Слайд 1Экспрессионизм:
действительность сквозь призму страха и пессимизма
Слайд 2Экспрессионизм:
От лат. Expressio - «выражение» - течение в художественной культуре
XX века
Возникновение:
страна – Германия;
время – середина 1900 гг.
Слайд 3Суть:
Глубочайший пессимизм;
Деформированные образы;
Страдание как суть человеческой жизни;
Одиночество героев;
Отрицание Бога
Слайд 4Эдвард Мунк (1863-1944)
: «крики отчаяния»
Особенность творчества: тревожные мотивы одиночества, смерть
Произведения:
«Крик»,
«Больной ребенок», «Фризы жизни» и др.
Слайд 5«Крик»
«Солнце ушло прямо вниз – небеса стали красными, будто кровь. Я
ощутил, как всё вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу»
Слайд 8Эрнст Людвиг Кирхнер : субъективная реальность
Особенность творчества:
отражение жизни через
деформацию формы
Произведения:
«Автопортрет в солдатской форме», «Фрэнци в резном кресле»
Слайд 11Эмиль Нольде (1886-1980)
Особенность творчества:
обостренное болезненное самовыражение
Произведения: «Пляска вокруг
золотого тельца»
Слайд 12
«Пляска вокруг золотого тельца»
Слайд 13Оскар Кокошка(1886-1980): «великовозрастный сорванец»
Особенность творчества: нервная, гротесковая манера.
Произведения:
«Исход
в Египет», «Распятие
(Голгофа)», …
Слайд 17Отто Дикс(1819-1969)
Особенность творчества: передача ужасов и мерзостей войны.
Произведения:
«Война», «Семь смертных грехов», «Полевые окопы»
Слайд 22Экспрессионизм в литературе.
Георг Тракль(1887-1914). Австрия.
Особенность поэзии: трагические мотивы, метафоры, предсказывающие
катастрофу человечества в еще не начавшейся войне
Слайд 23Стихотворение «Зимние сумерки»
…Церкви, улицы, вокзал
Тьмой объяты похоронной.
Под мостом – ладья Харона.
В
простынях – кровавый шквал.
*Харон – в греч.мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до ворот ада.
Слайд 24«Закат»
Над озером белым
Вдаль потянулись дикие птицы.
Вечером ветр леденящий задул от наших
созвездий.
Над могилами нашими ночь
Склонила проломленный лоб свой.
Под дубами качаемся в лодке серебряной мы.
Стены белые города непрерывно звенящи.
Под терновыми сводами, брат мой,
Мы слепые стрелки часов, что взбираются в полночь.
Слайд 25Георг Гейм(1887-1912): «черный экспрессионист»
Особенность поэзии: изображение кошмаров капиталистического города 20 века.
Слайд 26«Россия»
За Верхоянском, средь безлюдной мглы,
На каторжные загнаны работы,
Угрюмые бредут седые роты,
И
день, и ночь гремят их кандалы…
Колонны возвращаются в бараки.
Луна – тусклей ночного фонаря.
Идут в снегу протоптанной тропою.
Им зарево мерещится во мраке,
И на шесте, над страшною толпою,
Отрубленная голова царя!
Слайд 27
Офелия. I
В волосах гнездятся речные крысы,
Руки в перстнях вытянулись по воде
Плавниками,
несущими ее тело
Сквозь тенистый подводный первобытный лес.
Последнее солнце, проблуждавши в сумраке,
Глубоко закатилось в ее мозг, как в гроб.
Зачем умерла она? Почему одна она
В порослях водорослей спутавшейся реки?
Ветер повис в камышах. Как взмахом,
Он взметает стаю летучих мышей.
Темными крыльями над темными водами
Они вьются, влажные, как тяжкий дым,
Как ночная туча. Белесый угорь
Ей щекочет груди. Светляк на лбу
Мерцает, и листьями плачет ива
Над ней, над мукой, не знавшей слов.
Слайд 28Экспрессионизм в театральной драматургии.
Георг Кайзер (1878-1945)
«…глубочайшая истина открывается лишь одиночке. И
тогда она так огромна, что совершенно бессильна действовать» (Г.Кайзер)