Слайд 5Карта Китая эпох Чжоу, Цинь, Хань
Слайд 6Важные вехи развития культуры
Древнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появились в долине
реки Хуанхэ около V тыс. лет до н. э.
Первые государства (цивилизации) – в III тыс. до н. э. Начало правления первой династии Ся относится к XXII в. до н. э.
Первым правителем (ван), принявшим титул императора (хуанди), стал в III в. до н. э. Цинь Ши-хуанди.
Слайд 7Особенности культуры Древнего Китая
1. Непрерывность развития.
2. Замкнутость культурного мира.
3. Развитие
на базе собственных коренных традиций.
4. Абсолютная и сакральная власть императора ( он провозглашался «Сыном Неба») и участие в управлении государством огромного чиновничьего аппарата.
5. Высокое место государства в системе ценностей, вследствие чего представители государства – чиновники – получали самый высокий социальный статус. Это обусловило высокую ценность образования, которое позволяло повысить социальное положение человека. Носители знания – мудрецы, философы – занимали самое высокое место в обществе.
6. Примат общественного над личностным, что выразилось в государственном устройстве и социальной этике, основанных на строжайшей регламентации жизни, соблюдении этикета, внешних правил поведения (китайские церемонии). В итоге ценностью в китайской культуре стала не столько индивидуальность личности, сколько социальная роль, которую выполнял человек.
7. Рационализм китайского мышления, что определило приоритет этики над религией и незначительную роль духовенства, вытеснение собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов, церемоний), чиновничье-бюрократическими. Важнейшие функции жрецов выполняли чиновники административного аппарата, а ритуалы считались делом государственной важности.
Слайд 8Основные культурно-исторические периоды Древнего Китая
Эпоха культуры Яншао (неолит, V –
III тыс. до н. э.)
Эпоха правления династии Ся (XXII – XVIIIвв. до н. э.)
Эпоха Шан (династия Инь) (XVIII – XII вв. до н. э.)
Эпоха Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.)
Период «многоцарствия» (Лего) (VIII – VI вв. до н. э.)
Период «воюющих царств» (Чжань Го) (V – III вв. до н. э.)
Период империи Цинь (III в. до н. э.)
Период империи Хань (III в. до н. э. – II в. н. э.)
Период «трёхцарствия» (III – VI вв. н. э.)
Слайд 9Религии Древнего Китая
Древнейший период
Среди множества богов и
духов со временем выделился и вышел на первый план Шанди – верховное божество и первопредок (предок-тотем).
Позднее культ Шанди вытеснили культы Неба и Земли.
Согласно древнекитайским религиозно-философским представлениям, Небо олицетворяет собой всеобщий порядок – космический и нравственный, Небу принадлежит творчество. Мир изначально совершенен, гармоничен, он не нуждается в преобразовании, переделывании, надо только не мешать осуществлению его гармонии.
В каждом явлении природы просвечивает её мудрость. Изначально природе присущи пять совершенств:
человечность (жень) искренность (синь)
чувство долга (и) мудрость (чжи).
благопристойность (ли)
Смысл жизни – в поддержании правильных отношений человека с Космосом, в установлении гармонического единства человека и Неба.
Слайд 102. Даосизм (VI в. до н. э.)
Основатель религиозно-философского учения – Лао-цзы.
Цель
учения – достижение личного бессмертия.
Основные положения учения
1. В мире существует всеобщий путь вещей (дао), который никому не дано изменить, так как он присущ природе самих вещей.
2. Человек – закономерное порождение дао, часть природы и должен жить в соответствии с ней, следовать по пути добродетели (дэ). Он должен руководствоваться не социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения.
Источник всех бедствий – отступление от предписанных природой законов.
3. Жизнь человека – лишь миг в вечности, поэтому слава, богатство, мгновенья торжества и успеха не имеют подлинной ценности, так как перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Задача мудреца – освободиться от привязанности в единичному и обрести подлинную гармонию бытия. Следование дао не ущемляет свободу человека, а, наоборот, делает его свободным, приобщая к вечному пути мировой жизни.
Основной моральный принцип даосизма – отрицание любой деятельности, идущей вразрез с существующим миропорядком, слияние с естественным ходом вещей – принцип недеяния (у вэй).
4. Путь достижения гармонии бытия и бессмертия:
а) духовное очищение, самоуглубление;
б) овладение телесностью – то есть особый режим питания, физические упражнения, дыхательная гимнастика, особая психотехника, достижение сексуальной гармонии.
Даосская религия имела своих служителей – жрецов, свои храмы, священные книги, своих святых, которые почитались подобно божествам.
Слайд 113. Конфуцианство (VI в. до н. э )
Основатель
учения – Кун Фу-цзы (Конфуций) (552/551 – 479 гг. до н. э.). Принадлежал к среде учёных-книжников (жу), имевших большое влияние при дворах правителей.
Высшей ценностью Конфуций считал земное существование,
спасение видел в стабильности и жизнеустойчивости общества.
Конфуций сформулировал критерии социального порядка, основанного на соблюдении этических принципов в семье и государстве (т. е. – социально ориентированное учение).
Слайд 12Основные положения учения Конфуция
1. Установление порядка в государстве начинается с овладения
собой и наведения порядка в собственной душе:
«Не жалуйтесь, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».
2. Основа порядка – строгое подчинение младших старшим. Главная обязанность – сыновняя почтительность (сяо).
3. Главное правило жизни – соблюдение обрядов (ли) (в частности, культа предков) и правил.
4. Прежде всего - соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять великих добродетелей:
мудрость почитание старших
гуманность мужество
верность
Слайд 135. Важнейший из принципов – жень – гуманность, человеколюбие (Конфуций сформулировал
принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»).
6. Человек, следующий всем правилам, – идеальный гражданин.
Идеальный гражданин следует долгу и закону. Он требователен к себе, ему можно доверять, идеальный человек не подведёт ни словом, ни делом, поэтому живёт в согласии с собой и с людьми, доставляя им радость и сам радуясь жизни.
«Благородный следует долгу, неблагородный – выгоде».
«Благородный человек живёт в согласии со всеми, низкий – ищет себе подобных».
Слайд 14Конфуций основал школу, в которой готовил кандидатов на должность чиновников, призванных
помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе.
Конфуций предложил метод выдвижения чиновников на руководящие посты, когда чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен.
После смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в книге «Суждения и беседы» («Лунь юй») – сборнике мудрых мыслей и наставлений.
В XVI в. Конфуций был обожествлён. Сам император совершал в честь него религиозные обряды.
В начале XX в. в Китае насчитывалось около 1,5 тыс. храмов, посвящённых Конфуцию. Обряды в них совершали должностные лица, т. к. специального конфуцианского жречества в Китае не было.
Слайд 154. Чань-буддизм
Чань-буддизм – это китайский вариант учения Будды. («Чань» означает «медитация»).
Основоположник его (по преданию) – индийский проповедник Бодхидрахма.
Цель – достижение особого состояния «просветления», самораскрытие человека – через медитацию (чань - «медитация»).
Учение отвергает поклонение Будде, исполнение ритуала, чтение сутр.
Отвергает конфуцианское утверждение, что человек – рациональное в своей основе существо, и лучший способ воздействия на его сознание – слово, текст. Чань-буддисты близки даосам, утверждавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает».
Слайд 16Научные достижения Древнего Китая
Научные открытия:
Изобретены: механический водяной двигатель, водоподъёмный
насос, сейсмограф, книгопечатный станок, компас,; технологии производства бумаги, фарфора, серной кислоты, лаков, красок, туши, шёлка.
(Порох – в IX в.)
Первые сведения о компасе как приборе для определения направления восходят к III в. до н. э.
Астрономия
В IV в. до н. э. составлен первый в мире звёздный каталог на 800 светил (учёным Ши Шэнем).
В I – II вв. н. э. изобретён телескоп (учёным Чжан Хэном) и создан небесный глобус.
Рассчитаны периодичность движения светил, появления кометы Галлея (первое упоминание о ней относится к 613 г. до н. э.).
Составлен календарь, где год делился на 366 дней и на 12 месяцев.
Вычислены солнечные и лунные затмения, время зимнего и летнего солнцестояния.
Открыты солнечные пятна.
Слайд 17Математика
Открыта «теорема Пифагора» (задолго до открытия её древнегреческим
математиком Пифагором).
Развивались алгебра, геометрия. Во II в. до н. э. появилась книга «Математика в девяти разделах» (в которой приводились задачи на действия с обыкновенными дробями, задачи на проценты, также различные сведения по алгебре и геометрии).
Медицина
Медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию:
* космических сил и ритмов,
* начал инь и ян (женского и мужского),
* пяти стихий (пяти внутренних органов и пяти органов чувств)
и разных видов жизненной энергии – ци.
Лечение заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, то есть жизненной целостности организма.
Были разработаны приёмы диагностики, лечения, профилактики, в т.ч.:
акупунктура (иглоукалывание) гигиена
прижигание гимнастика
массаж водные и солнечные ванны
Слайд 18Философия
Натурфилософия древних китайцев нашла отражение в трудах «Хунь фань» («Великий план»),
«Цу цзинь» («Книга истории»), «И-цзинь» («Книга перемен») (созданных в XI – VII вв. до н. э. либо позже).
Натурфилософы выделяли следующие первоэлементы вещей:
вода дерево земля
огонь металл
Историческая наука
Во II – I вв. до н. э. историк Сыма Цянь составил «Исторические записки» в 130 книгах, где привёл обширные сведения по древней истории Китая, изложив историю страны в хронологической последовательности.