Слайд 1
Культура
Древней Индии
(III тыс. до н. э. – IV/V вв. н. э.)
Слайд 3Характерные черты культуры
Древней Индии
1. Традиционность, устойчивость традиций.
2. Нединамичность.
3. Синкретический характер
культуры – слитность религиозных, философских, социальных, эстетических начал.
4. Сосуществование различных религиозно-философских школ и религий. Уникальная практика аскезы и йоги.
5. Утончённость философской мысли.
6. В искусстве – слитность духовного и чувственного начал.
7. Господство устной традиции, долгое время существование культурно-исторической памяти в устной форме.
Слайд 4Этапы государственно-политического развития
4 тыс. до н. э. – первые посёлки
земледельцев в долине Инда.
3-2 тыс. до н. э. – Индская цивилизация и культура на северо-западе Индостана (города-близнецы Хараппа и Мохенджо-Даро). Наличие развитой культуры.
3-2 тыс. до. н. э. – преобладание многочисленных кратковременных государственных образований, самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами (раджа – царь). Постоянная миграция, скрещивание различных народов.
Около 1750 г. до н. э. – приход в долину Инда кочевников-ариев (слово арий означает «благородный») – образовавших в Северной Индии свои княжества. (Арии, как и их язык санскрит, родственны другим индоевропейцам).
1 тыс. до н. э. (X-VII вв. до н. э.) – образование рабовладельческих государственных объединений. (Одно из древнейших – государство Бхаратов). К середине 1 тыс. до н. э. – сложение нескольких десятков государств, большинство из которых – монархические или олигархические республики.
V-II вв. до н. э. – первое крупное государственное объединение на территории Индостана – империя династии Маурьев – Магадха (в долине Ганга). Период расцвета культуры.
IV-VI вв. н. э. – империя Гуптов (в северной и центральной части Индии). 320 – 450 гг. – последний расцвет древнеиндийской культуры.
В 3-5 вв. н. э. происходит переход к Средневековью.
Слайд 5Особенности социально-политической культуры Древней Индии
Во главе каждого из древнеиндийских государств
стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, верховный военачальник и главный защитник дхармы – правил добродетельной жизни, правил, норм для поддержания космического порядка.
Власть царя передавалась по наследству и носила сакральный характер.
Однако власть царя не была деспотической. При царе существовал совет, куда входили крупные сановники (чиновники, занимающие высокое положение) и знатные горожане.
Слайд 6Особенности социально-политической культуры Древней Индии
Древнеиндийское общество со времени прихода ариев делилось
на сословия – варны.
Два высших сословия:
брахманы – представители жреческих родов (их символический цвет – белый);
кшатрии – воины, военная аристократия (их цвет – красный).
Два низших сословия:
вайшьи – свободные общинники (земледельцы, купцы) (их цвет – жёлтый);
шудры – нижний слой общества (их цвет – чёрный, цвет невежества).
Принадлежность к варнам наследовалась. Браки между представителями разных варн не считались законными.
Шудрам был предписан ряд ограничений, как в религиозном культе (запрещалось читать и даже слушать Веды), так и в общественной жизни.
На рубеже нашей эры на смену 4 варнам пришла система каст.
Каст насчитывалось много сотен и даже тысячи.
Касты являлись корпорациями: имели внутреннюю организацию, органы управления.
Принадлежность к касте определялась рождением и была пожизненной.
Слайд 7Религия и философия Древней Индии
Древнейшие религиозные верования
В Древней Индии
верили в разных богов, которых изображали в виде людей и животных, – то есть существовал политеизм.
Древние боги:
Индра (Буря) – бог грозы, растений, воплощение физической силы, мужества,
Агни (Огонь) – бог огня,
Сурья (Солнце), Митра, Савигару – боги солнца,
Варуна – бог неба, вод, мирового порядка, творец и хранитель природы,
Притхви – богиня земли,
Рудра (Ветер) (прообраз Шивы) – божество, олицетворяющее разрушительные стихийные силы, бог грозы, Ваю – бог ветра,
Ям(а), Кали – боги подземного царства мёртвых,
Ганеш – бог мудрости (изображали с головой слона).
«Веды» («Знание») (2 тыс. до н. э.) – древнейший литературный памятник, в котором изложены предания о богах и героях, религиозные гимны.
Слайд 82. Брахманизм
Во второй половине 2 тыс. до н. э. постепенно усилилась
власть жрецов-брахманов.
Брахманский период относят к началу 1 тыс. до н. э.
Брахманы ввели новых богов:
Брахма – создатель мира,
Вишну – бог солнца, бог-охранитель,
Шива – божество страшной разрушительной силы, направленной против зла (цель разрушения – возрождение, создание нового).
Язык религиозных текстов брахманизма – санскрит («совершенный») (Сегодня – один из 22 официальных языков Индии (наряду с хинди, майтхили и др.), язык учёных, религии).
Брахманские законы – шастры.
Упанишады («Сижу у ног учителя» или «Слушаю учителя») – богословские трактаты, получившие развитие в брахманский период, с 8 вв. до н.э.
Насчитывают 108 упанишад, основные – 13. Не анонимны, имеют авторов.
Слайд 9Основные идеи брахманизма:
- о Боге-творце и первопричине мира (Праджапати);
- идея бессмертия
и переселения души (метемпсихоза);
- идея о перевоплощении – реинкарнации. Каждое следующее воплощение души после смерти человека зависит от его поведения в предыдущей жизни;
- идея сансары – вечного колеса перерождений, превращений, круговорота жизни;
идея кармы – причинно-следственной обусловленности (всеобщего закона причинности) – когда сумма добрых и злых дел человека приводит к определённому, тому или иному, результату, или, иначе, – к определённой судьбе как результату поступков в его прежней жизни (закон действия и воздаяния).
Путь к спасению, освобождение от цепи перерождений – через отказ от материального, сосредоточение на духовном.
(Дхарма (дхамма) (санскрит. «учение, закон»):
1 – правила, нормы для поддержания космического порядка;
2 – нравственные устои, религиозный долг;
3 – универсальный закон бытия).
Слайд 10Ведические (признающие авторитет Вед) религиозно-философские школы
(Признающие авторитет Вед назывались астиками, не
признающие – настиками).
Все данные системы высшей целью жизни провозглашали освобождение.
1. Система вайшешика (ок. V в. до н. э.) (буквально означает «характерная, типичная»). Разрабатывает теорию дхармы как причинно-следственной связи.
Основал мудрец Канада (настоящее имя – Улука):
Бог создал мир для блага всех живых существ.
Индивиды имеют свободу воли. Индивидуальная душа (джива) или наслаждается удовольствием, или испытывает страдания – это есть следствие достойного либо недостойного поведения в другой жизни, в иных мирах.
Все индивиды могут достичь истинного познания самих себя и мира и, тем самым, окончательно освободиться от всех страданий.
2. Система ньяя (конец I в.) (букв. означает «правило, метод, вывод, логика»).
Создал мудрец Готама. Реалистическая философия, родственная философии вайшешики, провозглашает ту же конечную цель – освобождение индивидуального Я – и те же теоретические положения.
Слайд 11Ведические религиозно-философские школы
3. Система миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса – с
V-IV вв. до н. э.) (буквально – «глубокое размышление, исследование).
Основал Джаймини:
Не существует бог, сотворивший мир: объекты образовались из материи в соответствии с кармами душ. (При этом не отвергаются боги как объекты культовой практики, не отвергаются и жертвоприношения).
Закон кармы правит миром.
Достоверность всякого познания самоочевидна.
Душа не бессмертна.
4.Система санкхья (VII-VI вв. до н.э., расцвет – II-VII вв.)(буквально – «число, перечисление»). Создатель – Капила.
1-ый вариант: отвергается вера в божественное, в бога как творца;
2-ой вариант: допускается существование бога, но не как создателя, а как свидетеля мира (т.к. существование бога нельзя доказать).
Слайд 12Ведические религиозно-философские школы
Признаётся наличие 2-х независимых первичных реальностей:
1 – пуруши – разумное начало, вечное сознание – «Я», чистое сознание, дух;
2 – пракрити – первопричина мира, вечное, бессознательное начало (джада), всегда пребывает в движении и, как следствие, создает мир вещей, существ.
Для окончательного освобождения от грехов и страдания недостаточно понимание истины, простое знание.
Для достижения этого надо пройти долгий путь воспитания в духе глубокой преданности и постоянного размышления – духовное воспитание.
(Методы этого духовного воспитания, необходимого для самопознания, разработаны философией Йога).
5. Система йога (II – I вв. до н. э.). Создание приписывают мудрецу Патанджали.
Йоги признавали личного бога.
Конечной целью считали достижение освобождения, преодоление собственного «я» (самадхи»).
Слайд 13Ведические религиозно-философские школы
6. Система веданта (VII-VIII вв.). (Система выросла из упанишад).
Основоположники – Шанкара (VIII-IX вв.), Рамануджа (XI в.) и др. (5 течений):
Единственная реальность – Брахман как духовное начало и Атман как проекция Брахмана на человеческую личность.
Бог сотворил мир посредством магической силы – майя.
Для избавления души от страдания необходимо установить контроль над чувствами и умом, отказаться от всех привязанностей и горячо желать освобождения.
Философия чарвака (буквально – «материалист»):
Отвергает бога, рай, ад.
Материю считает единственной реальностью.
Богатство и наслаждение считает единственно рациональными целями, к достижению которых должен стремиться каждый разумный человек.
Слайд 14Йога
Создание йоги как самостоятельной системы приписывают мудрецу Патанджали (II- I вв.
до н. э.).
В своём труде «Йога-сутра» мудрец излагает философию и практику йоги.
Цель практики йогов – а) усовершенствование души,
б) сохранение чистоты тела.
1-ый вид йоги – сампраджнята – достижение полной сосредоточенности ума на объекте размышления, приводящей к ясному пониманию данного объекта.
2-ой вид йоги – асампраджнята – полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.
Слайд 15Йога
В практике йоги имеется восемь ступеней:
яма (обуздание – воздержание от нанесения
вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния, жадности);
нияма (воспитание хороших привычек, таких как очищение, удовлетворённость, аскетизм, изучение Вед, размышление о боге – т. е. культивирование чистоты тела и ума, приобретение знаний, покорности богу);
асана (положение – выработка устойчивого и удобного положения);
пранаяма (контроль над дыханием – регулирование процессов дыхания);
пратьяхара (отдаление чувств);
дхарана (внимание – сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганических объектах (кончике носа, луне и др.));
дхьяна (созерцание – непрерывное размышление об объекте);
самадхи (сосредоточенность – состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестаёт сознавать самого себя).
Высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания является бог (бог есть тот, кто обладает всеведением).
Слайд 164. Буддизм (VI в. до н. э.)
Основателем религии считается царевич Сиддхартха
Гаутама (Готама) (623 – 544 гг. до н. э.) из рода Шакьев и семьи кшатриев (однако большинство учёных считает, что Гаутама жил между 560 и 480 гг. до н. э.).
Религия родилась в царстве Магадха.
Гаутама достиг просветления, стал называться Буддой (что означает «просветлённый», «пробуждённый»), достиг нирваны (прекращения перевоплощений и освобождения от страданий).
Буддизм, джайнизм, адживикизм – учения, не признававшие авторитет Вед. Буддизм не принимал и идеи брахманизма.
Буддизм никогда не был единым учением, существовало множество школ, сект, направлений буддизма.
Государственной религией буддизм был объявлен в III в. до н. э., при правителе Ашоке (государство Маурьев – Магадха).
Слайд 17В основе философии и этики буддизма лежат следующие идеи:
- идея Будды
как главного из богов,
- идея зависимого происхождения вещей (обусловленного существования) и теория кармы как один из её аспектов,
- идея изменяемости и подчинения всего принципу причинности,
- идея отрицания индивидуальной души (вытекающая из идеи о всеобщей причинности), вместо этого вводится понятие «сантана» – поток, последовательность.
- идея сансарического бытия с его неудовлетворённостью и страданием, порождаемыми вожделениями и заблуждениями, вовлекающими человека в круговерть бытия – в «колесо жизни» (бхавачакра). «Колесо жизни» приводится в движение неведением.
- идея прохождения пути совершенствования и выхода из сансары, достижения нирваны – состояния вне жизни и смерти – полного угасания всех психических и физических состояний и, т. о., – избавления от страданий. (По словам Далай-ламы XIV, низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворённости и страдания. Высшее состояние – махапаринирвана – состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение их сливается со всем бытием).
- идея равенства возможностей в достижении нирваны, независимо от социального положения, касты (все люди – братья, даже если верят в разных богов),
- идея ненасилия, ненанесения вреда (кто не убьёт даже мухи, тот в следующем воплощении после смерти станет более совершенным человеком).
Сутра – свод высказываний Будды, утверждённый его учениками после смерти Учителя (включены более 80 тыс. высказываний).
«Трипитак» – свод буддийских религиозных произведений, откровение Будды.
Слайд 18В древнеиндийском буддизме первоначально возникли
два направления:
Хинаяна (малая колесница, «Узкий путь
к спасению») – древнейший буддизм, считавший своей основой
«четыре благородные истины»:
1.Жизнь полна страдания.
2.Источник страдания – желания.
3.Отказ от желания избавляет от страдания.
4.Существует «восьмеричный путь спасения» - достижения нирваны.
Ступени «восьмеричного благородного пути»:
- праведная вера (правильная точка зрения),
- праведное решение (правильная решимость),
- праведное слово (правильная речь),
- праведное деяние (правильное поведение),
- праведная жизнь,
- праведное стремление (правильные усилия),
- праведное воспоминание (правильное направление мысли),
- праведное самоуглубление (правильная сосредоточенность).
Махаяна (большая колесница, «Великий путь», «Широкий путь к спасению») – более позднее учение, делавшее акцент не столько на личном спасении, сколько на жертвенной помощи другим. Истинным путём считало познание космической природы будд, в том числе – Гаутамы.
Получило развитие учение о 10 ступенях совершенствования – которые проходит не сам человек , а бодхисаттвы – его божественные помощники, пребывающие в мире, чтобы помочь людям найти дорогу к спасению. Выше бодхисаттв были татхагаты, которыми бодхисаттвы становились в конце пути спасения.
Долг верующего – поклоняться бодхисаттвам и совершать обряды.
Большое место в махаяне уделялось религиозной практике: медитации (дхьяне), йогическим упражнениям, аскезе.
Слайд 19Единственной формой организации буддистов, по существу, стали монастыри.
Сангхи – общины буддийских
монахов-бхикшу (буквально означает «нищий»).
Вступавшие в монашескую общину:
отказывались от собственности, от семьи, от касты;
облачались в лохмотья (преимущественно жёлтого цвета), обривали голову.
В общину не принимали: рабов, преступников, детей без согласия родителей.
Существовали и женские сангхи. Главные церемонии в них проводили монахи-мужчины.
Послушники принимали на себя первые 5 обетов:
не убий, не прелюбодействуй,
не укради, не пьянствуй.
не лги,
(На этом этапе ещё можно было выйти из сангхи).
Затем на молодого монаха накладывали ещё 5 обетов-обязательств:
не пой и не танцуй,
не спи на удобных постелях,
не ешь в неположенное время (т.е. после полудня),
не стяжай,
не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.
Слайд 205. Джайнизм (VI в. до н. э.)
Основателем учения считается Вардхамана (Махавира,
т. е.«Великий герой») (Джина) (современник Гаутамы Будды) (VI в. до н.э.).
Джайнизм, как и буддизм, сохранил философскую основу Упанишад.
Джайнские религиозные тексты- Кальпасутра и др.
Джайнизм проповедовал:
* культивирование любви и доброты (каруна),
* принцип воздержания от насилия, ненанесения вреда живому (обет «ахимса»); воздержания от лжи (обет «сатья»), от воровства («астья»),
* знание и суровый аскетизм для достижения нирваны,
* вегетарианство,
* паломничество,
* милостыню.
Цель – освободить душу от материи (достичь мокши), в т.ч. кармы – как материального явления.
Место бога у джайнов занимают тиртханкары, т.е. освободившиеся от круга перерождений, которым принадлежат такие божественные свойства, как всеведение и всемогущество.
Слайд 21Религиозная практика джайнизма
Особый слой джайнов – монахи-аскеты (в т. ч. женщины).
Крайняя
форма аскезы – тапаса – отказ от пищи, голодная смерть. Другие формы – молчание, пребывание на холоде или на солнце, на ногах (привязывают себя к ветвям дерева и стоят).
В IV или III в. до н. э. состоялся собор, на котором было канонизировано учение Махавиры Джины.
Признавшие канонический текст назывались шветамбарами; не признавшие – дигамбарами («одетыми воздухом»). Дигамбары, достигшие 3 степени аскезы (высшей) могли ходить нагими и , т. о., почитаться святыми.
Касты джайнами признавались, но не имели такого значения, какое имели в индуизме. Так, не запрещались межкастовые браки, не было пищевых запретов.
(Сегодня насчитывается 2-3 млн. джайнов (0,5% населения Индии)).
Слайд 226. Индуизм
Как широкое религиозно-культурное течение индуизм возник в IV – V
вв. н . э. в эпоху империи Гуптов.
К обязательным для всех индусов догматам относятся:
- признание священного авторитета Вед,
- учение о переселении души,
- учение о карме,
- идея о богоустановленности каст.
От брахманизма в индуизм перешёл:
- зооморфизм, узаконенное почитание животных,
- пантеон богов, важнейшими из которых считаются Брахма, Шива, Вишну (индуистское триединство богов – тримурти).
Другие божества являются их воплощениями или формами, олицетворявшими шакти – созидательную или разрушительную силу этих великих богов.
Появились боги-спасители: Кришна, Рама, Будда.
Слайд 23В индуизме почитается множество богов вместе с их аватарами – земными
воплощениями (так, у Вишну 10 основных аватар: в первых 4-х он выступает в облике животных (рыбы, черепахи, вепря, льва); 5-ая аватара – карлик-великан; остальные 5 аватар – Вишну-Парашурама, Рама, Кришна, Будда и мессия-Калка, приход которого ещё ожидается).
Вишну – бог-охранитель, он мягок, близок людям.
Лакшми – его жена, богиня счастья.
Рама (аватара Вишну) (Марьяда Пурушоттама – санскр. «совершенный, высочайший из мужей») почитается за доблесть, верность долгу, дхарме.
Сита (аватара Лакшми) – жена Рамы, олицетворяет совершенную женщину.
Кама – бог любви. Культ Камы это культ искусства любви, которым должен владеть каждый. Культура половой любви была в центре внимания, искусство Камы считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины.
В индуизме сложились местные культы и секты, во главе которых стоят гуру – учителя мудрости (жрецы стали не просто хранителями знания и исполнителями обрядов, но и руководителями религиозной жизни, учителями).
Слайд 24Научные достижения Древней Индии
Математика:
создана десятичная система исчисления,
введена категория пустоты и
знак «нуль»,
определено значение числа «пи»,
линейные уравнения решались методами, близкими современным,
введены термины «цифра», «три», «корень», «синус».
Индию считают родиной алгебры.
Астрономия:
Выдвинуты: теория движения Земли вокруг своей оси,
предположение о вращении Земли вокруг Солнца.
Слайд 25Химия:
развивались технологии: термической обработки металлов,
кальцинирования, дистилляции,
изготовления красок,
изготовления лекарств,
препаратов из ртути и др.
Медицина:
зародилась наука о долголетии – Аюрведа (на которой основана тибетская медицина),
изучали: свойства трав,
влияние на человека климата,
влияние диеты, личной гигиены,
разрабатывали психотехники,
делали хирургические операции с применением 120 инструментов (описания множества операций даны в индийских хирургических трактатах).
В Индии были изобретены шахматы, предшественницей которых была древнеиндийская игра чатуранга.