Слайд 1Суриков
Василий Иванович
(1848 – 1916).
Слайд 2
Полотна Сурикова -
это художественно
воссозданная история,
главным героем
которой является
русский народ.
Представленные картины
вошли в золотой фонд
русской художественной культуры.
Слайд 3 Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков,
которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком.
Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина.
Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).
Слайд 4 После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается
работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии.
Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.
Слайд 5 В1868 году Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича
выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников.
Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.
С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Слайд 6
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на
Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова).
Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самаритянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.
4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.
Слайд 725 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888)
(в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга (1878—1958) и Елена.
Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.
Слайд 8«Утро стрелецкой казни».
В 1878 году Василий Иванович начал
работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.
В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Важнейшие картины.
Слайд 9«утро стрелецкой казни» 1881 год.
Слайд 10Стрелецкий бунт 1682 года (историческое название Хованщина) — бунт московских стрельцов
в начале правления Петра Алексеевича, в результате которого его соправителем стал старший брат Иван, а фактической правительницей при них стала сестра Софья Алексеевна. Четверо стрельцов, признанных зачинщиками, были казнены.
События стрелецкого бунта описаны в романе Алексея Толстого «Пётр I».
В 1883 г. была издана партитура оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в редакции Римского-Корсакова.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Слайд 12 В 1881 году Суриков сделал первый эскиз
«Боярыни Морозовой»,
в 1884 году начал работать над картиной.
Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
«Боярыня Морозова» экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.
В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета.
Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
Слайд 13Феодо́сия Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́, в иночестве Феодо́ра; 21 (31)
мая 1632[1] — 2 (12) ноября 1675, Боровск[2][3][4][5]) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Слайд 14«Покорение Сибири Ермаком» 1895 год.
Слайд 15 «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Во время посещения
Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др.
В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И. П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака».
Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а закончилась в 1895 году.
С 1893 года Суриков — действительный член петербургской Академии художеств.
Слайд 16Сибирский поход Ермака — вторжение казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581—1585 годах, которое положило начало русскому
освоению Сибири.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Слайд 17 «Взятие снежного городка» 1891 год.
Слайд 18
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В
начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
Слайд 19«Переход
Суворова через
Альпы».
1899 год.
Слайд 20
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал
картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.
Слайд 21Граф (1789), затем князь (1799) Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (13 (24) ноября 1730 — 6 (18) мая 1800) — великий русский полководец, военный
теоретик, национальный герой России.
Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.
С 1789 года носил почётное прозвание Рымникский, а в 1799 году был возведён в достоинство князя Италийского.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Слайд 23 «Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в
1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году, а завершилась в 1906 . Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович.
Картина до краев наполнена простором, воздухом и светом.
Над горизонтом занимается заря, окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Гребцы в напряженных позах, с сосредоточенными лицами, всецело погружены в действие, которое придает ускорение судну. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. В центре картины, на фоне гребцов и паруса сидит, погруженный в свои думы, главный герой – Степан Разин.
В 1907 году Суриков стал членом Союза русских художников, покинув ряды Товарищества передвижников.
Слайд 24Степа́н Тимофе́евич Ра́зин, известный также как Сте́нька Разин; (около 1630 года, июня 1671, Москва, Русское царство) —
донской
казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
В 1665 году царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.
В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом донскими властями был выдан царским воеводам, которые доставили их в Москву.
Разин был подвергнут жестоким пыткам.
6 июня 1671 года Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади.
Слайд 25Последние годы.
В 1910 году Суриков вместе с зятем
художником П. П. Кончаловским посещает Испанию. В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова и Л. А. Чернышёва открылась рисовальная школа. Суриков прислал из Петербурга наглядные пособия для школы.
Летом 1914 года Василий Иванович посещает Красноярск,
где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
В 1915 году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Слайд 26Источники:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=60&text=%20В.И.Суриков&img_
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-surikova-stepan-razin/
Данилов А.А. История России,XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
– М.: Просвещение 2009.
Слайд 27
Презентацию выполнила:
Хабибуллина Галина Викторовна-
учитель изобразительного искусства.
Муниципальное автономное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VI вида «Надежда»
Республика Татарстан.
г. Нижнекамск, пр. Строителей,58. т.(8555) 42-11-33