Слайд 1Становление и развитие римской литературы
Роль неотериков в литературе
Полищук Наталья
Николаевна
Слайд 2
Римская литература является новым этапом в развитии античной литературы; древнегреческая и
римская литературы создавались и развивались в условиях рабовладельческой формации. Рим в основных чертах прошёл тот же путь развития, что и древняя Греция. Наиболее целесообразной периодизацией римской литературы представляется периодизация, ориентированная на основные этапы развития римского общества.
Слайд 3
1. Долитературный период (фольклорный) (с сер. VIII-III вв. до н.э.).
2. Литература
эпохи республики:
а) ранняя римская литература (III в. до н.э. – II в. до н.э.).
б) литература периода гражданской войны (II в. до н.э. – 40 года I в. до н.э.).
3. Литература становления империи и принципа Августа «золотой век» (40год I в. до н.э. – 14 г. до н.э.).
4. Литература эпохи империи (I -V вв. до н.э.).
Слайд 4До нашего времени дошло то, что римляне, как и другие народы,
выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, например “песня гребцов”, гимн “братьев пахарей”, гимн жреческой коллегии скакунов (салиев).
Слайд 5У римлян первым письменным литературным памятникам предшествовали произведения римских поэтов. Мало
того, нам известно даже имя одного из них – Аппий Клавдий Слепой, цензор 312 года до н.э. и автор нескольких сохранившихся до нашего времени стихотворных «сентенций».
Слайд 6На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только
народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.
Слайд 7
Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города Тарента, прибывший
в Рим в 272 г. до н.э. При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Ливии Андроник положил начало всем основным жанрам ранней римской литературы. Перевел на латинский гомеровскую «Одиссею».
Слайд 8Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих
образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры (сатурнический стих).
Слайд 9
Как литературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая Луцилия.
За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.
Слайд 10
Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян.
Во время деревенских
праздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами — их называли фесценнины.
Слайд 11Фесценнины – шутливые песни малопристойного содержания, исполнявшиеся на свадьбах и празднике
урожая.
Наряду с фесценнинами получает распространение комедия масок —ателлана. Ее героями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.
Слайд 12Развитие римской литературы середины I в. до н.э. ознаменовалось появлением в
ней особой литературной школы. Поэты, принадлежащие к этой школе, получили у современников несколько условное название новые неотерики (греч. neoteroi), по смыслу наиболее близко понятие – модернисты.
Слайд 13Неотерики это так Цицерон назвал группу римских поэтов (I века до
н.э.), черпавших свое вдохновение в греческой александрийской поэзии I V - I веков до н.э. Школа неотериков имела историческую основу в реальности Римской республики эпохи кризиса и распада. Неотерики внесли в поэзию интимные чувства. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя. Новым героем стали лирическое "я" автора.
Слайд 14Соответственно жанровыми формами, наиболее излюбленными неотериками, оказались: эпиграммы-инвективы сатирическое стихотворение, высмеивающее
какое-либо лицо; элегии передающие личные человеческие чувства любовной печали, радости, заботы;
Слайд 15свадебные песни (эпиталамы) с подчеркнутым ощущением земной пламенной страсти;
небольшие эпические
поэмы на мифологический сюжет (эпиллии); небольшие по объему и разнообразные по стиховому размеру произведения, выполняющие роль посвятительных надписей, дружеских и любовных посланий.
Слайд 16
Признанным главой и теоретическим вождем неотериков был поэт и грамматик Публий
Валерий Катон (ок. 100-20гг. до н.э.), "Даровитый наставник", "Сирена римлян. Сохранились известия о филологических сочинениях Катона и стихотворных произведениях "Лидия" и "Диктинна".
Слайд 17
Другой яркий талант той же школы, политик, оратор, поэт Гай Лициний
Кальв (82-47гг. до н.э.), вошел в античную литературу вместе с Катуллом, своим близким другом и единомышленником, как создатель жанра римской любовной элегии.
Слайд 18
Наконец, к неотерикам принадлежал и Марк Фурий Бибакул (род. ок. 80г.
до н.э.), тот знаменитый поэт, чьи эпиграммы наряду с эпиграммами Кальва и Катулла тревожили Юлия Цезаря. Ямбы Фурия Бибакула отличались резкостью, и древняя критика полагала его виднейшим представителем этого рода поэзии.
Слайд 19Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в фрагментах или упоминаниях древних
авторов. Единственное исключение составляет сохранившийся сборник стихов поэта-неотерика Гая Валерия Катулла.