Слайд 1Россия как тип цивилизации
Характерные черты
Слайд 2Российская цивилизация, по мнению большинства современных исследователей, не является ни азиатской,
ни европейской.
Цивилизационные формы организации российского общества складывались в особых условиях: 1) огромное, постоянно расширяющееся пространство с малым количеством населения и плохо развитыми транспортными и информационными коммуникациями;
2) аграрно-ремесленное производство, ориентированное, главным образом на укрепление военно-государственного могущества, которое позволяло отражать нападения кочевых народов Востока и оседлых германских народов Запада;
Слайд 3
3) экстенсивное развитие, низкий уровень развития технологий. Цель производства – обеспечить прожиточный минимум
и военную мощь. Отсталость технологий не требует глубоких профессионалов, обладающих чувством самоценности и человеческого достоинства, что облегчает возможности манипулирования массами малоценных индивидов;
4) деспотическая власть, опирающаяся на огромную бюрократическую иерархию, построенную по принципу полной зависимости нижестоящих структур от вышестоящих, и, в конечном счете, от верховного деспота. В деспотической иерархии статус служащего зависит от благосклонности начальника, тогда как квалификация значения не имеет;
Слайд 4
5) доминирование политики над экономикой. До недавнего времени, начиная с Андрея Боголюбского
и Ивана Грозного, все социально-экономические реформы были подчинены военно-державным интересам;
6) патерналистское государство, регулирующее не только социальную, но и частную жизнь граждан.
Слайд 5
Заметное влияние на формирование российской цивилизации оказала идея “особого”, мессианского предназначения
России и ее “особого” исторического пути, что выразилось в известной формуле: “Москва – третий Рим”, которую проповедовал псковский старец Филофей, считавший, что после уничтожения “второго Рима” – Константинополя, центр христианства переместится в Москву под опеку русских царей.
Слайд 6
“Построение социализма в одной отдельно взятой стране” – еще одно утопическое идейное
образование, имеющее трагические последствия для истории России. П.Чаадаев писал в этой связи, что “мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни другого”.
Слайд 7Славянофилы- Западники
В полемике западников и славянофилов 40-50 годов ХIХ века обнаруживается
два подхода к интерпретации будущего российской цивилизации: первая усматривала будущее России в интеграции с европейской социокультурной средой, вторая – в самобытности и самодостаточности России.
Западники говорили о неизбежности европеизации России, поскольку, с одной стороны, западноевропейская цивилизация – это истинная цивилизация, с другой, – Россия как христианская страна не имеет ничего общего с Востоком. Она не может быть объединена с Востоком, разве что какое-нибудь планетное возмущение не сдвинет с места земную ось или новый геологический переворот опять не бросит южные организмы в полярные льды. Несмотря на то, что русские живут на Востоке, они никогда не принадлежали Востоку, у которого своя история, отличная от нашей, – полагали западники.
Слайд 8Некоторые исследователи считают, что
Русскую цивилизацию можно рассматривать, как замкнутую духовную
общность, целостное развитие духовно-нравственных и материальных форм жизни русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших национальное сознание.
Слайд 9
В цивилизации России существует ряд неких характеристик, которые не присущи другим
цивилизациям. Это такие формы как православная этика, русская икона, церковное зодчество, такие понятия как нестяжательство, добротолюбие, и, наконец, такие формы организации как община и артель.
Слайд 10Православие - духовно-нравственное ядро русской цивилизации
Без понимания православия невозможно осознать значение
русской цивилизации, Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости, но гораздо шире и глубже их, включая всю духовно-нравственную сферу жизни русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.
Слайд 11Русское православие — это, прежде всего, добротолюбие.
Любить добро — главное для
истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы.
Русское православие родилось как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Конечно, русское православие с самого начала есть соединение православных людей, принимавших всю обрядово-догматическую сторону веры, но этим оно не ограничивается. Русское православие не только религиозная система, но состояние души — духовно-нравственное движение к Богу, включающее все стороны жизни русского человека— государственной, общественной и личной. Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальных духом русского человека.
Слайд 12Святая Русь – четыре основных понятия
Первым понятием, на котором стоит русская
цивилизация, можно назвать веру. Именно она определяет правильное направление и развитие жизни. Вне веры человек не полноценен, не может осуществить полную мобилизацию своих духовных сил.
Вторым идеалом и критерием русской цивилизации является добротолюбие.
Третьим идеалом является понятие нестяжательства. Оно означает преобладание духовно нравственных форм жизни над материальными формами жизни.
Слайд 13Идеал соборности
Соборность — это растворение русского человека в церкви, государстве и
народе. Это любовь к общим ценностям. Соборность прямо противоположна понятию индивидуализма. Именно здесь и проходит водораздел между пониманием разницы между Западом и Россией, ибо Запад в основном индивидуалистичен и на этом основывается, а русская цивилизация, основывается на соборности.
Это вовсе не означает, что человек становится рабом, а наоборот, человек может себя ощутить свободным только в понятии соборности. Это его мир, им он живет, только в этом мире он может полноценно раскрыться и развиваться.
Слайд 14
Следующим идеалом русской цивилизации следует назвать государственное начало, сильную центральную власть
и сильное самоуправление на местах.
Сочетание светской и церковной власти, которое проводит в жизнь главную мысль, что государство, следующее идеалам христианства, должно обязательно слиться с церковью.
Слайд 15
Идеал, который следовало бы отметить, это борьба за свою земную Родину,
за свое Отечество