Слайд 2ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения Первых и
Вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).
Слайд 3Осенью 1918 года в ходе реорганизации системы художественного образования на базе Императорского
Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были образованы соответственно Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ)
Слайд 4Осенью 1920 года Первые и Вторые ГСХМ преобразовали в единое учебное
заведение — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий)[1]. Учебные корпуса располагались по адресам: ул. Рождественка, 11 и ул. Мясницкая, 21
Слайд 5Задачи и цели образования. В первой организационной программе ВХУТЕМАСа, утвержденной 26
августа 1920 года, о его задачах говорится: «Высшие государственные художественно-технические мастерские являются учебным заведением, имеющим целью:
а) предоставление учащимся в них высшего художественного и
художественно-технического образования и подготовку
высококвалифицированных художников-практиков;
б) поддержание и развитие в РСФСР искусства и художественных
производств, распространение общих и специальных научных и
практических знаний в широких народных слоях»
Слайд 6По оценке С. О. Хан-Магомедова, творческое лидерство во ВХУТЕМАСе принадлежало преподавателям архитектурного факультета, «за
процессами, происходившими на этом факультете, внимательно следили не только все советские архитекторы, но и широкая художественная общественность»[2]. В 1920—1923 годах на факультете постепенно сформировались три центра, с отличными друг от друга творческими концепциями и принципами преподавания: академические мастерские (И. В. Жолтовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев, Э. И. Норверт, В. Д. Кокорин, Л. А. Веснин и другие), объединённые левые мастерские — Обмас (Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский и Н. В. Докучаев) и мастерская «экспериментальной архитектуры» (И. А. Голосов и К. С. Мельников). В 1924/1925 учебном году появилась мастерская А. А. Веснина, куда перешла часть студентов как из академических, так и из «новаторских» мастерски
Слайд 7В разное время во Вхутемасе преподавали А. Е. Архипов, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, Н. А. Ладовский, В. Ф. Кринский, Л. М. Лисицкий, К. С. Мельников, П. В. Митурич, Н. И. Нисс-Гольдман, А. М. Нюренберг, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, В. А. Фаворский, П. А. Флоренский, Ф. О. Шехтель, П. И. Келин, А. Ф. Лолейт, И. С. Ефимов, Н. В. Докучаев, Г. О. Чириков и другие.
Слайд 81960-х гг. Тем не менее, во время своего существования ВХУТЕМАС сыграл
в Советском Союзе не меньшую роль в формировании нового стиля в технической эстетике, становлении первой школы дизайн-образования, развитии новой архитектуры, градостроительства и дизайна, чем Баухауз в Европе и Америке.
Слайд 9Рассматривая, сохранившиеся курсовые и дипломные работы студентов ВХУТЕМАСа, можно отметить их
высокий уровень. Как указывает С. О. Хан-Магомедов, студентами руководил цвет советского художественного авангарда, среди которых были: А. Веснин, Н. Ладовский, В. Татлин, Л. Лисицкий, В. Мельников,. Куприн, И. Нивинский, Р. Фальк,
А. Шевченко, Л. Попова, А. Родченко, И. Голосов, В. Кринский, А. Лавин-ский, В. Степанова, В. Фаворский, Г. Клусис, В. Мухина, А. Голубкина, М. Гинзбург, И. Леонидов и др. Следует отметить, что многие из них были не только профессиональными художниками или архитекторами, но уже имели опыт сотрудничества с молодой советской промышленностью, создавали проекты одежды, фарфора, мебели и т. п. Этот личный проектный опыт преподавателя имеет огромное значение в формировании специалистов, что показывают работы учеников школы