Слайд 1«Гордость России»
творческий молодёжный медиаконкурс, посвящённый
году культуры в России
Слайд 2.
преподаватель
ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»
Хмельницкая О.И
Исследовательский проект
«Искусство я люблю больше добродетели»
Слайд 3Еще в школе я познакомилась с великим русским художником Ильей Ефимовичем
Репиным. Его картины привлекли мое внимание своей необычайной красотой, жизненной силой и величием. Поступив в « Педагогический колледж» на уроках мировой художественной культуры, я очень увлеклась творчеством русского мастера живописи, прониклась его жизненной и творческой биографией. И отрадно, что «Год культуры в России» совпал с 170-летием Ильи Ефимовича Репина. Участвуя в конкурсе «Гордость России» я ещё раз хочу соприкоснуться с содержанием великих картин великого мастера.
Слайд 4Творения И.Е. Репина подобны звучанию могучего органа или большого симфонического оркестра
со сложной полифонией звуков, тем, мелодий.
Слайд 5Современная жизнь России во всей полноте, многообразии и противоречиях, глубокие драмы
минувших столетий, портреты общественных деятелей, писателей, музыкантов, высших чиновников, крестьян, всецарствующих особ –
все это воплощается в жизнь на полотнах
великого гениального мастера.
Слайд 6Покоряющая сила репинского таланта завладевает всяким, кто вступает в молчаливый диалог
с героями его картин.
Слайд 75 августа 1844 года – 29 сентября 1930 года
«Искусство, я
люблю больше добродетели, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, кем бы я ни восхищался, чем бы ни наслаждался... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моих желаниях, лучших, сокровеннейших»
И.Е.Репин
Слайд 8Родился Илья Ефимович Репин на Украине близ Харькова, в 1844 году,
в крошечном городке Чугуеве. Его отец был военным поселянином, отставным солдатом. Первые художественные и жизненные впечатления художника связаны с родными местами Репина. Всю жизнь он сохранял любовь к родной Украине, возвращаясь туда в разные годы жизни.
Слайд 9Здесь мальчиком в подростковом возрасте он поступает в Школу военных топографов,
а позже начинает учиться у окрестных иконописцев.
Слайд 10Страстное стремление стать безупречным художником привело 19-летнего юношу осенью 1864 года
в Петербургскую Академию художеств, только что которую покинули 14 бунтарей во главе с И.Крамским. Это было время пробуждения общественного сознания, студенческих волнений, надежд на будущее.
Слайд 11Молодость Репина была прославлена "Бурлаками на Волге" (1870-1873), картиной, сразу сделавшей
его имя самым
значительным в русском искусстве.
Слайд 12Старший друг Репина и его духовный учитель Крамской в изумлении перед
этим полотном говорил: «Четыре года тому назад ....Перов был впереди всех... А после "Бурлаков" Репина он невозможен», и добавлял: "Нет, решительно русская школа становится серьезною".
Слайд 13Холст с "Бурлаками" еще стоял в мастерской Академии, а Репин уже
был погружен в атмосферу другого шедевра - "Воскрешение дочери Иаира" (1871) - выпускной программы на сюжет из Евангелия.
Слайд 14Художником завладевают чувства возвышенные, благородные, торжественные, но и одновременно Репин наполняет
картину и глубоко земными волнениями, передавая боль потери и чуткую надежду в ожидании чуда возвращения умершего человека к жизни. именно появление этой картины выявило в Репине важнейшие качества его творческой натуры - широту художественных интересов и возможностей, стремление охватить все стороны жизни, проникнуть в самую глубину характеров и человеческих чувств.
Слайд 15Получив за конкурсную программу золотую медаль, Репин уехал продолжать образование во
Францию, где художник пристально всматривается в искусство юных французских бунтарей - импрессионистов. Французские впечатления скажутся в репинских картинах и по возвращении в Россию.
Слайд 16Небольшое полотно "На меже" (1879) впитало свободу, легкость, естественность живописи, которые
юный живописец знал
по работам пейзажистов Франции.
Слайд 18К середине 1870-х годов полностью раскрывается дарование Репина. Кажется, нет таких
сюжетов, тем и жанровых стилей, которые ему были бы не силе. На любой выставке Товарищества передвижников появляются его новые картины. Появляются один за другим шедевры «Под конвоем. По грязной дороге» (1876), «Протодиакон» (1877), «Арест пропагандиста» (1878), «Проводы новобранца» (1879).
Слайд 19«Под конвоем. По грязной дороге.»1876 г.
Слайд 21Но со значительной полнотой обобщения российской жизни, творчество Репина всецело сосредоточились
в одной, кажется, самой трудоемкой его работе - картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883).
Слайд 22Все шествие смешивается в один образ, который раскрывает самые разные характерные
стороны российской жизни. Каждое лицо процессии выражает собою неповторимость характера, судьбы и типа. Лицемерие и ханжество, самодовольство и спесь, наивное простодушие и покорность можно прочесть на них. В картине зазвучали такие полнокровные яркие краски, что не могло быть более возврата к суровой цветовой сдержанности его старших современников. Кроме того, Репин сумел вознести жанровую картину в ранг монументального произведения.
Слайд 23Высшего накала страстей достигает Репин в самой известнейшей своей работе на
исторический сюжет, в работе
«Иван Грозный и сын его Иван»,16 ноября 1581 года (1885).
Слайд 24Всею страстью, заключенной в этой картине художник стремится выразить протест против
насильственной смерти и попрания
непреложного нравственного закона
о драгоценности жизни человека.
Слайд 25Отдавая, кажется, все силы «Грозному», буквально «болея» им Репин одновременно трудится
над другим историческим художеством – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Слайд 26Стихия характеров, дух товарищества, удаль, сила и своеобразие раскрыты мастерски и
ярко. Каждый персонаж, каждое лицо имеют свое выражение, свою повадку, свой характер, а все вместе являют картину единого эмоционального и психологического состояния. «Ну и народец же!.. - писал Репин о своих «Запорожцах».
Голова кругом идет от их гаму и шуму... с ними нельзя расстаться... Чертовский народ!»
Слайд 27Подлинным увлечением Репина была портретная живопись, которая, по существу, является ключом
к осознанию всего его творчества. Именно в портретах нашли выражения высшие понимания Репина о духовной человеческой значимости, изумительное многообразие живописного языка, умение передать противоречивые движения внутреннего мира.
С особой заинтересованностью он писал деятелей
русской культуры, со многими из них
художник был связан дружескими отношениями.
Слайд 28Портрет М.П. Мусоргского 1881 г.
С чудесной живописной свободой, светоностностью написан
портрет
М.П. Мусоргского, в котором художник выразил свое представление о внутреннем мире композитора, раскрыв широту его натуры, душевную хрупкость и ранимость.
Слайд 29С особой серьезностью художник работал над портретами
Л. Толстого,
с которым
его связывала тридцатилетняя дружба. «…для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда
была обуревающей, захватывающей.
При нем, как загипнотизированный,
я мог только
подчиняться его воле»
Портрет Л.Н. Толстого 1887 г.
Слайд 30«Отдых»1882 г.
В ином пластическом и образном ключе решен портрет спутницы
жизни, Репиной Веры Алексеевны. Красивый очерк силуэта, выразительные руки, богатейшая гармония цвета, заключают в себе такое высокое мастерство, благодаря которому портрет становится совершенно художественным
созданием
Слайд 31«Осенний букет» 1892 г.
Душевной любовью и теплом, изобилием живописи, как
всегда у Репина материальной, весомой, наполнен портрет любимой дочери Веры .
В нем сказалось увлечение маститого художника новыми тенденциями русской живописи на рубеже веков. Он увлечен задачей соединить пленэрную живопись с психологической характеристикой образа.
Слайд 32«Торжественное заседание Государственного совета» 1903 г.
Картина представляет собой потрясающий групповой
портрет высших
сановников Российской империи. В портретах - этюдах к картине появляются абсолютная безошибочность ведения художником своей модели.
Слайд 33В 1900 году Репин приобрел вблизи Петербурга в дачной
местности Куоккала
небольшой участок земли, где выстроил удобный
дом с мастерской и дал ему название «Пенаты». До самой смерти
художник прожил здесь, продолжая неустанно трудиться...
Слайд 34Людмила Мишина, родилась в Черняховске, продолжила образование в художественном училище им.
В.А. Серова и Академии художеств в Санкт-Петербурге.14 лет она возглавляла музей-усадьбу И.Е. Репина «Пенаты». Сегодня член Союза художников России, автор многочисленных персональных выставок в России, Германии, Финляндии, США живет в Нью-Джерси. Каждый год Людмила приезжает в родной город, который является неизменным источником ее вдохновения.
Слайд 35Гениальный мастер умер в возрасте 86 лет, в 1930 году, прожив
великую, насыщенную трудом и необъятной покорностью искусству жизнь. Его темпераментная живопись - полна жизни и солнца - всегда каждому дарует подлинное наслаждение.
Он умер в «Пенатах»
29 сентября 1930 года. Похоронен Илья Ефимович Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам.
Слайд 36Значение творчества И. Е. Репина, принадлежавшего к демократическому направлению отечественной культуры,
для современности невозможно переоценить. Репин был и остается крупнейшим мастером прошлой эпохи, произведения которого входят в золотой фонд классического наследия. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, талантливый живописец-реалист. Сегодня многие не видят русскую живопись без глубоких и шедевральных полотен знаменитого художника. Более того, картины И.Е.Репина стали уникальной исторической ценностью, ведь во многих произведениях он брал за основу происходящие в этот момент наиболее острые проблемы и события. Популярность Ильи Ефимовича Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям, которые по сей день
гордятся своим кумиром!
Слайд 37Литература:
1. Альбом «И.Е.Репин», издательство Комсомольская правда. Выпуск №24, 2012
2. О. Ф.
Петрова «50 биографий мастеров русского искусства». «Аврора», Ленинград, 1971.
3. Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.
4. О.А.Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство»,1962.
5. А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961
Интернет источники:
-revolution105.html
-http://www.ilyarepin.org.ru
-http://www.bibliotekar.ru