Слайд 1Департамент образования, науки и молодежной политики ВО
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный
техникум»
Презентация
на тему «Импрессионизм»
по дисциплине «Искусство» (МХК)
Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Разработчик: Щербакова Л.Г.
Острогожск 2013
Слайд 2Данная презентация предназначена для использования на занятии № 30. Представленная в
презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала урока.
Презентация может быть
использована студентами при самостоятельной подготовке. Презентация разработана с соблюдением авторских прав.
Слайд 4ИМПРЕССИОНИЗМ
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - художественное направление, основанное на
принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживаний.
Художественное течение, в живописи, а также в литературе и музыке - которая возникла в 1860-х годах и окончательно сформировалась во второй половине 19 века во Франции.
Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Слайд 5Именно на первой выставке 1874 году в Париже появилась картина Клода
Моне, изображающая восход солнца. Она привлекла всеобщее внимание, прежде всего, необычным названием: "Впечатление. Восход солнца". Но и сама живопись была необычной, она передавала ту почти неуловимую, переменчивую игру красок и света. Именно название этой картины - "Впечатление" - благодаря насмешке одного из журналистов, положило начало целому направлению в живописи, названному импрессионизмом (от французского слова "impression" - впечатление).
Слайд 6Художники по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный
свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе.
Импрессионисты создали новый метод живописи. Его суть состояла в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде.
Слайд 7Стремясь к максимальной непосредственности и точности в передаче окружающего мира, они
стали писать преимущественно на открытом воздухе и подняли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской.
В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место.
Слайд 8Правдоподобность приносилась в жертву личностному восприятию - импрессионисты могли в зависимости
от своего видения небо написать зеленым, а траву синей, фрукты на их натюрмортах были неузнаваемы, человеческие фигуры - расплывчаты и схематичны. Было важно не что изображается, а важно, «как».
Итак, импрессионизм – это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго. Данное направление в искусстве открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил.
Слайд 9Импрессионизм в скульптуре
Изменилось отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы
пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину.
Слайд 10Импрессионизм в скульптуре подразумевает живую свободную моделировку текучих мягких форм, которая
создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры, как, например, в некоторых работах Э.Дега и О.Родена (Франция), Медардо Россо (Италия), П.П.Трубецкого (Россия).
Маленькая 14-летняя
девочка. Э.Дега
Слайд 11Импрессионизм в скульптуре, одним из основоположником которого является французский мастер
Огюст
Роден, отличают тенденции, сходные с импрессионизмом в живописи. Здесь также отвергается классическая форма. Материал скульптуры, будь то аморфная глина или твердый мрамор, предстает податливым, текучим. Из его массы на глазах зрителей как бы рождаются живые, трепетные образы.
Мыслитель. Огюст Роден
Слайд 12(1841-1919) Французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма.
Светлые и прозрачные
по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия.
Пьер Огюст Ренуар
Слайд 13И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение
полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей.
Девушка с веером
Слайд 14Ренуара интересует, прежде всего, индивидуальность человека - в его единстве с
природой, в живом общении с другими людьми, в других жизненных ситуациях.
Катание на лодке по Сене
Девушка с котом
Слайд 15Женщина в лодке
Ренуар любит нежные, пастельные тона, розовые, голубые, нежно-зеленые
— возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира.
Слайд 16(1830-1903)
Французский живописец, пейзажист. Признанный «старейшина» импрессионистов, пользовавшийся среди них особым
авторитетом.
Писсаро Камиль
Слайд 17Писсарро - мастер сельского пейзажа, раскрывал поэзию и очарование непритязательных мотивов
природы Франции, достигал тонкости в передаче световоздушной среды. Выполнял свои картины в мягкой сдержанной гамме.
Собирательницы колосьев
Пруд
Слайд 18Его полотна много лет привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового
строя, складывающегося из мелких мазков.
Слайд 19Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести
трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни.
Бульвар Монмартр
Оперный проезд
в Париже
Слайд 20(1834–1917)
Французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым,
динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели.
Дега Эдгар
Слайд 21Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать
мгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.
Рысаки у трибуны
Балерины на поклонах
Слайд 22Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную
особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту.
Балетная школа
Слайд 23Работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного
освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер.
Танцовщица
Голубые танцовщицы
Слайд 24Картины его кажутся случайно выхваченными из потока жизни сценами, но «случайность»
эта — плод продуманной композиции, где срезанный фрагмент фигуры, здания подчеркивает непосредственность впечатления.
Кабаре "Амбассадор"
Слайд 26(1840-1926)
Французский живописец. Представитель и один из основателей импрессионизма. Тонкие по колориту,
напоенные светом и воздухом пейзажи; стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня.
Моне Клод Оскар
Слайд 27Клод Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть
пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески-рефлексы.
Слайд 28Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты,
целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.
Впечатления. Восход солнца.
Слайд 30Живописная поверхность представляла собой не гладкое письмо, с помощью тонких лессировок,
а состояла из пастозных мазков.
Натюрморт
с подсолнухами
Сад в Живерни
Аллея в саду
Слайд 31Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым
небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины. В картине «Дама в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы — здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый
цвет листвы, травы.
Дама в саду
Слайд 32Ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть
непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески.
Ужин на пленэре
Сад в Аржантее
Слайд 33(1832—1883)
Выдающийся французский художник, переосмысливший традиции сюжетной реалистической живописи. «Краткость в
искусстве - это и необходимость, и элегантность. Человек, кратко выражающийся, заставляет думать; человек многословный надоедает».
Мане Эдуард
Слайд 34Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). В
стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции - стремление к пленэру. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов.
Завтрак на траве
Слайд 35Мане создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи
свежесть и острота восприятия.
Слайд 36Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга,
изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.
Семья на балконе
Слайд 37"Бар в Фоли-Бержер". Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение
цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого - а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего - пленительный образ девушки, в котором Мане заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности.
Слайд 38
(1864 - 1901)
Французский художник. Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля
Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами.
Тулуз-Лотрек Анри
Слайд 39В 1882 г. приехал в Париж и обосновался на Монмартре, где прожил
до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш.
Слайд 40Тулуз-Лотрек часто рисовал жизнь монмартрских кабаре. Его моделями были танцовщицы «Мулен-Руж»
Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-Ю-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
Танцовщицы Фоли Бержер
Слайд 41Иветт Гильбер
Монмартр. Танцующие женщины
Слайд 43Портрет Мисс Долии
Портрет Жюстины Дье
Слайд 46
Новое слово в живописи
Особенности
Растворение объемных форм
Яркие и чистые краски
Работа на пленере
Передача
фактуры предметов
Жизнерадостность
Новое использование цвета
Слайд 471. http://www.impressionism.ru/;
2. http://impressionnisme.narod.ru/index.htm;
3. http://smallbay.ru/impress.html;
4. http://impres-paint.ru/;
5. http://www.hudojnik-impressionist.ru/;
6. http://neurope.eu/photo/2012/11/17/
impressionizm_v_skulpture_ogyust_roden
Источники: