Слайд 1
Изобразительное искусство
средневекового Китая
Слайд 2
Изобразительное искусство средневекового Китая
Слайд 31. Скульптура
Скульптура (рельефы и статуи) обильно украшала буддийские храмы.
Например, пещеры буддийского
монастыря Юньган внутри заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала, в которой вырублен монастырский комплекс, украшена барельефами и колоссальными статуями Будды.
Статуя Будды в пещерном храме Юньган (V-VI вв.)
Слайд 4Скульптура
Статуя Будды в Шэньси
Слайд 5Скульптура
Керамические фигурки из гробницы принцессы Юн-тай (эпоха Тан)
Слайд 62. Живопись
Китайский художник был одновременно и философом, он больше выражал идею,
чем изображал.
Картина призывала постигать законы бытия, взаимосвязь явлений; созерцать мир природы, сопереживать. Этому способствовало пустое пространство в изображении – объект философского созерцания.
Художник умел в малом, в одной детали передать многое, выбрать главное. Умел передать жизнеутверждающий взгляд на мир, восхищаться неприметным, привычным.
Художник умел создать впечатление недосказанности, скрытой тайны, наполнить картину намёками, поэтическими раздумьями, ощущением бесконечности природы и бытия.
Каждый предмет в китайской картине был символичен: сосна была символом долголетия, бамбук – мудрости, стойкости и мужества, пион – богатства и счастья, цветок лотоса – чистоты, цветущая слива мейхуа – благородства и стойкости, аист – одиночества и святости, пара уток – символ семейного счастья, фазан – удачной карьеры.
Слайд 7Расцвет китайской живописи приходится на Средневековье – время правления династий Тан
(VII-X вв.) и Сун (X-XIII вв.).
В сунский период искусство достигло расцвета. Сунская школа живописи занимает выдающееся место в истории китайского искусства.
Яркие представители школы – Чжао Цзи, Фан Куань – каллиграф и поэт
Художники создавали картины-свитки:
горизонтальные – которые разматывались в руках справа налево, их неспешно рассматривали, как бы читая рассказ;
вертикальные – которые вешались на стену для обозрения.
Картины писали на шёлке или бумаге тушью или прозрачными водяными минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями, стихами. Картины писали по памяти
В VIII в. сложились две разные манеры письма:
1 – тщательная – «гун-би» («прилежная кисть»),
2 – свободная – сё-и («живопись идеи») – как бы незавершённая, позволяющая зрителю додумать то, что скрыл от него художник.
Слайд 8 В VI – XI вв. сложились жанры:
портрета,
повествовательный,
пейзажный жанр (шань-шуй)
и жанры: «горы-воды», «травы – насекомые»,
«цветы – птицы», «люди».
Самостоятельной отраслью искусства стала иероглифическая каллиграфия. Знаменитый каллиграф 4 в. – Ван Сичжи.
Развивалась монументальная живопись, расписывались:
монастырские пещеры («Пещера тысячи будд» близ Дуньхуана имела фрески общей длиной свыше 25 км);
галереи во дворцах.
Слайд 9Крупнейшие художники средневекового Китая
Фан Куань (9-10 вв.) – живописец, каллиграф и
поэт,
Го Си (ок. 1020-ок. 1090) – художник-пейзажист,
Ли Ди (12 в.) – художник-пейзажист,
Ма Юань (ок. 1190-1224) – мастер лирического пейзажа,
Ся Гуй (1190-1230) – мастер утончённого лирического пейзажа (как и Ма Юань),
Лян Кай (13 в.) – мастер портрета,
Ни Цзань (1301-1374) - самый лиричный и тонкий живописец юаньского периода,
Чжао Мэнфу, Жэнь Жэньфа (14 в.) – крупные живописцы, придворные художники, мастера бытовой (жанровой) живописи,
Тань Инь, Чоу Ин (16 в.) – мастера бытовой живописи,
Сюй Вэй (16 в.) – изображал картины природы,
Юнь Шоупин (1633-1690) – изображал цветы, травы,
Чжу Да (1625-1705) – изображал птиц, растения.
Слайд 10Жанры средневековой живописи
Го Си. Ранняя весна
Ма Юань. Утки, скала и Лян Кай. Портрет
(свиток на шёлке, XI в.) мейхуа (XIII в.) поэта Ли Бо (XIII в.)
Слайд 11
Жанры средневековой живописи
Фан Куань. Путники среди гор и
потоков (тушь, минер. краски, IX-X в.)
Чжао Мэнфу (XIV в.)
Слайд 12Жанры средневековой живописи
Горы-воды
Слайд 13Жанры средневековой живописи
Цветы-птицы
Слайд 14Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Тан – Ван Вэй (VIII в.)
Слайд 15Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Тан (VII - X вв.)
Слайд 16Жанры средневековой живописи
Живопись на шёлке, эпоха Тан (VII - X вв.)
Слайд 17Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Сун (X- XIII вв.)
Слайд 18Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Сун (X- XIII вв.)
Слайд 19Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Сун (X- XIII вв.)
Слайд 20Жанры средневековой живописи
Живопись эпохи Сун – Ма Юань (XIII в.)
Слайд 21Жанры средневековой живописи
Сюй Вэй. На джонке (бумага, тушь, XVI в.)
Слайд 22
Жанры средневековой живописи
Юнь Шоупин. Пион
(бумага, тушь, краски, XVII в.)