Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Культура Древнего Китая

Содержание

Карта Азии

Слайд 1 Культура


Древнего Китая

КультураДревнего Китая

Слайд 2Карта Азии

Карта Азии

Слайд 3Карта современного Китая

Карта современного Китая

Слайд 4Карта Древнего Китая

Карта Древнего Китая

Слайд 5Карта Китая эпох Чжоу, Цинь, Хань

Карта Китая эпох Чжоу, Цинь, Хань

Слайд 6Важные вехи развития культуры
Древнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появились в долине

реки Хуанхэ около V тыс. лет до н. э.
Первые государства (цивилизации) – в III тыс. до н. э. Начало правления первой династии Ся относится к XXII в. до н. э.
Первым правителем (ван), принявшим титул императора (хуанди), стал в III в. до н. э. Цинь Ши-хуанди.
Важные вехи развития культурыДревнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появились в долине реки Хуанхэ около V тыс. лет

Слайд 7Особенности культуры Древнего Китая
1. Непрерывность развития.
2. Замкнутость культурного мира.
3. Развитие

на базе собственных коренных традиций.
4. Абсолютная и сакральная власть императора ( он провозглашался «Сыном Неба») и участие в управлении государством огромного чиновничьего аппарата.
5. Высокое место государства в системе ценностей, вследствие чего представители государства – чиновники – получали самый высокий социальный статус. Это обусловило высокую ценность образования, которое позволяло повысить социальное положение человека. Носители знания – мудрецы, философы – занимали самое высокое место в обществе.
6. Примат общественного над личностным, что выразилось в государственном устройстве и социальной этике, основанных на строжайшей регламентации жизни, соблюдении этикета, внешних правил поведения (китайские церемонии). В итоге ценностью в китайской культуре стала не столько индивидуальность личности, сколько социальная роль, которую выполнял человек.
7. Рационализм китайского мышления, что определило приоритет этики над религией и незначительную роль духовенства, вытеснение собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов, церемоний), чиновничье-бюрократическими. Важнейшие функции жрецов выполняли чиновники административного аппарата, а ритуалы считались делом государственной важности.
Особенности культуры Древнего Китая 1. Непрерывность развития.2. Замкнутость культурного мира.3. Развитие на базе собственных коренных традиций.4. Абсолютная

Слайд 8Основные культурно-исторические периоды Древнего Китая
Эпоха культуры Яншао (неолит, V –

III тыс. до н. э.)

Эпоха правления династии Ся (XXII – XVIIIвв. до н. э.)

Эпоха Шан (династия Инь) (XVIII – XII вв. до н. э.)

Эпоха Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.)

Период «многоцарствия» (Лего) (VIII – VI вв. до н. э.)

Период «воюющих царств» (Чжань Го) (V – III вв. до н. э.)

Период империи Цинь (III в. до н. э.)

Период империи Хань (III в. до н. э. – II в. н. э.)

Период «трёхцарствия» (III – VI вв. н. э.)
Основные культурно-исторические периоды Древнего Китая Эпоха культуры Яншао (неолит, V – III тыс. до н. э.)Эпоха правления

Слайд 9Религии Древнего Китая
Древнейший период

Среди множества богов и

духов со временем выделился и вышел на первый план Шанди – верховное божество и первопредок (предок-тотем).
Позднее культ Шанди вытеснили культы Неба и Земли.
Согласно древнекитайским религиозно-философским представлениям, Небо олицетворяет собой всеобщий порядок – космический и нравственный, Небу принадлежит творчество. Мир изначально совершенен, гармоничен, он не нуждается в преобразовании, переделывании, надо только не мешать осуществлению его гармонии.
В каждом явлении природы просвечивает её мудрость. Изначально природе присущи пять совершенств:
человечность (жень) искренность (синь)
чувство долга (и) мудрость (чжи).
благопристойность (ли)
Смысл жизни – в поддержании правильных отношений человека с Космосом, в установлении гармонического единства человека и Неба.
Религии Древнего Китая Древнейший период   Среди множества богов и духов со временем выделился и вышел

Слайд 102. Даосизм (VI в. до н. э.)

Основатель религиозно-философского учения – Лао-цзы.
Цель

учения – достижение личного бессмертия.

Основные положения учения
1. В мире существует всеобщий путь вещей (дао), который никому не дано изменить, так как он присущ природе самих вещей.
2. Человек – закономерное порождение дао, часть природы и должен жить в соответствии с ней, следовать по пути добродетели (дэ). Он должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения.
Источник всех бедствий – отступление от предписанных природой законов.
3. Жизнь человека – лишь миг в вечности, поэтому слава, богатство, мгновенья торжества и успеха не имеют подлинной ценности, так как перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Задача мудреца – освободиться от привязанности в единичному и обрести подлинную гармонию бытия. Следование дао не ущемляет свободу человека, а, наоборот, делает его свободным, приобщая к вечному пути мировой жизни.
Основной моральный принцип даосизма – отрицание любой деятельности, идущей вразрез с существующим миропорядком, слияние с естественным ходом вещей – принцип недеяния (у вэй).
4. Путь достижения гармонии бытия и бессмертия:
а) духовное очищение, самоуглубление;
б) овладение телесностью – то есть особый режим питания, физические упражнения, дыхательная гимнастика, особая психотехника, достижение сексуальной гармонии.
Даосская религия имела своих служителей – жрецов, свои храмы, священные книги, своих святых, которые почитались подобно божествам.
2. Даосизм (VI в. до н. э.)Основатель религиозно-философского учения – Лао-цзы.Цель учения – достижение личного бессмертия.Основные положения

Слайд 113. Конфуцианство (VI в. до н. э )

Основатель

учения – Кун Фу-цзы (Конфуций) (552/551 – 479 гг. до н. э.). Принадлежал к среде учёных-книжников (жу), имевших большое влияние при дворах правителей.

Высшей ценностью Конфуций считал земное существование,
спасение видел в стабильности и жизнеустойчивости общества.

Конфуций сформулировал критерии социального порядка, основанного на соблюдении этических принципов в семье и государстве (т. е. – социально ориентированное учение).
3. Конфуцианство (VI в. до н. э )   Основатель учения – Кун Фу-цзы (Конфуций) (552/551

Слайд 12Основные положения учения Конфуция

1. Установление порядка в государстве начинается с овладения

собой и наведения порядка в собственной душе:
«Не жалуйтесь, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».

2. Основа порядка – строгое подчинение младших старшим. Главная обязанность – сыновняя почтительность (сяо).

3. Главное правило жизни – соблюдение обрядов (ли) (в частности, культа предков) и правил.

4. Прежде всего - соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять великих добродетелей:
мудрость почитание старших
гуманность мужество
верность
Основные положения учения Конфуция1. Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведения порядка в собственной

Слайд 135. Важнейший из принципов – жень – гуманность, человеколюбие (Конфуций сформулировал

принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»).
6. Человек, следующий всем правилам, – идеальный гражданин.

Идеальный гражданин следует долгу и закону. Он требователен к себе, ему можно доверять, идеальный человек не подведёт ни словом, ни делом, поэтому живёт в согласии с собой и с людьми, доставляя им радость и сам радуясь жизни.

«Благородный следует долгу, неблагородный – выгоде».
«Благородный человек живёт в согласии со всеми, низкий – ищет себе подобных».

5. Важнейший из принципов – жень – гуманность, человеколюбие (Конфуций сформулировал принцип, получивший в европейской традиции название

Слайд 14Конфуций основал школу, в которой готовил кандидатов на должность чиновников, призванных

помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе.

Конфуций предложил метод выдвижения чиновников на руководящие посты, когда чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен.

После смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в книге «Суждения и беседы» («Лунь юй») – сборнике мудрых мыслей и наставлений.

В XVI в. Конфуций был обожествлён. Сам император совершал в честь него религиозные обряды.

В начале XX в. в Китае насчитывалось около 1,5 тыс. храмов, посвящённых Конфуцию. Обряды в них совершали должностные лица, т. к. специального конфуцианского жречества в Китае не было.
Конфуций основал школу, в которой готовил кандидатов на должность чиновников, призванных помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление

Слайд 154. Чань-буддизм

Чань-буддизм – это китайский вариант учения Будды. («Чань» означает «медитация»).



Основоположник его (по преданию) – индийский проповедник Бодхидрахма.

Цель – достижение особого состояния «просветления», самораскрытие человека – через медитацию (чань - «медитация»).

Учение отвергает поклонение Будде, исполнение ритуала, чтение сутр.

Отвергает конфуцианское утверждение, что человек – рациональное в своей основе существо, и лучший способ воздействия на его сознание – слово, текст. Чань-буддисты близки даосам, утверждавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает».

4. Чань-буддизмЧань-буддизм – это китайский вариант учения Будды. («Чань» означает «медитация»). Основоположник его (по преданию) – индийский

Слайд 16Научные достижения Древнего Китая
Научные открытия:
Изобретены: механический водяной двигатель, водоподъёмный

насос, сейсмограф, книгопечатный станок, компас,; технологии производства бумаги, фарфора, серной кислоты, лаков, красок, туши, шёлка.
(Порох – в IX в.)
Первые сведения о компасе как приборе для определения направления восходят к III в. до н. э.

Астрономия
В IV в. до н. э. составлен первый в мире звёздный каталог на 800 светил (учёным Ши Шэнем).
В I – II вв. н. э. изобретён телескоп (учёным Чжан Хэном) и создан небесный глобус.
Рассчитаны периодичность движения светил, появления кометы Галлея (первое упоминание о ней относится к 613 г. до н. э.).
Составлен календарь, где год делился на 366 дней и на 12 месяцев.
Вычислены солнечные и лунные затмения, время зимнего и летнего солнцестояния.
Открыты солнечные пятна.
Научные достижения  Древнего Китая Научные открытия:Изобретены: механический водяной двигатель, водоподъёмный насос, сейсмограф, книгопечатный станок, компас,; технологии

Слайд 17Математика
Открыта «теорема Пифагора» (задолго до открытия её древнегреческим

математиком Пифагором).
Развивались алгебра, геометрия. Во II в. до н. э. появилась книга «Математика в девяти разделах» (в которой приводились задачи на действия с обыкновенными дробями, задачи на проценты, также различные сведения по алгебре и геометрии).

Медицина
Медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию:
* космических сил и ритмов,
* начал инь и ян (женского и мужского),
* пяти стихий (пяти внутренних органов и пяти органов чувств)
и разных видов жизненной энергии – ци.
Лечение заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, то есть жизненной целостности организма.
Были разработаны приёмы диагностики, лечения, профилактики, в т.ч.:
акупунктура (иглоукалывание) гигиена
прижигание гимнастика
массаж водные и солнечные ванны
Математика   Открыта «теорема Пифагора» (задолго до открытия её древнегреческим математиком Пифагором).   Развивались алгебра,

Слайд 18Философия
Натурфилософия древних китайцев нашла отражение в трудах «Хунь фань» («Великий план»),

«Цу цзинь» («Книга истории»), «И-цзинь» («Книга перемен») (созданных в XI – VII вв. до н. э. либо позже).

Натурфилософы выделяли следующие первоэлементы вещей:
вода дерево земля
огонь металл

Историческая наука
Во II – I вв. до н. э. историк Сыма Цянь составил «Исторические записки» в 130 книгах, где привёл обширные сведения по древней истории Китая, изложив историю страны в хронологической последовательности.
ФилософияНатурфилософия древних китайцев нашла отражение в трудах «Хунь фань» («Великий план»), «Цу цзинь» («Книга истории»), «И-цзинь» («Книга

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть