Слайд 1Театр и музыка средневековья
Слайд 2Гистрион (лат. Histrio)
Бродячий актер эпохи раннего Средневековья (IX–XIII вв.). Был
одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком животных и пр. Они объединялись в особые «братства», из которых впоследствии иногда образовывались кружки актеров-любителей.
Гистрионы получили наименования:
во Франции — жонглеры,
в Германии — шпильманы,
в Польше — франты,
в России — скоморохи. Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей.
Слайд 3Жонглер (фр. jongleur, от лат. joculator — шутник, забавник). странствующий комедиант
и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции. Творчество жонглеров связано в своих истоках с народными земледельческими обрядами и играми. Жонглеры выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа.
Французский придворный шут в традиционном костюме дурака.
Слайд 4Шпильман. В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхоф
или шпильберг. Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.
Слайд 5Однако обычно слово Ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения
бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно или, во всяком случае, преимущественно латинским языком — международным сословным языком духовенства.
Слайд 6Музыкально – песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров
Музыкально – поэтическое творчество
бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции.
Поэт – певец трубадур обычно сам писал стихи и музыку.
Слайд 7Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической культуры, которая берет свое
начало во Франции, в Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
Слайд 8На смену трубадурам пришли труверы и миннезингеры – «певцы любви»- в
Германии. Их музыкально – песенное творчество в большей степени было связано с церковными, духовными традициями. Они как, и трубадуры, прославляли возвышенную, идеальную любовь.
Слайд 9В 13 веке возникают новые виды религиозных представлений, связанные с чудесами,
так называемые миракли.
А затем моралите и мистерии, носящие назидательный, поучительный характер.
Слайд 10Миракль (от лат. miraculum — чудо) — новый шаг в развитии
религиозной драмы: представление о чудесах, совершаемых святыми. Миракли часто привязывались к определенному месту и культу местного святого. Французские миракли сохранились в большом количестве, потому что Франция осталась страной католической, а католическая церковь приветствовала подобные представления, и они игрались на протяжении многих веков.
Слайд 11Моралите — соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные истоки
жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее
Слайд 12Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но
и самая полная форма выражения средневековой театральности. Если готический собор — застывший образ мироздания, то мистерия — модель мироздания в действии. Собор можно созерцать — в мистерии можно участвовать. Ты участник, даже если ты только зритель, потому что ты находишься в гуще событий.
Слайд 13Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные Страстям Господним.
Сцена из «Мистерии о св.
Аполлонии» (фрагмент). Миниатюра Ж.Фуке
Слайд 14Средневековый фарс
Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных
элементах духовных представлений. Но свое наименование получает только после запрещения мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе появляются конкретные человеческие характеры, правда, грубо, гротескно очерченные.
В переводе с латинского farce означает «начинка», «фарш»
Слайд 15В основу фарсовых сюжетов кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат-мародеров, монахов
— торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют, смеются и ругаются.
Слайд 16Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют не
бытовые персонажи, а шуты и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник. Расцвет соти — XV–XVI вв.
Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса — продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии укрепляется реформаторская церковь.
Слайд 17Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их
родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.
Слайд 18Но не только на ярмарках и площадях устраивались комические представления. Пародируя
церковные обряды, ряженные актеры переносят свои сценки прямо под мрачные своды церквей.
Слайд 19Для всей культуры средневекового театра характерен принцип симультанных декораций (тип декорационного
оформления спектакля, при котором на сценической площадке устанавливались одновременно — по прямой линии, фронтально — все декорации, необходимые по ходу действия).
Площадной театр в Лувене Фландрия
Слайд 20Ремесленники готовили оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы. Каждый
цех готовил один эпизод. Цеха оформляли и ставили сцены каждый по своему профилю. Судостроители — Ноев ковчег, оружейники — изгнание из рая. За несколько дней до показа устраивали смотр, или парад, мистерии: шествие в костюмах и показ декораций. В дни представления мистерии город был украшен и заперт, она могла длиться от трех до сорока дней.
Мистерия тяготеет к площади. Площадь средневекового города сродни римскому форуму. Это соборное место. Средневековый человек боится одиночества: он привык жить на улице.
Фронтиспис рукописи
с комедиями Теренция
Слайд 21Достижения музыкальной культуры
Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства «озвучила» музыка.
Музыкальным символом средневековья стал григорианский хорал, получивший такое название в честь папы Григория 1
Слайд 22Один из древнейших видов грегорианского пения – псалмодия, то есть протяжный,
в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов.
Слайд 23Из музыкальных церковных инструментов повсеместное признание получил орган,
наиболее точно выражающий
мелодический строй григорианского хорала.
Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр – Дам де Пари.