехристи-анской базилики запечатлен процесс пришествия народов в лоно веры части храма соответственно этому

Слайд 9 византийский крестово-купольный храм – идеальный образ Святой земли
каждая

часть храма отождествляется с определенным местом в Палестине (место земной жизни Иисуса Христа)
византийский крестово-купольный храм – идеальный образ Святой земли каждая часть храма отождествляется с определенным местом

Слайд 10 Атриум - переход от пространства мирского к сакральному пространству

храма.
Позднее атриум растворился в священном участке, окружающем православный храм. Храм отделяется оградой или садом, который должен напомнить верующим о райских садах Эдема, о садах грядущего Небесного Иерусалима, о естественной красоте мироздания, созданного Богом.

В атриуме нахо-дился фонтан для омовения, который позднее стал ос-мысляться как источник жизни, те-кущий у ног Христа в раю, и получил название «Святой колодец».

Атриум - переход от пространства мирского к сакральному пространству храма.   Позднее атриум растворился

Слайд 11 Нартекс (следующий за атриумом) – образ земли обетованной для

еще не принявших крещение или для кающихся.
В нем находилась чаша для омовения и крестильная купель. Роль и размеры нартекса возрастают в моменты присоединения к православию новых земель, как это было при принятии христианства в Древней Руси.

Крестильная купель

В русской православной традиции для обозначения нартекса используется слово «притвор».

Нартекс (следующий за атриумом) – образ земли обетованной для еще не принявших крещение или для

Слайд 12 Наос. Пространство храма в Греции называлось наосом, что

означало «жилище божества».
В раннехристианской традиции храм - сама общи-на верующих - некое мистическое коллективное тело Господне, поэтому перенесение названия «дома божества» на место собрания общины выглядит вполне естественным.
Наос. Пространство храма в Греции называлось наосом, что означало «жилище божества».   В

Слайд 13 Также храм - убежище для истинно верующих, наподобие

Ноева ковчега. Отсюда за центральными продольными проходами храма закрепилось название неф (лат. navis — корабль).

Неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Расстояние между двумя лопатками на фасаде храма соответствует одному нефу

Также храм - убежище для истинно верующих, наподобие Ноева ковчега. Отсюда за центральными продольными

Слайд 14 Апсида (греч. hapsis – дуга, свод, в том числе

и небесный) - символизировала первоначально царство чистого духа для клириков.
Позднее символизирует Церковь земную, связующую мир дольний и горний, а также Вифлеемскую пещеру, где родился Иисус Христос.

Алтарный выступ в восточной стороне храма

Апсида (греч. hapsis – дуга, свод, в том числе и небесный) - символизировала первоначально царство

Слайд 15 Алтарь (от лат. altus - высокий) - возвышение

с престолом, на котором происходит сакральное действо жертвоприношения.
В ранехристианском богослужении алтарь символизировал жертву агнца божия. В оконча-тельном варианте стал ассоциироваться с престолом «невидимого Бога».
Алтарь (от лат. altus - высокий) - возвышение с престолом, на котором происходит сакральное

Слайд 16 Количество куполов храма имеет символи-ческое значение:
1 - единство

Бога;
2 - два естества Иисуса Христа - Бога и Человека;
3 - знак Святой Троицы;
5 - Иисус и четыре евангелиста;
7- семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов;
9 - девять чинов ангельских;
13 - Иисус Христос и
двенадцать апостолов;
33 - число земных лет
Спасителя.
Количество куполов храма имеет символи-ческое значение:1 - единство Бога;2 - два естества Иисуса Христа

Слайд 171.2. геометрическая символика.
Точка - символ космогонического процесса (творе-ние мира),

его Начало, Центр и Первопричину, Место, откуда все происходит и куда всё возвращается. Сакральная точка в храме - алтарь.
1.2. геометрическая символика.  Точка - символ космогонического процесса (творе-ние мира), его Начало, Центр и Первопричину, Место,

Слайд 18 Круг - символ единства, целостности и законченности, бесконечности и

вечности, высшего божественного совершенства.
Круг - символ единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

Слайд 19 Квадрат – символ земли, порядка, мужского начала, правоты,

мудрости, справедливости.
.
Квадрат – символ земли, порядка, мужского начала, правоты, мудрости, справедливости..

Слайд 20 Треугольник - состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и

соединяющих их сторон. Вертикаль высоты символизирует творческое и духовное начало, а горизонталь – пассивность и косность материи.

Образ Мировой горы - своеобразная лестница в небо. Треугольник в квадрате - божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.

Треугольник - состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты символизирует

Слайд 21 Крест – сложный и многозначительный символ. Его конфигурация

указывает на двойственность, двойную функцию, например, жизнь, процветание и мучение, смерть, а также воскресение через смерть на кресте.
Крест – сложный и многозначительный символ. Его конфигурация указывает на двойственность, двойную функцию, например,

Слайд 22 Синий - символ Мировой (божественной) Вертикали, символ неземного, божественного,

потустороннего мира, прекращения жизнедеятельности.

1.3. цветовая символика.

Синий - символ Мировой (божественной) Вертикали, символ неземного, божественного, потустороннего мира, прекращения жизнедеятельности.  1.3.

Слайд 23 Зеленый – цвет божественной тайны, символ женского начала, вечно

возобновляющейся жизни.
Зеленый – цвет божественной тайны, символ женского начала, вечно возобновляющейся жизни.

Слайд 24 Лиловый, сиреневый, фиолетовый – символ крайней степени неземного

и трансцен-дентального, промежуточное положение между красным и синим, придаёт ему царственность, с одной стороны, с другой – зловещий оттенок.
Лиловый, сиреневый, фиолетовый – символ крайней степени неземного и трансцен-дентального, промежуточное положение между красным

Слайд 25Красный – символизирует божественный огонь, жизнь, рождение, воскрешение, любовь, владычество, действенное,

мужское начало и силу.
Красный – символизирует божественный огонь, жизнь, рождение, воскрешение, любовь, владычество, действенное, мужское начало и силу.

Слайд 26Белый – цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто-предвестника рождения нового.

Белый – цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто-предвестника рождения нового.

Слайд 27 Чёрный – символизирует подземный мир, смерть, хаос, с понятиями

«сокровенное» и «тайное».
Чёрный – символизирует подземный мир, смерть, хаос, с понятиями «сокровенное» и «тайное».

Слайд 28 Жёлтый, золотой – символ Центра, верховной власти и

императора, в христианстве золото – это эманация божественной сути.
Жёлтый, золотой – символ Центра, верховной власти и императора, в христианстве золото – это

Слайд 291.4. временная символика.
Временная символика определяла место росписей согласно датам

богослужебного календаря.
на стенах в хронологическом порядке распола-гались фигуры апостолов, святителей церкви, пророков, т. е. в соответствии с днями их памяти.
1.4. временная символика.  Временная символика определяла место росписей согласно датам богослужебного календаря. на стенах в хронологическом

Слайд 30 движение в крестово – купольном храме идет по кругу, это

знаменует и понятие времени в христианской философии
праздники празднуются не как поминание, а как происходящее здесь и сейчас.
движение в крестово – купольном храме идет по кругу, это знаменует и понятие времени в христианской

Слайд 31 отражает это монументальный календарь двуна-десятных праздников (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение,

Преображение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери).
если позволяло пространство, художники вводили события из жизни Христа, происходившие между основными эпизодами Евангелия

Благовещение Пресвятой Богородицы

отражает это монументальный календарь двуна-десятных праздников (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим,

Слайд 322. Стилистическое многообразие крестово - купольных храмов Древней Руси.
Практикум: заполнить таблицу.

2. Стилистическое многообразие крестово - купольных храмов Древней Руси.Практикум: заполнить таблицу.

Слайд 33Домашнее задание:
§ 19

Домашнее задание:§ 19

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть