Слайд 2
Золотой век Возрождения. Художественный мир ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Слайд 3
«Как железо ржавеет, не находя себе применения, как стоячая вода
гниет, так и ум человека чахнет от лености,бездействия».
Леонардо да Винчи
«Наука и искусство
принадлежат всему миру.»
Гете
Цели урока:
1.Изучить художественное наследие одного из
титанов Возрождения-Леонардо да Винчи,
выявить его многочисленные таланты как
художника,изобретателя,поэта.
2.Познакомить с языком искусства,
художественной техникой мастера портрета
Леонардо да Винчи.
3.Приобщиться к миру искусства через галерею
картин художника и заочное посещение музея
в Лувре.
Слайд 5
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в семье нотариуса.
Маленький
Леонардо был красивым, спокойным и необыкновенно
милым ребенком.Сохранился сонет о детстве и юности Леонардо:
«Он был первым зерном драгоценного ожерелья, и это зерно, без
сомнения, оказалось самого чистого жемчуга, потому что все три жены
Пьеро гордились им, как своим собственным» В детстве мальчик
рисовал карикатуры, кроме наук и искусств занимался физическими
упражнениями, ездил верхом, отлично косил, рубил дрова.
Еще мальчиком Леонардо понял, что даже ужасное и чудовищное
должно быть не рабским воспроизведением природы, а синтезом
природы и фантазии человека.Один крестьянин попросил отца Леонардо
сделать вывеску на круглом щите.Мальчик взялся за дело.Он создал
чудовище из кузнечиков, саранчи, летучих мышей, змей.Когда отец
увидел вывеску, он бросился в ужасе бежать, не поверив, что это
всего лишь картина.
Слайд 6
Первой серьезной работой Леонардо было изображение одного
из двух ангелов на
картине Верроккьо «Крещение Христа»
Написав Иоанна Крестителя, Верроккьо хотел во что бы то
ни стало изобразить двух ангелов.После долгих попыток
учитель нарисовал ангела, другой никак не удавался,
и художник оставил картину неоконченной.Воспользовавшись
отсутствием учителя, Леонардо дорисовал другого ангела.
Изумленный Верроккьо воскликнул:
«Ты превзошел меня, возьми мою палитру.»
Слайд 7
Для Леонардо искусство и наука были связаны воедино.Особое
внимание он уделял
механике, видя в ней ключ к тайнам мироздания.
Он изучал сопротивление материалов, определил коэффициенты
трения.Страсть к моделированию приводила Леонардо к техническим
предвидениям,опережавшим эпоху: проекты металлургических печей,
ткацкие станки,печатные, подводные лодки, танки, летательные
аппараты,парашют.
Слайд 8
Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше 7 тысяч
листов,исписанных мелким, убористым почерком.Они
хранятся в библиотеках Лондона, Парижа, Милана, Турина.
Он придумал особую систему тайнописи, вписывая одну
строчку в другую, применяя замысловатые знаки и символы.
Леонардо писал справа налево, так что написанное
можно было бы прочесть только с помощью зеркала.
Слайд 9
Леонардо да Винчи рассматривал анатомию не только как
приложение к живописи
и скульптуре. Занятия анатомией
охватывают всю жизнь Леонардо-первая рукопись относится
к 1484 году, а последняя к 1515г.
Во Флоренции Леонардо побывал в анатомическом театре.
При госпиталях занимались анатомией и другие художники,
например, Микеланджело.Леонардо первым определил
число позвонков и воспроизвел форму позвоночного столба.
Имеются 200 листов анатомических рисунков
Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.
Слайд 10
Леонардо много размышлял над тем, как показать в живописи
человеческие эмоции.В
его «Трактате о живописи» сказано:
«У художника две цели: человек и проявление его души.Первая
проста, вторая трудна, потому что он должен раскрыть ее
с помощью движения».
Раскрыть внутренний мир художника помогла техника
«сфумато»
Как считал сам Леонардо да Винчи, свет и тень
не должны быть резко разграничены,
ибо границы их в большинстве случаев смутны.
Сфумато(итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезнувший как дым)
приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки в целом), которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём С., один из важнейших элементов воздушной перспективы, был теоретически и практически обоснован Леонардо да Винчи.
Слайд 11
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде
отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,
Земных или небесных – все равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках, Сияньем материнства озаренный,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревшей прах
цветком
«Мадонна Бенуа»
Это хронологически первая Мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства. В этом бесконечное очарование картины
Слайд 13В 1485 году художник завершает картину «Мадонна Литта» Склонившись к своему
сыну, Мария внимательно глядит на него, преисполненная гордости за свое сокровище. Все дышит в ней здоровьем и молодостью, она полна величайшей радости – радости материнства. Прекрасен младенец: крепко сбитая округлая фигурка, большая голова с вьющимися волосами, правой рукой он жадно ухватился за грудь, глаза его слегка скошены на зрителя
Слайд 14
«Мадонна в гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает
торжество нового искусства. Очертания четырех изображенных фигур чудесно смягчены светотенью. Взглядами и расположением все фигуры объединены гармонично. Взгляд ангела обращен к зрителю. И взгляд этот, и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Впервые в искусстве пятнадцатого столетия фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже
Слайд 15Мона Лиза («Джоконда»)
«Мне удалось создать картину действительно
божественную», - так отзывался Леонардо о женском портрете, который считается увенчанием его творчества.
Эта женщина с властно заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что – то нам еще недоступное.
Слайд 16Полное название картины итал.Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — Портрет госпожи
Лизы Джокондо.
Слайд 17Студия Леонардо да Винчи. Джоконду развлекают шуты
и музыканты.
Слайд 19По одной из версий «Мона Лиза»-
автопортрет художника
Слайд 20
«Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым,
но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Несмотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ею создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка.
Слайд 21
Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу,
окружённому, как рамкой, тёмными, скрытыми под прозрачной фатой волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана.
Слайд 22
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины
невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным, божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.
Слайд 23Портрет Чечилии Галлерании («Дама с горностаем»)
«Возможно, самая красивая картина Леонардо да
Винчи. Основание – оригинальность позы, яркая выразительность. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: в нем присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа», -
писал К. Педретти.
Слайд 24Фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи. Даже в полуразрушенном состоянии
фреска производит неизгладимое впечатление. Леонардо да Винчи изобразил тот момент, когда Иисус Христос сказал своим ученикам:
-Один из вас предаст меня.
В позах, жестах, лицах двенадцати человек великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей.
Слайд 25
В 1793 г. музей размещался в части дворца Лувр.В 1981г. было
решено отдать музею весь дворец.
Пирамида имеет в длину 35 м 21 м в высоту, окружена семью бассейнами и фонтанами. Торжественно пирамида была открыта
в 1988 г.Музей занимает огромную территорию-18 га, хранит 400 тысяч экспонатов.
Слайд 26
Домашнее задание:
Стр.293-299, чтение, пересказ,
дополнительное сообщение
задания:
1.В чем универсализм творческих гениев
эпохи Возрождения?
( на примере Леонардо да Винчи)
2.Дайте полное название картины «Мона Лиза»
Что, на ваш взгляд,особенно удалось
художнику?В чем секрет неувядающей славы
и особого эмоционального воздействия
на зрителя?
3.Расскажите о технике сфумато.
4.Назовите лучшие работы художника.
Почему вы сделали такой выбор?
5.Что интересного узнали о музее в Лувре?
Слайд 28Используемые ресурсы
http://jordano77.ucoz.org/load/galereja/luvr_parizh_francija/2-1-0-15-музей Лувр
http://www.russianlibs.ru/data/leonardov/011pic.htm-Тайная Вечеря Леонардо да Винчи
http://www.art-pics.ru/?hud=Leonardo%20da%20Vinchi&picture=4900-дама с горностаем
http://wordweb.ru/2008/06/26/leonardo-da-vinchi.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.piplz.ru/page-id-22.html
http://rushist.com/index.php/historical-notes/2023-leonardo-da-vinchi-kratkaya-biografiya
http://bibliotekar.ru/kVinci/index.htm
http://worldgenius.ru/
http://znanija.com/task/1168394