Слайд 1Первобытное художественное творчество
каменного века
Слайд 2Первобытное художественное творчество
Начало художественного творчества –
40-30 тыс. л. до
н. э.
Обнаружение и изучение ряда первобытных художественных памятников началось в XIX в.
В 1836 г. археологом Эдуардом Ларте` впервые были найдены пластинка с гравировкой (в гроте Шаффо) и мамонтовая кость с изображением мамонта (в гроте Ла Мадлен).
В 1879 г. испанским сеньором Марселино де Саутуола обнаружены изображения красных быков и каменные орудия в пещере Альтамира.
Слайд 3Места находок памятников первобытного художественного творчества
Европа: Франция (пещеры Фон де Гом,
Монтеспан),
Испания (пещера Альтамира),
Италия,
Германия,
Англия,
Украина (Мезино).
Африка: Алжир, Сахара (плато Тассили).
Россия: Сибирь (Бурятия, Мальта), Дон (Костёнки).
.
Слайд 4 Виды изобразительного творчества
узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных
пластинках, каменных плитах;
резьба, рельефы на стенах пещер, на скалах, на камнях;
живописные силуэты, рисунки с изображением животных (оленей, бизонов, кабанов, коней, мамонтов, медведей, саблезубых тигров);
скульптурные фигурки животных и людей из камня и кости, глины;
большие скульптуры животных;
абрисы (контуры) человеческих фигур и голов (ритуальных масок).
Слайд 5Материал и техника живописи
Пользовались минеральными красками, сажей,
мергелем (серого цвета), охрой
(жёлтой, красной,
тёмно-коричневой) (охра – окись марганца).
Краска растиралась на животном жире,
смешивалась с мёдом или соком растений.
В наскальной живописи отсутствовали зелёные и
синие тона.
Слайд 6Особенности первобытного художественного творчества
1. Культурный синкретизм – слитность с иными явлениями
жизни: религией, обрядами (погребения, инициации), охотой, войной, врачеванием и др., включённость в материально-духовную деятельность.
2. Художественный синкретизм – музыкально – театрально – хореографический, неразделённость на роды, виды, жанры искусства.
3. Очень медленные темпы развития.
4. Стереотипность изображений, неизменность правил изображения, устойчивое повторение сюжетов, видов художественных изделий на протяжении тысячелетий (в сочетании с вариативностью трактовок образов).
5. Однородность художественных форм повсюду, где они существовали в определённый, один и тот же, временной период.
6. Коллективный характер творчества, соединение в одном лице творца искусства, исполнителя, зрителя.
7. Не эстетическое, а культовое, ритуально-обрядовое, коммуникативное, социально-функциональное назначение искусства.
8. Сочетание условно-символического характера изображений и реалистических форм.
Слайд 7Теории происхождения художественной деятельности
1. Теория художественного феномена, «палеолитического чуда» – биологической
одарённости отдельных представителей первобытного общества (П. Грациози, М. Рафаэль).
2. Теория «естественного» выражения культа прекрасного – в силу наличия врождённого инстинкта красоты (идеи Э. Ларте-Э. Пьетта).
3. Версия об эстетическом происхождении и содержании изобразительной деятельности (арх. Г. Люкэ).
4. Теория игры (Э. Ларте).
5. Имитативная теория – проявления в творчестве инстинкта подражания (Лукреций Кар, Огюст Конт, Ж.Л. Даламбер).
6. Трудовая теория – развития художественных способностей и творческих потенций в процессе труда (Ф. Энгельс).
7. Теория свободного времени (Жан Антуан Кондорсе).
8. Магическая теория – возникновения и развития художественной деятельности в процессе ритуально-обрядовой, магической, т. е. религиозно-культовой деятельности.
Слайд 8Основные «археологические» гипотезы возникновения изобразительного творчества
1. Гипотеза «макарон» (параллельных волнистых линий,
прочерченных на глине) – предтечи контурного рисунка и орнамента или гравировки.
2. Гипотеза «руки» (пятна, повторяющие очертания
кисти) – предтеча живописи.
Оттиск человеческой руки.
Палеолит. Пещера Пеш-Мерль, Франция
3. Гипотеза «простого этапа» (фигурных – скульптурных (зооморфных, антропоморфных) камней) – предтечи скульптуры малых форм.
Слайд 9Этапы развития первобытного художественного творчества
Этап доискусства
1. Период «натурального творчества» («звериных композиций»
из костей, рогов, черепов) (90/80 – 50/40 тыс. до н. э.).
2. Период «натурального макета» (каменного или
глиняного зооморфного макета с накинутой на него
шкурой и приставленной головой медведя).
Натуральный макет
3. «Глиняный период» (лепных фигур животных) (период перехода к верхнему палеолиту – 40-30 тыс. до н. э.).
Слайд 10Палеолитическое пещерное искусство
1. Шательперонский период (с 35 тыс. до н. э.):
1) процарапанные на камне и кости прямые и
зигзагообразные параллельные линии, разного рода
насечки;
2) украшения типа амулетов.
2. Ориньякский период (с 30 тыс. до н. э.):
1) самые ранние изображения животных на каменных плитах
(выгравированные или нарисованные), сначала –
контурные, затем – заполненные штрихами, позже –
одноцветным пятном;
2) древнейшие женские скульптуры из камня и терракоты.
Слайд 11Палеолит. Предтеча скульптуры
Олень. Гравировка на кости. Палеолит.
Слайд 12
3. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.):
1) живописные
изображения животных, более детализированные, с элементами пространственного построения;
2) круглая скульптура, в том числе женские фигурки.
Слайд 133. Граветтский период (с 25 тыс. до н. э.):
круглая
скульптура.
Гиена
Слайд 144. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):
1) полихромные объёмные
изображения,
2) древнейшие петроглифы (рисуночное письмо),
3) мелкая пластика.
Раненый бизон
Слайд 154. Солютрейский период (с 18 тыс. до н. э.):
Слайд 165. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.)
Средний мадленский период:
анималистические ансамбли, в которых отсутствует связь между отдельными изображениями, редки элементы композиции.
Пещера Альтамира. Общий вид росписи потолка, Прорисовка росписи. Испания. Палеолит
Слайд 175. Мадленский период (с 15 тыс. до н. э.):
Слайд 18Поздний мадленский период:
анималистические ансамбли с плоскостными,
схематичными, стилизованными изображениями;
в конце периода – неясные схематизированные изображения, беспорядочные переплетения линий,
затем – исчезновение настенных изображений;
3) мелкая пластика;
4) рисунки на кости.
Палеолитический
портрет
Слайд 19Искусство мезолита (среднекаменной эпохи) (8 – 6 тыс. до н. э.)
1)
Наскальные анималистические сюжетные композиции (сцены охоты, ритуальных танцев) с плоскостными схематичными фигурами и мастерской передачей движения, действия (живопись и графика);
2) декоративно-прикладное искусство (оружие, украшения, посуда, плетёные корзины);
3) мелкая пластика.
Слайд 20Мезолит. Живопись
Сражающиеся
лучники.
Испания
Слайд 21Мезолит. Живопись
Танцующие женщины. Испания
«Танцующие женщины». Испания. Мезолит
Слайд 22Искусство неолита (новокаменной эпохи)
(6/4 – 3 тыс. до н. э.)
1)
Декоративно-прикладное искусство (керамика, художественное ремесло и т.д.),
2) мелкая пластика,
3) наскальная живопись (изображения людей и животных, сюжетные изображения, орнаменты) (в т.ч. наскальные росписи в Сахаре между 4 и 3 тыс. л. до н. э.).
Слайд 23Неолит. Декоративно-прикладное искусство
Керамика из Карадепе. Средняя Азия
Слайд 24Неолит. Живопись
Охота на
оленей.
Кастильон,
Испания