Слайд 1Древние цивилизации
Первые художники Земли
Слайд 2План работы
Предмет МХК.
Художественное наследие Древнего мира:
изобразительное искусство;
начало истории архитектуры;
театр, музыка и
танец.
Задание на дом.
Слайд 3Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК
предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе, театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей.
Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Слайд 4Что же мы понимаем под словом «культура»?
Первоначально латинское слово «культура» означало
«возделывание земли».
В романских языках термин «культура» употребляется в близких значениях: воспитание, образование, развитие, совершенствование.
Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Слайд 6Что же дает нам изучение МХК?
Изучая МХК, мы начинаем понимать, что
искусство занимается вечными проблемами человечества.
Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима человеку.
Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной.
Слайд 7 Мысли великих людей об искусстве
Искусство — это окно в мир.
Своеобразие нации создается общением, а не замкнутостью, добро- той к другим, а не злостью...
Д. С. Лихачев
Добро прекрасно, но нет ничего прекрасного без гармонии.
Платон
Слайд 8Терминологический ликбез
Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между группой людей и
группой материальных предметов. В качестве тотемов чаще всего выступали животные (реже растения или другие предметы). Каждое племя имело своего «животного-родственника» и считало его своим защитником и покровителем.
Слайд 9Люди сочиняли рассказы об этих животных. Так родились первые тотемические мифы,
которые составляли священную историю рода и давали представления о мире.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды. Совершая обряд, первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если рассыпать блестящие камушки, произнести заклинания и исполнить обрядовый танец, то обязательно пойдет дождь.
Слайд 10Древнейший период в истории человечества (каменный) делится на:
Палеолит
древнекаменный век
(с 40
по 12 тысячелетие до н.э.)
Мезолит
среднекаменный век
( с 12 по 8 тысячелетие до н.э.)
Неолит
новокаменный век
(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)
Слайд 11
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:
Афро –
европейский центр мировой цивилизации
Азиатский центр мировой цивилизации.
Слайд 12Существовало ли первобытное искусство?
В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино
де Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах.
Слайд 13Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания
15 000 - 10 000 до н.э.
Испания,
Кантабрия
Слайд 14Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не
принесло ему счастья. Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей Альтамиры.
Слайд 15Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания 15 000 - 10 000 до
н.э. Испания, Кантабрия
Слайд 16Чем же рисовали первобытные художники?
Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из
шерсти, палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.
Слайд 17Оттиск человеческой руки.
Палеолит. Пещера Пеш-Мерль, Франция
Слайд 18Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения.
Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере»
«Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли»
Слайд 19Характерные особенности первобытного изобразительного искусства
-не соблюдены законы перспективы
-произвольное накладывание фигур
одна на другую
-передача глубины пространства
-виден объём животных
-распределение тёмных и светлых тонов
-довольно широкая палитра красок
-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений
-редки изображения человека
Слайд 23
Рисунки из пещер Ласко, Альтамира, Фон де Гом,Нио.
Слайд 27Бизон.
Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.
Слайд 28Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания
15 000 - 10 000 до н.э.
Испания, Кантабрия
Слайд 29Что же заставляло первобытного человека рисовать, вырезать, лепить?
Первобытные художники тратили огромные
усилия на создание росписей, статуэток и первых архитектурных сооружений из огромных камней, не для развлечения или украшения своего жилища. Главной их задачей было помочь себе и соплеменникам в охоте — ремесле сильных и смелых.
Охоте принадлежали все мысли и чувства человека, ведь это был главный источник добывания пищи и одежды. Даже отдыхая, каждый думал о хитром и коварном противнике — звере. А рука привычно чертила знакомые контуры.
Слайд 30«Наверное,— думал обитатель пещеры, - и в рисунке живет душа, зверя.
Только надо нарисовать его со стрелой в боку или побитого камнем и спеть колдовскую песню».
Но колдовство нуждается в тайне, и вот появляется роспись в труднодоступных пещерах, где можно совершать таинственные обряды.
Слайд 31Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре?
Археология — наука о
древности, которая изучает прошлое на основании материальных остатков деятельности
человека: жилища, орудий труда, пищи.
Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, так называемое традиционное искусство.
Слайд 32Образ Богини-матери
Формула жизни
«живот-жизнь-дающий»
Слайд 33Женская статуэтка из Виллендорфа.
Верхний палеолит.
Музей истории искусств, Вена.
Палеолитические
Венеры
Слайд 34
Виллендорфская Венера
Австрия
25 000 - 20 000 до н. э.
Слайд 35
Женская фигурка из терракоты, найденная в Чернаводы
Румыния
5000 до н.э.
Румыния, Бухарест, Музей
истории
Слайд 40Сосуд колоколообразной формы
Испания 3000 до н.э. Испания, Кордова
Слайд 41Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент.
В эпоху палеолита появляется орнамент
в виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природных знаков.
Слайд 42Геометрический стиль
СПИРАЛЬ
КРУГ
КВАДРАТ
ТРЕУГОЛЬНИК
КРЕСТ
СВАСТИКА
Слайд 43СПИРАЛЬ
СИМВОЛ ЖИЗНИ И ВОДЫ
ЦИКЛ
«ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ - ВОСКРЕСЕНИЕ»
Слайд 44ИЗВНЕ ВОВНУТРЬ
= СМЕРТЬ
ИЗНУТРИ НАРУЖУ
= ЖИЗНЬ
Слайд 45КВАДРАТ
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПО СТОРОНАМ СВЕТА
Слайд 46НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРИРОДНОГО ЦИКЛА
ЕДИНСТВО МИРА ЗЕМНОГО(змея) И НЕБЕСНОГО (круг)
КРУГ
Слайд 47СИМВОЛ ОГНЯ И СОЗИДАТЕЛЬНОЙ МУЖСКОЙ СИЛЫ
треугольник
СИМВОЛ ВОДЫ, ПЛОДОРОДИЯ И ЖЕНСКОГО НАЧАЛА
Слайд 48ОТРАЖАЕТ ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ВЕРТИКАЛИ (образ мирового дерева) И ГОРИЗОНТАЛИ
(земля)
КРЕСТ
Объединяет противоположные начала (мужское и женское, вечное и преходящее и т.п.)
Слайд 49СВАСТИКА
ЗНАК ДВИЖЕНИЯ, НЕПРЕРЫВНОСТИ ЖИЗНИ, СМЕНЫ ВРЕМЕН ГОДА
Слайд 50Образ Богини-матери
АНТРОПОМОРФИЗМ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА В ОБРАЗЕ ЧЕЛОВЕКА
ИДОЛЫ
С КИКЛАДСКИХ ОСТРОВОВ
ИДОЛЫ
С ОСТРОВА ПАРОС
Слайд 51История возникновения архитектуры
Слайд 53Истоки архитектуры
Истоки архитектуры и строительного искусства человечества начинаются с того времени,
когда древние люди, не довольствуясь созданными природой укрытиями (пещерами, гротами), стали строить искусственные жилые сооружения. Это было связано с резким изменением климата — наступлением ледникового периода. Ведь теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботиться об одежде и жилище.
Слайд 54В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней,
так называемые мегалиты (от греч. большой и камень). Письменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца.
Слайд 55Мегалит
(с греческого большой камень) –сооружение культового характера
из грубо обработанных или
Слайд 56Менгиры
(с британского – «длинный камень») – мегалитическое сооружение.
Вертикально врытый в
землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.
Слайд 58Дольмен
– мегалитическое сооружение в
виде большого каменного ящика,
накрытого плоской
каменной
плитой.
Слайд 603. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это
наиболее сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа (от англ. камень, ров).
Слайд 61Стоунхендж
Великобритания 3100 до н. э. Великобритания, Солсбери
Слайд 62СтоунхенджВид сверху
Великобрита-ния
3100 до н. э.
Великобрита-ния, Солсбери
Слайд 63Кромлех
Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или
несколько кругов.
Слайд 67Главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека,
его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Слайд 68Пантомима - пластическая передача происходящих событий.
Слайд 69Танцы
Охотничьи пляски
Тотемическая пляска
Слайд 70Путь развития музыкальной деятельности
1.Имитация звуков природы.
Сюда относятся «звукоподражательные мотивы», основанные
на имитации пения птиц, ревы зверей, воспроизведение тех естественных криков возгласов.
2.Искусственная интонационная форма.
Вместо довольно сложной мелодии, всего лишь имитирующей «музыку природы», теперь появляется человеческая интонация- предельно условная
(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)
3.Интонационное творчество.
Появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.
Именно это означало зарождение музыкального (интонационного) творчества.
Слайд 71Важнейшие функции первобытного искусства.
1.Коммуникативно – мемориальная функция.
Рисунки, составляющие связное повествование
о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.
2.Познавательная функция.
Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.
Слайд 724.Эстетическая функция.
Появляются средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность.
Это ритм, симметрия, правильные формы.
3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер.