Слайд 8«Люблю музыку больше всех других искусств,
мне всего тяжелее было бы расстаться
с ней,
с теми чувствами, которые она во мне вызывает».
(Л.Н. Толстой)
Слайд 18«Я успокоился только тогда, когда мотив интродукции высказал всё и шумно
разрешился в allegro<…>. Но что может быть лучше того места, когда начинаются вопросы и ответы! Сначала разговор тих и нежен, но вдруг в басу кто-то говорит такие две строгие, но исполненные страсти фразы, на которые, кажется, ничего нельзя ответить. Однако, нет, ему отвечают и отвечают еще и еще, еще лучше, еще сильнее, до тех пор, пока наконец всё сливается в какой-то неясный тревожный ропот. <…> и вдруг в ту минуту, когда душа так взволнована этими беспрестанно тревогами, что просит отдыха, всё кончается так неожиданно и прекрасно…
Во время Andante <…> на душе было спокойно, радостно, хотелось улыбаться, и снилось что-то лёгкое, белое, прозрачное. Но Rondo в ut mineur разбудил меня. О чём он? Куда он просится? Чего ему хочется? И хотелось бы, чтобы скорее, скорее, скорее и всё кончилось; но, когда он перестал плакать и проситься, мне хотелось ещё послушать страстные выражения его страданий» (Л.Н.ТОЛСТОЙ)
Слайд 19Л.Н.Толстой:
«Музыка- это искусство троякого сочетания звуков- в пространстве, времени и силе
-передавать и воспроизводить состояние души»
Слайд 22Из повести»Альберт»:
«Он, как соломинка, сгорел весь от того священного огня, которому
мы все служим... Вы могли презирать его, мучить, уничтожать... а он был, есть и будет неизмеримо выше всех вас. Он счастлив, он добр. Он всех одинаково любит или презирает, что всё равно; а служит только тому, что вложено в него свыше. Он любит одно — красоту, единственное несомненное благо в мире. Да, вот кто он такой! Ниц падайте все перед ним! На колена!...»
Слайд 23Из повести»Альберт»:
«... Какое право имеете вы обвинять его? Разве вы жили
его жизнью? Испытывали его восторги? Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Оно дается редким избранным и поднимает избранника на такую высоту, на которой голова кружится и трудно удержаться здравым. В искусстве, как во всякой борьбе есть герои, отдавшие всё своему служению и гибнувшие, не достигнув цели».
Слайд 24Из повести»Альберт»:
«Один раз пианист ошибся и взял неверный аккорд. Физическое страдание
выразилось во всей фигуре и лице музыканта. Он остановился на секунду и с выражением детской злобы, топая ногой, закричал: «moll се moll». Пианист поправился, Альберт закрыл глаза, улыбнулся и, снова забыв себя, других и весь мир, с блаженством отдался своему долгу».
Слайд 26Из повести»Альберт»:
«В комнате пронесся чистый, стройный звук, и сделалось совершенное молчание.
Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым каким-то неожиданно — ясным и успокоительным светом, вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушил покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежды, следили за развитием их».
«Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками». После окончания игры слушавшие, со странным ощущением возвращаясь к действительности, чувствовали в себе «чистое впечатление пролетевших звуков».
Слайд 28Из повести»Альберт»:
«То грустно-нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собою, лились
и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток, давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии».
Слайд 41Л. Н. Толстой
и музыка зарубежных
композиторов. «Лунная
соната»
Слайд 46 Л. Н. Толстой и народная музыка
Слайд 50 Л.Н.Толстой «Анна Каренина»:
«Один грубый, дикий бабий голос затянул песню и
довёл ее до повторенья, и дружно, враз, подхватили опять сначала ту же песню полсотни разных, грубых и тонких, здоровых голосов.
Бабы с песнью приближались к Левину, и ему казалось, что туча с громом веселья надвигалась на него…Левину завидно стало это здоровое веселье, хотелось принять участие в выражении этой радости жизни».
Слайд 51Л.Толстой:…«в первый раз ясно пришла мысль о том, что от него
зависит переменить ту столь тягостную праздную искусственную жизнь, которой он жил на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь».