Слайд 1Синие цветы
Гжель
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Слайд 2Задачи урока:
Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью
росписи.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель).
Слайд 3План урока
Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с
художественной промышленностью.
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Просмотр видеофильмов «Сказочная Гжель» и»Роспись гжельской игрушки».
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Слайд 4Русские промыслы
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что
создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Слайд 5Историческая справка
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле
жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё немного времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы.
Слайд 6Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но
и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Слайд 7Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что
значит глина.
глиняная посуда, сделанная из цветной глины
глиняная посуда, сделанная из белой глины
глиняная посуда, сделанная из необыкновенно белой глины
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях Гжельских мастеров
Слайд 8ГЖЕЛЬ
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была
бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
Слайд 9Синь России
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Слайд 10Гжельская роза
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно,
широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.
Слайд 11А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Слайд 12Необычная форма
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия
отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках;
кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе;
кружки-шутихи («напейся – не облейся»)
Слайд 17Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные –
весёлые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Слайд 19Технологический процесс изготовления изделий из фарфора
Процесс изготовления гжельских изделий - довольно
трудоемкий процесс, происходящий в несколько этапов. 1 этап-Литьё. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Глина является основным видом сырья для производства керамических изделий, благодаря ее огнеупорности и пластичности. В данном случае пластичность - возможность глины принимать любую форму, какую мастер пожелает, и сохранять ее после обжига.
Для получения качественного конечного изделия в состав массы помимо глины добавляют и другие компоненты, такие как кварцевый песок, нефелинсиенит, перлит, полевой шпат.
Слайд 202 этап -Оправка
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает
очертания формы. В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах.
Слайд 213 этап -Первый обжиг
Утильный обжиг - при температуре в 850-950 градусов
для фарфора и майолики, 1200 градусов - для фаянса.
Изделия покрывают краской фуксия, и смотрят, где есть трещинки.
Слайд 224 этап -Роспись
Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Обратите
внимание-краска серо-чёрная!
Слайд 24Каждое изделие мастер расписывает вручную
Слайд 255 этап-Покрытие глазурью
И вся роспись осталась под глазурью!
Так же, под глазурью
используют специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, тем самым образуя тонкую пленку, предотвращающую стирание рисунка.
Фотографии Татьяны Теодоровны Гридиной
Слайд 266 этап -Второй обжиг
И в итоге мы видим то, что называется
гжельским фарфором!