Слайд 1Иконописная и живописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля в XVII -
начале XVIII вв.
Слайд 2Особенности русской живописи
XVII века
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры
17 века, с наивысшей силой отразились в живописи, где процесс обмирщения шел особенно.
В развитии русской живописи 17 века можно выделить 2 этапа:
1 - 1601-1650
2 - С 60-х годов до конца века
Слайд 3 1601-1650
Этап ознаменовался борьбой 2-х живописных направлений:
«Годуновская школа»
«Строгановская школа»
Богатые купцы
Строгановы, любители иконописного искусства, организовали иконописную мастерскую и собрали хороших мастеров иконописного дела.
Стояла на тех канонах живописи, которые складывались временем. Она не развивала новые краски или образы, а тяготела к традициям прошлого к монументальным традициям прошлого ( фрески Успенского, Архангельского соборов Московского Кремля, церковь Ризположения)
Для иконописи характерны:
дробная и тонкая проработка деталей
* сияющие и чистые краски
* многофигурные композиции
* пейзажные панорамы
Слайд 6
Оружейные палаты Кремля - центр сосредоточения в России художников и
ремесленников.
Иконописная мастерская (иконописная палата) существовала в Оружейной палате с 1640—1642 гг. Возникла школа «царских изографов» (царских живописцев)
Расцвет иконописной мастерской Оружейной палаты приходится на 1655-1680-е гг.
Слайд 7Строгановские мастера все больше и больше выходили за рамки церковных канонов
и стали уделять внимание деталям окружения, внешнему виду святых.
Их иконы отличались красочностью и декоративностью, а трактовка библейских персонажей была ближе к образам реальных людей.
Наиболее известные представители
* Прокопий Чирин
* Истома Савин — был государевым иконописцем
* Степан Арефьев
* Емельян Москвитин
Слайд 8Икона Прокопия Чирина «Никита-воин» (1593).
В иконе святой-воин, одетый в красную
рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ, отличается утончённым изяществом.
Художник обращал главное внимание на изысканность красочных сочетаний, на тщательную отделку деталей одежды и миниатюрную выписанность лица и рук.
Его фигура хрупка, лишена мужественности святых воинов домонгольской поры или времени раннемосковского искусства, поза манерна, ноги и руки нарочито слабы, наряд подчёркнуто изыскан.
Слайд 9Новым у мастеров «строгановской школы» то, что им удавалось передать глубоко
лирическое настроение поэтичного, сказочного пейзажа с золотой листвой деревьев и серебристыми, тонко прорисованными реками —
Прокопий Чирин
«Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30 гг., 17 в.).
Слайд 10В иконе Никифора Савина «Чудо Фёдора Тирона» (нач.17 в.) на небольшом
поле объединено несколько эпизодов:
здесь и царский двор, наблюдающий за единоборством святого-воина с чудищем, пленившим царевну, и молящийся о ниспослании победы Тирон, и битва его с драконом, и лирическая сцена освобождения царевны из плена юным витязем.
Всё это полно занимательности. «Священным», по существу, остаётся лишь сюжет, который облечён в форму увлекательной сказки.
Слайд 11Степан Арефьев,
«Спас нерукотворный».
Емельян Москвитин.
Три отрока в пещи.
Слайд 12Строгановская школа
В иконах строгановского письма, созданных для любования вблизи, подобно драгоценным
ювелирным произведениям, эстетическое начало преобладало над религиозным воздействием
Слайд 13Симон Ушаков и искусство мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.
В искусстве 17
века возрастают светские черты и реалистические тенденции, художники вводят в произведения арсенал современной европейской графики и живописи, появляются новые жанры – парсуна и пейзажи.
Слайд 14Симон Ушаков
Ок. 1626, Москва - 1686,
Он являлся не только придворным
живописцем, но и ученым, педагогом, богословом, человеком широких взглядов
Ушаков был новатором. Он первым из русских художников стал использовать масляную краску.
Благодаря ему стало развиваться искусство гравюры на меди. Будучи тридцать лет главным художником Оружейной палаты, он написал множество икон, гравюр, а также несколько трактатов.
Среди них "Слово к любителю иконного писания", в котором он изложил свои мысли о том, что художник должен, подобно зеркалу, правдиво отображать окружающий мир
Ушаков отстаивает принципы художественного правдоподобия, сравнивая живопись с зеркалом, утверждает новую, «земную» трактовку красоты в искусстве.
Симон был увлечен западным искусством.
В частности, его интересовало реалистичное изображение человеческого лица.
Это хорошо заметно в его работе "Спас Нерукотворный". -
Слайд 15Симон Ушаков – пристальное внимание к изображению человеческого лица; применил впервые
прием мелких мазков, добившись ощущения подлинности живого, человеческого лица.
икона «Спас Нерукотворный"»
Слайд 16Помимо образа Спасителя Ушаков обращался к образам Богоматери
Наиболее значительной из
его работ является икона «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа государства Российского»:
Слайд 17За стенами и башнями Кремля у подножия Успенского собора князь Иван
Калита сажает дерево, а поливает его митрополит Петр. Подле них с одной стороны стоит царь Алексей, с другой - его жена с царевичами.
Слайд 18На ветвях дерева - медальоны с портретами московских святых и государей
Слайд 19среди которых цари Федор Иоаннович Рюрик и Михаил Романов подчеркивают преемственность
старой и новой династий.
Слайд 21Симон Ушаков Икона "Троица»
- появляются реалистические детали.
Его "Троица" отличается обилием
деталей, "живоподобным" письмом ликов и пышно декорированным фоном, где палаты Авраама превращены в классический античный портик, а дуб и гора напоминают идиллический пейзаж
Слайд 22интерес к изображению ордерной архитектуры со значительными элементами прямой перспективы
Слайд 23«Спас Нерукотворный», «Троица».
В основе творчества лежало «живоподобие» - попытка отразить
земную красоту в искусстве.
Слайд 24В иконописи 17 века уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт
личности.
Слайд 25Парсуна
“Парсуна” —
искаженное слово persona (от лат persona - личность, лицо),
произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. При Петре Великом портрет назывался “персоной”, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин “портрет”.
Иоанн Грозный.
Парсуна. XVII-XVIII вв.
Слайд 26Парсуна – первый светский портрет.
Парсуна появляется в переходный период русской истории,
в к.16 – 17 вв. во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов.
Парсуны сочетают черты иконописи и приемы новой живописи.
Парсуна Иоанна Грозного
Федор Иванович.Парсуна 16 в.
Слайд 27Парсуна XVII век
Кн. М.В.Скопин- Шуйский 1620-1630. неизвестный художник.
В
ней портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного.
Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
Патриарх Никон, парсуна XVII в
Слайд 28По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются
от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.
Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.
Михаил Скопин-Шуйский, парсуна 1650.
Слайд 29«Портрет царицы Марфы Матвеевны»
представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки.
По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля.
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
Царь Михаил Федорович. Парсуна
Слайд 30Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е
гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
Ермак. Парсуна XVIII в.
Патриарх Никон, парсуна XVII в.
Слайд 31Фронтальность фигуры, плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях,
связывающих его с приемами древнерусской живописи.
Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения.
Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.
Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой.
Портрет Якова Федоровича Тургенева
Не позднее 1695. Неизвестный художник конца 17 в.
Слайд 32 Во II пол. XVII в.парсуна часто пишется на холсте в
технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Лица людей, изображенных
на парсунах, объемны,
а одежда плоскостная.
Парсунам свойственны
черты парадного портрета.
Царь Алексей Михайлович
Парсуна XVII в
Л.К.Нарышкин.Школа Оружейной палаты. Неизвестный художник II пол. 17 века
Слайд 33Работы иностранных художников оказывали воздействие на развитие русской живописи, помогая русским
художникам выйти на путь реалистического искусства
Среди иностранных художников, работавших во второй половине XVII века в Москве, можно отметить голландского художника Д. Вухтерса.
«Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михайловича»
Слайд 34Портрет стольника И.И.Чемоданова.
1690-е годы.
Слайд 35Евдокия Лопухина - невеста Петра Алексеевича
Слайд 36Иоганн Ведекинд.
Портрет царя Михаила Федоровича.
Слайд 37ИТОГ
Живопись в России в 17 веке из высокодуховной превратилась в более
мирскую и близкую к народу.
Несмотря на противодействие церковных деятелей, художники отстояли свое право творить в жанре реализма.
Слайд 38МХК 10 класс.
Разработала учитель искусства и МХК МБОУ СОШ №95
г.Воронеж
Павлова Л.Н.
2019