Слайд 1Художественная культура
Древнего Египта
Презентация к уроку МХК, 10 класс
Автор: Онищенко Светлана
Борисовна, учитель МХК и музыки
Место работы: МБОУ гимназия №4, г. Пятигорск
Слайд 2Из египетской мудрости:
«Помни, только эта жизнь имеет цену»
«Чтобы сохранить друзей, нужно
прощать»
«Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими»
Слайд 3Древнеегипетская цивилизация
одна из самых древних (из известных нам) на земле.
Она сложилась в долине Нила в III тыс. до н.э. и просуществовала, сравнительно мало изменяясь, более 3-х тысячелетий.
Слайд 4Древнеегипетская цивилизация
Своеобразие древнеегипетской цивилизации во многом объясняется природными и географическими
особенностями
Египет возник вдоль самой длинной реки Нил
на 3.5% территории Египта проживает 99% населения, остальная территория – пустыня.
Слайд 5Особенности культуры Древнего Египта
Слайд 6Особенности древнеегипетской культуры
Тесная связь с религией и заупокойным культом
Искусство основывалось
на идее вечной жизни.
Характерные его черты:
неизменность форм
каноничность
монументальность
декоративность
Слайд 7Формы и виды древнеегипетского искусства:
архитектура (пирамиды, храмы, гробницы)
скульптура, рельеф
живопись (многоцветные фресковые
росписи)
изделия прикладного искусства
литература (сказки, поучения, гимны в честь богов, поэзия, повести, мифы)
музыка
Слайд 8Архитектура
(пирамиды, храмы, гробницы)
Слайд 10
Живопись
(многоцветные фресковые росписи)
Слайд 12Литература (сказки, поучения, гимны в честь богов, поэзия, повести, мифы)
Из египетской
мудрости:
«Помни, только эта жизнь имеет цену»
«Чтобы сохранить друзей, нужно прощать»
«Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими»
Слайд 14История Древнего Египта охватывает
Преддинастический период
Время правления 30 династий фараонов, разделенное
на периоды: Раннее, Древнее, Среднее, Новое царства
Поздний период,
закончившийся в 332году до н.э. завоеванием Египта Александром Македонским
Слайд 15Расцвет культуры Древнего Египта происходит в период Древнего, Среднего и Нового
царств
Слайд 16ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
XXVIII – XXIII вв. до н.э.
Утверждение неограниченной власти фараона и
его обожествление
Каменное строительство. Ступенчатая пирамида фараона Джосера. Сооружение гигантских пирамид в Гизе
Расцвет скульптурного портрета: царевич Рахотеп и его жена Нефрет. Большой сфинкс
Формирование заупокойного культа
Слайд 17Фараон — современное титульное наименование царей Древнего Египта.
Утверждение неограниченной власти фараона, его обожествление
Греческое
слово «греч.Φαραώ» заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה, [пар‘о̄]);
оригинальное египетское «per-oh» буквально означает «великий дом», то есть царский дворец.
Слайд 18Каменное строительство
Ступенчатая пирамида фараона Джосера
Сооружение гигантских пирамид в Гизе
Слайд 19Расцвет скульптурного портрета
Царевич Рахотеп и его жена Нефрет
Сановник Каапер «Сельский староста»
Слайд 21Формирование заупокойного культа
Слайд 22СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО XXI – XVIII вв. до н.э.
Распространение бронзы
Расцвет египетской культуры
Строительство
гигантских архитектурных комплексов – заупокойных храмов
Развитие литературы, медицины, математики
Слайд 23 НОВОЕ ЦАРСТВО XVI – XI вв. до н.э.
Строительство скальных гробниц, храмовых
комплексов в Карнаке и Луксоре
Реформы ф. Аменхотепа IV (Эхнатона). Введение единого культа бога Солнечного диска - Атона
Слайд 24Хатшепсут-
«находящаяся впереди благородных дам»
(1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или
1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон
Имела титулы «Великая жена царя» и «жена бога Амона»
Слайд 25Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.
Слайд 29Первые образцы письменности в Египте появились между 3300 – 3100 гг.
до н.э. и назывались иероглифы (в пер. с греч. «священные письмена»).
Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано Тотом – богом мудрости
Слайд 30Люди, специально обученные чтению и письму, назывались писцами
Их профессия обеспечивала им
высокое положение в обществе
.
Слайд 31 Канон в изобразительном искусстве
Слайд 321. Все рисунки были линейными и плоскостными, в них не было
объема, перспективы, светотени.
Слайд 332. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.
Краски
изготавливались из мела, охры, меди, кобальта.
Перед началом росписи делали разметку углем на стене в виде сетки, с помощью которой можно было привести рисунок к любому масштабу.
Слайд 343.Разномасштабность фигур
Их величина зависела от значимости каждой из них.
Фигура фараона
изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов.
Слайд 354. Фигура человека изображалась так, как будто на нее смотрят одновременно
с разных сторон
голова, ноги изображались в профиль,
глаза, грудь, плечи - в фас.