Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Первобытное художественное творчество каменного века

Содержание

Первобытное художественное творчество Начало художественного творчества – 40-30 тыс. л. до н. э.Обнаружение и изучение ряда первобытных художественных памятников началось в XIX в.В 1836 г. археологом Эдуардом Ларте` впервые были найдены пластинка с гравировкой (в гроте

Слайд 1Первобытное художественное творчество каменного века

Первобытное художественное творчество каменного века

Слайд 2Первобытное художественное творчество
Начало художественного творчества –
40-30 тыс. л. до

н. э.
Обнаружение и изучение ряда первобытных художественных памятников началось в XIX в.
В 1836 г. археологом Эдуардом Ларте` впервые были найдены пластинка с гравировкой (в гроте Шаффо) и мамонтовая кость с изображением мамонта (в гроте Ла Мадлен).

В 1879 г. испанским сеньором Марселино де Саутуола обнаружены изображения красных быков и каменные орудия в пещере Альтамира.
Первобытное художественное творчество Начало художественного творчества – 40-30 тыс. л. до н. э.Обнаружение и изучение ряда первобытных

Слайд 3Места находок памятников первобытного художественного творчества
Европа: Франция (пещеры Фон де Гом,

Монтеспан),
Испания (пещера Альтамира),
Италия,
Германия,
Англия,
Украина (Мезино).
Африка: Алжир, Сахара (плато Тассили).
Россия: Сибирь (Бурятия, Мальта), Дон (Костёнки).
.
Места находок памятников первобытного художественного творчестваЕвропа: Франция (пещеры Фон де Гом, Монтеспан),

Слайд 4 Виды изобразительного творчества

узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных

пластинках, каменных плитах;
резьба, рельефы на стенах пещер, на скалах, на камнях;
живописные силуэты, рисунки с изображением животных (оленей, бизонов, кабанов, коней, мамонтов, медведей, саблезубых тигров);
скульптурные фигурки животных и людей из камня и кости, глины;
большие скульптуры животных;
абрисы (контуры) человеческих фигур и голов (ритуальных масок).
Виды изобразительного творчестваузоры, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных пластинках, каменных плитах;резьба, рельефы на стенах

Слайд 5Материал и техника живописи

Пользовались минеральными красками, сажей,
мергелем (серого цвета), охрой

(жёлтой, красной,
тёмно-коричневой) (охра – окись марганца).

Краска растиралась на животном жире,
смешивалась с мёдом или соком растений.

В наскальной живописи отсутствовали зелёные и
синие тона.
Материал и техника живописиПользовались минеральными красками, сажей, мергелем (серого цвета), охрой (жёлтой, красной, тёмно-коричневой) (охра – окись

Слайд 6Особенности первобытного художественного творчества

1. Культурный синкретизм – слитность с иными явлениями

жизни: религией, обрядами (погребения, инициации), охотой, войной, врачеванием и др., включённость в материально-духовную деятельность.

2. Художественный синкретизм – музыкально – театрально – хореографический, неразделённость на роды, виды, жанры искусства.

3. Очень медленные темпы развития.

4. Стереотипность изображений, неизменность правил изображения, устойчивое повторение сюжетов, видов художественных изделий на протяжении тысячелетий (в сочетании с вариативностью трактовок образов).

5. Однородность художественных форм повсюду, где они существовали в определённый, один и тот же, временной период.

6. Коллективный характер творчества, соединение в одном лице творца искусства, исполнителя, зрителя.

7. Не эстетическое, а культовое, ритуально-обрядовое, коммуникативное, социально-функциональное назначение искусства.

8. Сочетание условно-символического характера изображений и реалистических форм.
Особенности первобытного художественного творчества1. Культурный синкретизм – слитность с иными явлениями жизни: религией, обрядами (погребения, инициации), охотой,

Слайд 7Теории происхождения художественной деятельности

1. Теория художественного феномена, «палеолитического чуда» – биологической

одарённости отдельных представителей первобытного общества (П. Грациози, М. Рафаэль).

2. Теория «естественного» выражения культа прекрасного – в силу наличия врождённого инстинкта красоты (идеи Э. Ларте-Э. Пьетта).

3. Версия об эстетическом происхождении и содержании изобразительной деятельности (арх. Г. Люкэ).

4. Теория игры (Э. Ларте).

5. Имитативная теория – проявления в творчестве инстинкта подражания (Лукреций Кар, Огюст Конт, Ж.Л. Даламбер).

6. Трудовая теория – развития художественных способностей и творческих потенций в процессе труда (Ф. Энгельс).

7. Теория свободного времени (Жан Антуан Кондорсе).

8. Магическая теория – возникновения и развития художественной деятельности в процессе ритуально-обрядовой, магической, т. е. религиозно-культовой деятельности.
Теории происхождения художественной деятельности1. Теория художественного феномена, «палеолитического чуда» – биологической одарённости отдельных представителей первобытного общества (П.

Слайд 8Основные «археологические» гипотезы возникновения изобразительного творчества
1. Гипотеза «макарон» (параллельных волнистых линий,

прочерченных на глине) – предтечи контурного рисунка и орнамента или гравировки.



2. Гипотеза «руки» (пятна, повторяющие очертания
кисти) – предтеча живописи.




Оттиск человеческой руки.
Палеолит. Пещера Пеш-Мерль, Франция

3. Гипотеза «простого этапа» (фигурных – скульптурных (зооморфных, антропоморфных) камней) – предтечи скульптуры малых форм.
Основные «археологические» гипотезы возникновения изобразительного творчества1. Гипотеза «макарон» (параллельных волнистых линий, прочерченных на глине) – предтечи контурного

Слайд 9Этапы развития первобытного художественного творчества
Этап доискусства
1. Период «натурального творчества» («звериных композиций»

из костей, рогов, черепов) (90/80 – 50/40 тыс. до н. э.).

2. Период «натурального макета» (каменного или
глиняного зооморфного макета с накинутой на него
шкурой и приставленной головой медведя).



Натуральный макет


3. «Глиняный период» (лепных фигур животных) (период перехода к верхнему палеолиту – 40-30 тыс. до н. э.).
Этапы развития первобытного художественного творчестваЭтап доискусства1. Период «натурального творчества» («звериных композиций» из костей, рогов, черепов) (90/80 –

Слайд 10Палеолитическое пещерное искусство

1. Шательперонский период (с 35 тыс. до н. э.):

1) процарапанные на камне и кости прямые и
зигзагообразные параллельные линии, разного рода
насечки;
2) украшения типа амулетов.

2. Ориньякский период (с 30 тыс. до н. э.):
1) самые ранние изображения животных на каменных плитах
(выгравированные или нарисованные), сначала –
контурные, затем – заполненные штрихами, позже –
одноцветным пятном;
2) древнейшие женские скульптуры из камня и терракоты.
Палеолитическое пещерное искусство1. Шательперонский период (с 35 тыс. до н. э.):   1) процарапанные на камне

Слайд 11Палеолит. Предтеча скульптуры

Олень. Гравировка на кости. Палеолит.

Палеолит. Предтеча скульптурыОлень. Гравировка на кости. Палеолит.

Слайд 12 3. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.): 1) живописные

изображения животных, более детализированные, с элементами пространственного построения; 2) круглая скульптура, в том числе женские фигурки.
3. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.):  1) живописные изображения животных, более детализированные,

Слайд 133. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.): круглая

скульптура. Гиена
3. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.):   круглая скульптура.

Слайд 144. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):
1) полихромные объёмные

изображения,
2) древнейшие петроглифы (рисуночное письмо),
3) мелкая пластика.

Раненый бизон

4. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):		1) полихромные объёмные изображения,		2) древнейшие петроглифы (рисуночное письмо),		3) мелкая

Слайд 154. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):

4. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):

Слайд 165. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.)
Средний мадленский период:

анималистические ансамбли, в которых отсутствует связь между отдельными изображениями, редки элементы композиции.

Пещера Альтамира. Общий вид росписи потолка, Прорисовка росписи. Испания. Палеолит

5. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.)Средний мадленский период: анималистические ансамбли, в которых отсутствует связь

Слайд 175. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.):

5. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.):

Слайд 18Поздний мадленский период:

анималистические ансамбли с плоскостными,

схематичными, стилизованными изображениями;
в конце периода – неясные схематизированные изображения, беспорядочные переплетения линий,
затем – исчезновение настенных изображений;
3) мелкая пластика;
4) рисунки на кости.

Палеолитический
портрет

Поздний мадленский период: анималистические ансамбли с плоскостными,    схематичными, стилизованными изображениями;в конце периода – неясные

Слайд 19Искусство мезолита (среднекаменной эпохи) (8 – 6 тыс. до н. э.)

1)

Наскальные анималистические сюжетные композиции (сцены охоты, ритуальных танцев) с плоскостными схематичными фигурами и мастерской передачей движения, действия (живопись и графика);
2) декоративно-прикладное искусство (оружие, украшения, посуда, плетёные корзины);
3) мелкая пластика.
Искусство мезолита (среднекаменной эпохи) (8 – 6 тыс. до н. э.)1) Наскальные анималистические сюжетные композиции (сцены охоты,

Слайд 20Мезолит. Живопись

Сражающиеся
лучники.
Испания

Мезолит. ЖивописьСражающиесялучники.Испания

Слайд 21Мезолит. Живопись
Танцующие женщины. Испания
«Танцующие женщины». Испания. Мезолит

Мезолит. ЖивописьТанцующие женщины. Испания«Танцующие женщины». Испания. Мезолит

Слайд 22Искусство неолита (новокаменной эпохи)
(6/4 – 3 тыс. до н. э.)

1)

Декоративно-прикладное искусство (керамика, художественное ремесло и т.д.),
2) мелкая пластика,
3) наскальная живопись (изображения людей и животных, сюжетные изображения, орнаменты) (в т.ч. наскальные росписи в Сахаре между 4 и 3 тыс. л. до н. э.).
Искусство неолита (новокаменной эпохи) (6/4 – 3 тыс. до н. э.)1) Декоративно-прикладное искусство (керамика, художественное ремесло и

Слайд 23Неолит. Декоративно-прикладное искусство
Керамика из Карадепе. Средняя Азия

Неолит. Декоративно-прикладное искусствоКерамика из Карадепе. Средняя Азия

Слайд 24Неолит. Живопись
Охота на
оленей.
Кастильон,
Испания

Неолит. ЖивописьОхота наоленей.Кастильон,Испания

Слайд 25Неолит. Петроглифы

«Олени»
Неолит. Петроглифы             «Олени»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть