Презентация, доклад по предмету История изобразительных искусств Творчество И.Босха

Содержание

Нидерландский художник Загадочный мастер Северного Возрождения

Слайд 1Иероним Босх "Почетный профессор кошмаров"
Автор презентации:
Бондарук Виктория Викторовна
г.Элиста
МБОУ ДОД ДШ №1

(около 1450—1516) 
Иероним Босх

Слайд 2 Нидерландский художник

Загадочный мастер
Северного Возрождения
Еру́н Анто́нисон ван А́кен Иеро́ним Босх



В родном городе Босха Хертогенбосе
( он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города)
открыт центр творчества Босха, в котором представлены
копии его произведений.




Нидерландский художник

Слайд 3Крышка его гроба захлопнулась в родном городе, когда ему было 66

лет. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет».
Руководивший раскопками могилы Босха в 1977 году Х. Гаальфе рассказал журналистам, что захоронение пусто. Исследования надгробия привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса.
Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450-1516.
А над могилой - фреска его руки: распятие, освещенное «странным зеленоватым светом».

Памятник Босху в Хертогенбосе

Творчество Босха, наивное и изощренное, традиционное и новаторское, все еще завораживает мир ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. О авторе мы знаем не очень много. Время сохранило только дату смерти. "Именитый мастер" - так называли его в родном городе. Искусство мастера нашло ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. После смерти художника он собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре.

Крышка его гроба захлопнулась в родном городе, когда ему было 66 лет. Молва приписывает ему слова, якобы

Слайд 4Фигура на первом плане слева в "Восхождении на Голгофу" и голова

человека-дерева в триптихе "Сад наслаждений" (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.

Фигура на первом плане слева в

Слайд 5 «Сад наслаждений», часть «Музыкальный ад»

фрагмент
«Сад наслаждений», часть  «Музыкальный ад»

Слайд 6Портрет Босха. Карандаш, сангина 
Муниципальная библиотека. Аррас.
Первые уроки живописного ремесла Иероним

получил в семейной мастерской.
Когда умер его отец Босх унаследовал его художественную мастерскую.
В 1486 г. он вступил в Братство Богоматери — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе (353ч.) Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
В 1987 его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста.
В конце жизни он выполнял заказы для бурдгунского двора, что говорит о его признании современниками.
Босх был знаменит и почитаем. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.

Портрет Босха. Карандаш, сангина  Муниципальная библиотека. Аррас. Первые уроки живописного ремесла Иероним получил в семейной мастерской.Когда умер его

Слайд 7 Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью,

автором которых безусловно считается Босх. Некоторые наброски - плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках. В других же рисунках он - несравненный наблюдатель жизни. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Здесь Босх - прямой предшественник Брейгеля. Он - милостью Божьей бытописатель окружающего мира, и какими бы странными и затемненными ни казались нам его работы, мы ощущаем их полную правдоподобность и убедительность.

«Извлечение камня глупости»

Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. Некоторые

Слайд 8К сохранившемуся наследию И. Босха относятся
25 картин и

8 рисунков(новые данные около 35 произведений)
Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и самостоятельные картины.
Лишь 7 творений Босха подписаны.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

«Блудный сын»

К сохранившемуся наследию И. Босха относятся   25 картин и 8 рисунков(новые данные около 35 произведений)Картины

Слайд 9 Религиозно глубоко образованный, любознательный и изобретательный, Босх почти

непредсказуем в живописи. Пять его шедевров если не совершенно оригинальны по замыслу, то по крайней мере уникальны в каких-то моментах, наиболее существенных для понимания произведения. Это "Семь смертных грехов", "Воз сена", "Поклонение волхвов", "Сады земных наслаждений" и "Искушение св. Антония". (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II.)

«Поклонение волхвов»  последний из триптихов И.Босха (музей Прадо, Мадрид).

Религиозно глубоко образованный, любознательный и изобретательный, Босх почти непредсказуем в живописи. Пять его шедевров

Слайд 10 Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная

выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.

Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ.

«Святые отшельники»

«Все художники изображают человека таким, каков он снаружи, и только Босх - таким, каков он изнутри.»

Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст

Слайд 11Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Какие

обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника? Видимо, их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Рождался новый мир, который утверждал то, что еще недавно считалось грехом и подвергалось осуждению. Идеалы Средневековья - бедность, смирение, благочестие - уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами; поэты и художники прославляют красоту, земную любовь. Церковь - стремительно теряла свой авторитет.  Все эти трагические события эпохи, тревожные настроения общества и были источником искусства Босха...

«Стог сена» (деталь, левая часть)

Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную

Слайд 12Страшный суд»
«Страшный суд»

Страшный суд» «Страшный суд»

Слайд 13«Рай» (левая часть триптиха «Страшный суд»)
Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова,

неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.
Три внутренние панели тематически расположены слева направо. Левая створка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая. Центральная - изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников. Ад- на правой створке.

«Ад» (правая часть триптиха)

«Рай» (левая часть триптиха «Страшный суд»)Под влиянием

Слайд 14 

Главная идея искусства Босха - назидание и поучение.

На всех этапах творчества работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. Картина «Страшный суд» представляет триптих.
На левой створке изображен Рай – на ней рассказывается самое начало библейской истории. Вот Господь сотворяет Еву из ребра спящего Адама. Вот Адам вместе с Евой пробуют запретные яблоки с дерева познания добра и зла. Здесь же архангел с мечом в руке изгоняет их из райского сада. В облаках над ними ангелы бьются с падшими ангелами, сбрасывая тех вниз. А над ними Христос в сиянии славы и силы.
Средняя створка изображает Страшный Суд. Наверху происходит судилище, трубят трубы последнего часа, ангелы толпятся у трона Спасителя, и праведники стоят у его ног, готовясь взойти в рай – примечательно, что по сравнению с грешниками их очень немного, что может выражать пессимизм художника, считающего, что праведников на земле не так уж и много. А под ними начинается ад. Вращаются мельничные жернова, грешников терзают дьяволы, грешники причиняют боль другим грешникам, и хотя это только картина суда, она уже весьма похожа на ад. Последняя створка – собственно, ад, и она навевает исключительно неприятные мысли о конечности жизни и о том, что если ад и в самом деле таков, то лучше не грешить. Грешников мучат, протыкают стрелами и лезвиями, сжигают, варят заживо, разрывают на куски, подвешивают, как свиные туши, на крюки. Насколько пресен рай – настолько же жив и графичен ад.
Если художник и ставил себе какую-то цель, то эта цель – отвратить грешников от ада самым простым способом. Запугав их.

    Главная идея искусства Босха - назидание и поучение. На всех этапах творчества работы Босха

Слайд 15«Грехопадение»
Иллю́зия 
(лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.
Интерпретация
-

 индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого
произведения. 

Слово иллюзорное вряд ли подходит в этом случае, но найти более подходящее не удается. Босх интерпретирует жизненные картины на своих полотнах жестоко и точно.
И мы видим что это верно.

«Грехопадение»Иллю́зия (лат. illusio — заблуждение, обман) — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Интерпретация -  индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.  Слово иллюзорное

Слайд 16Тема самого первого его триптиха - "Воз сена" (между 1490 и

1500 годами) - безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечество после грехопадения.
Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: "мир - это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может". Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Никто до Босха не прибегал к такой безудержной фантазии и гротеску для того, чтобы выразить всю циничность происходящего: сам папа римский с императором сопровождают этот воз. Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву, и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно.

Тема самого первого его триптиха -

Слайд 18Ад
Есть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом

взгляде Босха на жизнь и действительность.

Он стоит особняком не только среди современников и сограждан, но и в целом, значит мы имеем дело с гением.

АдЕсть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом взгляде Босха на жизнь и действительность.Он

Слайд 19«Увенчание терновым венцом»
«Cвятой Иоанн Креститель
в размышлении»

«Увенчание терновым венцом»«Cвятой Иоанн Креститель в размышлении»

Слайд 20 СИМВОЛЫ в произведениях И.Босха

СИМВОЛЫ в произведениях И.Босха

Слайд 21 Босх использует общепринятую в средневековье символику. В его

картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и много других. 
Жаба — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости.
Отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Стрела — символизирует зло. Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела.
Сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту.
Чёрные птицы — грех.

Босх использует общепринятую в средневековье символику. В его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и много других. 

Слайд 22 "Сад земных наслаждений»- этой работой в Испании восхищались

уже в 16. На Левой створке изображено сотворение мира. Небо с Землей дали жизнь десяткам животным. Центр композиции заполнен Источником Жизни – высоким, тонким, розовым сооружением. На переднем плане автор решил показать мир до потопа, кроме того изобразить сцену того, как были искушены Адам с Евой и изгнаны из Рая.


Слайд 23
Центральную часть считают идиллией Босха.

В ней изображен сад, в котором обитают обнаженные мужчины с женщинами. Их главным занятием является сбор пищи и разнообразные игрища с любовными утехами. Можно увидеть пару фигур, которые летают по небу. Кроме того, особого внимания заслуживают огромные растения. Все вместе создает впечатление невинности и простоты.
На Правой створке, или как ее еще называют Музыкальным Адом, изображены мертвые музыканты со своими инструментами. После тщательного осмотра этой части картины становится ясно, что автор хотел донести таким способом кошмарную действительность.
Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Первое в истории нидерландской живописи самостоятельное изображение природного ландшафта находится на наружных створках алтаря "Сады земных наслаждений". Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.


«Сад земных наслаждений» 
фрагмент

Центральную часть считают идиллией Босха. В ней изображен сад, в котором

Слайд 24 «Поклонение волхвов", художник опять привлекает внимание к вечно

существующим силам зла. Делает это он с помощью оригинального приема. Странная фигура бородатого человека в дверях полуразрушенного хлева, как выяснилось недавно, - иудейский Мессия, Антихрист в понимании современников Босха, последний могущественный противник христианства, который должен появиться в самом конце света.


«Поклонение волхвов

Слайд 25 Фрагмент картины «Поклонение волхвов»
Богоматерь расположилась перед

домом и показывает младенца.
Волхвы возлагают дары к ногам женщине. На картине изображен момент жертвоприношение, Авраам собирается принести в жертву сына. Такое событие символизирует жертву Христа, именно его распятие на кресте.
На груди одного волхва изображена сцена из Ветхого Завета. За этой сценой наблюдают крестьяне, они выглядывают из-за угла и даже залазят на крышу.
Привлекает внимание человек, стоящий в дверном проеме. Он одет только в рубашку и плащ, на голове его корона и он с надеждой смотрит на младенца. Его лицо источает радость, в то время как большинство персонажей выражают враждебность.
На одежде этого персонажа изображены демоны, возможно, он и сам дьявол, а большинство окружающих является его свитой. Рисунки на одежде темнокожего царя показывает его принадлежность к язычеству.
Фрагмент картины «Поклонение волхвов»Богоматерь расположилась перед домом и показывает младенца.Волхвы возлагают дары

Слайд 26 Темой "Искушения св. Антония" является триумф христианства над силами

зла - это третий, детально разработанный триптих, написанный, возможно, несколько ранее "Поклонения волхвов". Легенда о святом, основателе монашеской жизни, который обуздал земные страсти и удалился в пустыню, чтобы вести жизнь отшельника, была распространена повсеместно. Однако у Босха фигура Христа в центре триптиха необычно мала и трудно различима, а коленопреклоненный святой изображен в тот момент, когда он изнурен очередным борением с грехами. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ; всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины.


Темой

Слайд 27

«Корабль дураков»

Корабль — традиционный символ Церкви, наполнен разными людьми. В центре сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.
Все на картине символично. Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет. Корабль, который является аллегорической церковью, по мнению всех в ней сидящих, везёт их в рай. Но на самом деле, и именно это и подразумевал Босх, корабль дураков, у которого нет ни руля, ни капитана отправляет всех пассажиров прямиков в ад.


«Корабль дураков» 


Слайд 28«Страшный суд» (центральная часть триптиха)
И сегодня Босх прославлен как прекрасный пейзажист и

художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. Живопись Босха - пророческая. Воображение - фантастическое. Никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов.
«Страшный суд» (центральная часть триптиха) И сегодня Босх прославлен как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть