Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Культура Древней Индии

Содержание

Карта Азии

Слайд 1 Культура


Древней Индии

(III тыс. до н. э. – IV/V вв. н. э.)





КультураДревней Индии(III тыс. до н. э. – IV/V вв. н. э.)

Слайд 2Карта Азии

Карта Азии

Слайд 3Характерные черты культуры Древней Индии
1. Традиционность, устойчивость традиций.

2. Нединамичность.

3. Синкретический характер

культуры – слитность религиозных, философских, социальных, эстетических начал.

4. Сосуществование различных религиозно-философских школ и религий. Уникальная практика аскезы и йоги.

5. Утончённость философской мысли.

6. В искусстве – слитность духовного и чувственного начал.

7. Господство устной традиции, долгое время существование культурно-исторической памяти в устной форме.
Характерные черты культуры Древней Индии 1. Традиционность, устойчивость традиций.2. Нединамичность.3. Синкретический характер культуры – слитность религиозных, философских,

Слайд 4Этапы государственно-политического развития
4 тыс. до н. э. – первые посёлки

земледельцев в долине Инда.
3-2 тыс. до н. э. – Индская цивилизация и культура на северо-западе Индостана (города-близнецы Хараппа и Мохенджо-Даро). Наличие развитой культуры.
3-2 тыс. до. н. э. – преобладание многочисленных кратковременных государственных образований, самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами (раджа – царь). Постоянная миграция, скрещивание различных народов.

Около 1750 г. до н. э. – приход в долину Инда кочевников-ариев (слово арий означает «благородный») – образовавших в Северной Индии свои княжества. (Арии, как и их язык санскрит, родственны другим индоевропейцам).
1 тыс. до н. э. (X-VII вв. до н. э.) – образование рабовладельческих государственных объединений. (Одно из древнейших – государство Бхаратов). К середине 1 тыс. до н. э. – сложение нескольких десятков государств, большинство из которых – монархические или олигархические республики.

V-II вв. до н. э. – первое крупное государственное объединение на территории Индостана – империя династии Маурьев – Магадха (в долине Ганга). Период расцвета культуры.
IV-VI вв. н. э. – империя Гуптов (в северной и центральной части Индии). 320 – 450 гг. – последний расцвет древнеиндийской культуры.
В 3-5 вв. н. э. происходит переход к Средневековью.
Этапы государственно-политического развития 4 тыс. до н. э. – первые посёлки земледельцев в долине Инда.3-2 тыс. до

Слайд 5Особенности социально-политической культуры Древней Индии

Во главе каждого из древнеиндийских государств

стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, верховный военачальник и главный защитник дхармы – правил добродетельной жизни, правил, норм для поддержания космического порядка.

Власть царя передавалась по наследству и носила сакральный характер.

Однако власть царя не была деспотической. При царе существовал совет, куда входили крупные сановники (чиновники, занимающие высокое положение) и знатные горожане.
Особенности социально-политической культуры Древней Индии Во главе каждого из древнеиндийских государств стоял царь (раджа) – верховный распорядитель

Слайд 6Особенности социально-политической культуры Древней Индии
Древнеиндийское общество со времени прихода ариев делилось

на сословия – варны.
Два высших сословия:
брахманы – представители жреческих родов (их символический цвет – белый);
кшатрии – воины, военная аристократия (их цвет – красный).
Два низших сословия:
вайшьи – свободные общинники (земледельцы, купцы) (их цвет – жёлтый);
шудры – нижний слой общества (их цвет – чёрный, цвет невежества).

Принадлежность к варнам наследовалась. Браки между представителями разных варн не считались законными.
Шудрам был предписан ряд ограничений, как в религиозном культе (запрещалось читать и даже слушать Веды), так и в общественной жизни.

На рубеже нашей эры на смену 4 варнам пришла система каст.
Каст насчитывалось много сотен и даже тысячи.
Касты являлись корпорациями: имели внутреннюю организацию, органы управления.
Принадлежность к касте определялась рождением и была пожизненной.
Особенности социально-политической культуры Древней ИндииДревнеиндийское общество со времени прихода ариев делилось на сословия – варны.Два высших сословия:брахманы

Слайд 7Религия и философия Древней Индии
Древнейшие религиозные верования

В Древней Индии

верили в разных богов, которых изображали в виде людей и животных, – то есть существовал политеизм.

Древние боги:
Индра (Буря) – бог грозы, растений, воплощение физической силы, мужества,
Агни (Огонь) – бог огня,
Сурья (Солнце), Митра, Савигару – боги солнца,
Варуна – бог неба, вод, мирового порядка, творец и хранитель природы,
Притхви – богиня земли,
Рудра (Ветер) (прообраз Шивы) – божество, олицетворяющее разрушительные стихийные силы, бог грозы, Ваю – бог ветра,
Ям(а), Кали – боги подземного царства мёртвых,
Ганеш – бог мудрости (изображали с головой слона).
«Веды» («Знание») (2 тыс. до н. э.) – древнейший литературный памятник, в котором изложены предания о богах и героях, религиозные гимны.

Религия и философия  Древней Индии Древнейшие религиозные верованияВ Древней Индии верили в разных богов, которых изображали

Слайд 82. Брахманизм

Во второй половине 2 тыс. до н. э. постепенно усилилась

власть жрецов-брахманов.
Брахманский период относят к началу 1 тыс. до н. э.

Брахманы ввели новых богов:
Брахма – создатель мира,
Вишну – бог солнца, бог-охранитель,
Шива – божество страшной разрушительной силы, направленной против зла (цель разрушения – возрождение, создание нового).

Язык религиозных текстов брахманизма – санскрит («совершенный») (Сегодня – один из 22 официальных языков Индии (наряду с хинди, майтхили и др.), язык учёных, религии).
Брахманские законы – шастры.
Упанишады («Сижу у ног учителя» или «Слушаю учителя») – богословские трактаты, получившие развитие в брахманский период, с 8 вв. до н.э.
Насчитывают 108 упанишад, основные – 13. Не анонимны, имеют авторов.


2. БрахманизмВо второй половине 2 тыс. до н. э. постепенно усилилась власть жрецов-брахманов.Брахманский период относят к началу

Слайд 9Основные идеи брахманизма:

- о Боге-творце и первопричине мира (Праджапати);
- идея бессмертия

и переселения души (метемпсихоза);
- идея о перевоплощении – реинкарнации. Каждое следующее воплощение души после смерти человека зависит от его поведения в предыдущей жизни;
- идея сансары – вечного колеса перерождений, превращений, круговорота жизни;
идея кармы – причинно-следственной обусловленности (всеобщего закона причинности) – когда сумма добрых и злых дел человека приводит к определённому, тому или иному, результату, или, иначе, – к определённой судьбе как результату поступков в его прежней жизни (закон действия и воздаяния).
Путь к спасению, освобождение от цепи перерождений – через отказ от материального, сосредоточение на духовном.

(Дхарма (дхамма) (санскрит. «учение, закон»):
1 – правила, нормы для поддержания космического порядка;
2 – нравственные устои, религиозный долг;
3 – универсальный закон бытия).

Основные идеи брахманизма:- о Боге-творце и первопричине мира (Праджапати);- идея бессмертия и переселения души (метемпсихоза);- идея о

Слайд 10Ведические (признающие авторитет Вед) религиозно-философские школы
(Признающие авторитет Вед назывались астиками, не

признающие – настиками).

Все данные системы высшей целью жизни провозглашали освобождение.

1. Система вайшешика (ок. V в. до н. э.) (буквально означает «характерная, типичная»). Разрабатывает теорию дхармы как причинно-следственной связи.
Основал мудрец Канада (настоящее имя – Улука):
Бог создал мир для блага всех живых существ.
Индивиды имеют свободу воли. Индивидуальная душа (джива) или наслаждается удовольствием, или испытывает страдания – это есть следствие достойного либо недостойного поведения в другой жизни, в иных мирах.
Все индивиды могут достичь истинного познания самих себя и мира и, тем самым, окончательно освободиться от всех страданий.

2. Система ньяя (конец I в.) (букв. означает «правило, метод, вывод, логика»).
Создал мудрец Готама. Реалистическая философия, родственная философии вайшешики, провозглашает ту же конечную цель – освобождение индивидуального Я – и те же теоретические положения.
Ведические (признающие авторитет Вед) религиозно-философские школы(Признающие авторитет Вед назывались астиками, не признающие – настиками).Все данные системы высшей

Слайд 11Ведические религиозно-философские школы
3. Система миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса – с

V-IV вв. до н. э.) (буквально – «глубокое размышление, исследование).
Основал Джаймини:
Не существует бог, сотворивший мир: объекты образовались из материи в соответствии с кармами душ. (При этом не отвергаются боги как объекты культовой практики, не отвергаются и жертвоприношения).
Закон кармы правит миром.
Достоверность всякого познания самоочевидна.
Душа не бессмертна.

4.Система санкхья (VII-VI вв. до н.э., расцвет – II-VII вв.)(буквально – «число, перечисление»). Создатель – Капила.
1-ый вариант: отвергается вера в божественное, в бога как творца;
2-ой вариант: допускается существование бога, но не как создателя, а как свидетеля мира (т.к. существование бога нельзя доказать).
Ведические религиозно-философские школы3. Система миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса – с V-IV вв. до н. э.) (буквально

Слайд 12Ведические религиозно-философские школы
Признаётся наличие 2-х независимых первичных реальностей:

1 – пуруши – разумное начало, вечное сознание – «Я», чистое сознание, дух;
2 – пракрити – первопричина мира, вечное, бессознательное начало (джада), всегда пребывает в движении и, как следствие, создает мир вещей, существ.
Для окончательного освобождения от грехов и страдания недостаточно понимание истины, простое знание.
Для достижения этого надо пройти долгий путь воспитания в духе глубокой преданности и постоянного размышления – духовное воспитание.
(Методы этого духовного воспитания, необходимого для самопознания, разработаны философией Йога).

5. Система йога (II – I вв. до н. э.). Создание приписывают мудрецу Патанджали.
Йоги признавали личного бога.
Конечной целью считали достижение освобождения, преодоление собственного «я» (самадхи»).
Ведические религиозно-философские школыПризнаётся наличие 2-х независимых первичных реальностей:    1 – пуруши – разумное начало,

Слайд 13Ведические религиозно-философские школы
6. Система веданта (VII-VIII вв.). (Система выросла из упанишад).

Основоположники – Шанкара (VIII-IX вв.), Рамануджа (XI в.) и др. (5 течений):
Единственная реальность – Брахман как духовное начало и Атман как проекция Брахмана на человеческую личность.
Бог сотворил мир посредством магической силы – майя.
Для избавления души от страдания необходимо установить контроль над чувствами и умом, отказаться от всех привязанностей и горячо желать освобождения.

Философия чарвака (буквально – «материалист»):
Отвергает бога, рай, ад.
Материю считает единственной реальностью.
Богатство и наслаждение считает единственно рациональными целями, к достижению которых должен стремиться каждый разумный человек.
Ведические религиозно-философские школы6. Система веданта (VII-VIII вв.). (Система выросла из упанишад).  Основоположники – Шанкара (VIII-IX вв.),

Слайд 14Йога
Создание йоги как самостоятельной системы приписывают мудрецу Патанджали (II- I вв.

до н. э.).
В своём труде «Йога-сутра» мудрец излагает философию и практику йоги.

Цель практики йогов – а) усовершенствование души,
б) сохранение чистоты тела.

1-ый вид йоги – сампраджнята – достижение полной сосредоточенности ума на объекте размышления, приводящей к ясному пониманию данного объекта.

2-ой вид йоги – асампраджнята – полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.

ЙогаСоздание йоги как самостоятельной системы приписывают мудрецу Патанджали (II- I вв. до н. э.).В своём труде «Йога-сутра»

Слайд 15Йога
В практике йоги имеется восемь ступеней:

яма (обуздание – воздержание от нанесения

вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния, жадности);

нияма (воспитание хороших привычек, таких как очищение, удовлетворённость, аскетизм, изучение Вед, размышление о боге – т. е. культивирование чистоты тела и ума, приобретение знаний, покорности богу);

асана (положение – выработка устойчивого и удобного положения);

пранаяма (контроль над дыханием – регулирование процессов дыхания);

пратьяхара (отдаление чувств);

дхарана (внимание – сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганических объектах (кончике носа, луне и др.));

дхьяна (созерцание – непрерывное размышление об объекте);

самадхи (сосредоточенность – состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестаёт сознавать самого себя).

Высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания является бог (бог есть тот, кто обладает всеведением).

ЙогаВ практике йоги имеется восемь ступеней:яма (обуздание – воздержание от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства,

Слайд 164. Буддизм (VI в. до н. э.)

Основателем религии считается царевич Сиддхартха

Гаутама (Готама) (623 – 544 гг. до н. э.) из рода Шакьев и семьи кшатриев (однако большинство учёных считает, что Гаутама жил между 560 и 480 гг. до н. э.).
Религия родилась в царстве Магадха.

Гаутама достиг просветления, стал называться Буддой (что означает «просветлённый», «пробуждённый»), достиг нирваны (прекращения перевоплощений и освобождения от страданий).

Буддизм, джайнизм, адживикизм – учения, не признававшие авторитет Вед. Буддизм не принимал и идеи брахманизма.
Буддизм никогда не был единым учением, существовало множество школ, сект, направлений буддизма.
Государственной религией буддизм был объявлен в III в. до н. э., при правителе Ашоке (государство Маурьев – Магадха).


4. Буддизм (VI в. до н. э.)Основателем религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (Готама) (623 – 544 гг.

Слайд 17В основе философии и этики буддизма лежат следующие идеи:

- идея Будды

как главного из богов,
- идея зависимого происхождения вещей (обусловленного существования) и теория кармы как один из её аспектов,
- идея изменяемости и подчинения всего принципу причинности,
- идея отрицания индивидуальной души (вытекающая из идеи о всеобщей причинности), вместо этого вводится понятие «сантана» – поток, последовательность.
- идея сансарического бытия с его неудовлетворённостью и страданием, порождаемыми вожделениями и заблуждениями, вовлекающими человека в круговерть бытия – в «колесо жизни» (бхавачакра). «Колесо жизни» приводится в движение неведением.
- идея прохождения пути совершенствования и выхода из сансары, достижения нирваны – состояния вне жизни и смерти – полного угасания всех психических и физических состояний и, т. о., – избавления от страданий. (По словам Далай-ламы XIV, низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворённости и страдания. Высшее состояние – махапаринирвана – состояние будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение их сливается со всем бытием).
- идея равенства возможностей в достижении нирваны, независимо от социального положения, касты (все люди – братья, даже если верят в разных богов),
- идея ненасилия, ненанесения вреда (кто не убьёт даже мухи, тот в следующем воплощении после смерти станет более совершенным человеком).

Сутра – свод высказываний Будды, утверждённый его учениками после смерти Учителя (включены более 80 тыс. высказываний).
«Трипитак» – свод буддийских религиозных произведений, откровение Будды.


В основе философии и этики буддизма лежат следующие идеи:	- идея Будды как главного из богов,	- идея зависимого

Слайд 18В древнеиндийском буддизме первоначально возникли два направления:

Хинаяна (малая колесница, «Узкий путь

к спасению») – древнейший буддизм, считавший своей основой
«четыре благородные истины»:

1.Жизнь полна страдания.
2.Источник страдания – желания.
3.Отказ от желания избавляет от страдания.
4.Существует «восьмеричный путь спасения» - достижения нирваны.

Ступени «восьмеричного благородного пути»:
- праведная вера (правильная точка зрения),
- праведное решение (правильная решимость),
- праведное слово (правильная речь),
- праведное деяние (правильное поведение),
- праведная жизнь,
- праведное стремление (правильные усилия),
- праведное воспоминание (правильное направление мысли),
- праведное самоуглубление (правильная сосредоточенность).

Махаяна (большая колесница, «Великий путь», «Широкий путь к спасению») – более позднее учение, делавшее акцент не столько на личном спасении, сколько на жертвенной помощи другим. Истинным путём считало познание космической природы будд, в том числе – Гаутамы.

Получило развитие учение о 10 ступенях совершенствования – которые проходит не сам человек , а бодхисаттвы – его божественные помощники, пребывающие в мире, чтобы помочь людям найти дорогу к спасению. Выше бодхисаттв были татхагаты, которыми бодхисаттвы становились в конце пути спасения.
Долг верующего – поклоняться бодхисаттвам и совершать обряды.
Большое место в махаяне уделялось религиозной практике: медитации (дхьяне), йогическим упражнениям, аскезе.

В древнеиндийском буддизме первоначально возникли  два направления:Хинаяна (малая колесница, «Узкий путь к спасению») – древнейший буддизм,

Слайд 19Единственной формой организации буддистов, по существу, стали монастыри. Сангхи – общины буддийских

монахов-бхикшу (буквально означает «нищий»). Вступавшие в монашескую общину:

отказывались от собственности, от семьи, от касты;
облачались в лохмотья (преимущественно жёлтого цвета), обривали голову.
В общину не принимали: рабов, преступников, детей без согласия родителей.
Существовали и женские сангхи. Главные церемонии в них проводили монахи-мужчины.
Послушники принимали на себя первые 5 обетов:
не убий, не прелюбодействуй,
не укради, не пьянствуй.
не лги,
(На этом этапе ещё можно было выйти из сангхи).
Затем на молодого монаха накладывали ещё 5 обетов-обязательств:
не пой и не танцуй,
не спи на удобных постелях,
не ешь в неположенное время (т.е. после полудня),
не стяжай,
не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.

Единственной формой организации буддистов, по существу, стали монастыри. Сангхи – общины буддийских монахов-бхикшу (буквально означает «нищий»).

Слайд 205. Джайнизм (VI в. до н. э.)

Основателем учения считается Вардхамана (Махавира,

т. е.«Великий герой») (Джина) (современник Гаутамы Будды) (VI в. до н.э.).
Джайнизм, как и буддизм, сохранил философскую основу Упанишад.
Джайнские религиозные тексты- Кальпасутра и др.

Джайнизм проповедовал:
* культивирование любви и доброты (каруна),
* принцип воздержания от насилия, ненанесения вреда живому (обет «ахимса»); воздержания от лжи (обет «сатья»), от воровства («астья»),
* знание и суровый аскетизм для достижения нирваны,
* вегетарианство,
* паломничество,
* милостыню.
Цель – освободить душу от материи (достичь мокши), в т.ч. кармы – как материального явления.
Место бога у джайнов занимают тиртханкары, т.е. освободившиеся от круга перерождений, которым принадлежат такие божественные свойства, как всеведение и всемогущество.
5. Джайнизм (VI в. до н. э.)Основателем учения считается Вардхамана (Махавира, т. е.«Великий герой») (Джина) (современник Гаутамы

Слайд 21Религиозная практика джайнизма
Особый слой джайнов – монахи-аскеты (в т. ч. женщины).
Крайняя

форма аскезы – тапаса – отказ от пищи, голодная смерть. Другие формы – молчание, пребывание на холоде или на солнце, на ногах (привязывают себя к ветвям дерева и стоят).

В IV или III в. до н. э. состоялся собор, на котором было канонизировано учение Махавиры Джины.
Признавшие канонический текст назывались шветамбарами; не признавшие – дигамбарами («одетыми воздухом»). Дигамбары, достигшие 3 степени аскезы (высшей) могли ходить нагими и , т. о., почитаться святыми.

Касты джайнами признавались, но не имели такого значения, какое имели в индуизме. Так, не запрещались межкастовые браки, не было пищевых запретов.
(Сегодня насчитывается 2-3 млн. джайнов (0,5% населения Индии)).
Религиозная практика джайнизмаОсобый слой джайнов – монахи-аскеты (в т. ч. женщины).Крайняя форма аскезы – тапаса – отказ

Слайд 226. Индуизм

Как широкое религиозно-культурное течение индуизм возник в IV – V

вв. н . э. в эпоху империи Гуптов.

К обязательным для всех индусов догматам относятся:
- признание священного авторитета Вед,
- учение о переселении души,
- учение о карме,
- идея о богоустановленности каст.
От брахманизма в индуизм перешёл:
- зооморфизм, узаконенное почитание животных,
- пантеон богов, важнейшими из которых считаются Брахма, Шива, Вишну (индуистское триединство богов – тримурти).
Другие божества являются их воплощениями или формами, олицетворявшими шакти – созидательную или разрушительную силу этих великих богов.
Появились боги-спасители: Кришна, Рама, Будда.



6. ИндуизмКак широкое религиозно-культурное течение индуизм возник в IV – V вв. н . э. в эпоху

Слайд 23В индуизме почитается множество богов вместе с их аватарами – земными

воплощениями (так, у Вишну 10 основных аватар: в первых 4-х он выступает в облике животных (рыбы, черепахи, вепря, льва); 5-ая аватара – карлик-великан; остальные 5 аватар – Вишну-Парашурама, Рама, Кришна, Будда и мессия-Калка, приход которого ещё ожидается).
Вишну – бог-охранитель, он мягок, близок людям.
Лакшми – его жена, богиня счастья.
Рама (аватара Вишну) (Марьяда Пурушоттама – санскр. «совершенный, высочайший из мужей») почитается за доблесть, верность долгу, дхарме.
Сита (аватара Лакшми) – жена Рамы, олицетворяет совершенную женщину.
Кама – бог любви. Культ Камы это культ искусства любви, которым должен владеть каждый. Культура половой любви была в центре внимания, искусство Камы считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины.
В индуизме сложились местные культы и секты, во главе которых стоят гуру – учителя мудрости (жрецы стали не просто хранителями знания и исполнителями обрядов, но и руководителями религиозной жизни, учителями).





В индуизме почитается множество богов вместе с их аватарами – земными воплощениями (так, у Вишну 10 основных

Слайд 24Научные достижения Древней Индии
Математика:
создана десятичная система исчисления,
введена категория пустоты и

знак «нуль»,
определено значение числа «пи»,
линейные уравнения решались методами, близкими современным,
введены термины «цифра», «три», «корень», «синус».

Индию считают родиной алгебры.


Астрономия:
Выдвинуты: теория движения Земли вокруг своей оси,
предположение о вращении Земли вокруг Солнца.
Научные достижения Древней Индии Математика:создана десятичная система исчисления,введена категория пустоты и знак «нуль»,определено значение числа «пи»,линейные уравнения

Слайд 25Химия:
развивались технологии: термической обработки металлов,

кальцинирования, дистилляции,
изготовления красок,
изготовления лекарств,
препаратов из ртути и др.

Медицина:
зародилась наука о долголетии – Аюрведа (на которой основана тибетская медицина),
изучали: свойства трав,
влияние на человека климата,
влияние диеты, личной гигиены,
разрабатывали психотехники,
делали хирургические операции с применением 120 инструментов (описания множества операций даны в индийских хирургических трактатах).

В Индии были изобретены шахматы, предшественницей которых была древнеиндийская игра чатуранга.

Химия:развивались технологии: термической обработки металлов,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть