Слайд 1Венецианские маски
Урок МХК 10 класс
Автор учитель МХК МОУ «СОШ № 20»
г.Ухта РК
СТРАХОВА Нина Павлиновна
Слайд 3История маски
Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть
лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.
Слайд 4Маски приблизительно можно подразделить на два вида. Маски первого вида — это
варианты масок итальянской комедия дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. Ко второму виду относят классические маски (не связанные с театром) — это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды. Ниже даны краткие описания некоторых масок.
Виды масок
Слайд 5Баута
Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии
и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил её в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой — tricorno. Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом «bau» или «babau», обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде русского Бабая или Буки).
Слайд 6Баута
Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили
анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть её была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется «Bauta Casanova», в честь неизменно предпочитавшего её Казановы , и отличается от классической Баута наличием tricorno (треугольной шляпы).
Слайд 8Коломбина
Полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа
одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.
Слайд 10Моретта
Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции. У неё нет рта;
маска крепится на лице за счёт штырька, который зажимается в зубах, лишая женщину возможности говорить. Другое название маски — Servetta Muta ('немая служанка').
Слайд 12Дама
Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи
Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
Слайд 13Кот
Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно,
и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.
Слайд 14Кот
Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе
даже за такое животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка заплатят вообще гигантскую сумму. Сказано — сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.
Слайд 15Вольто
Также известна под названием «Гражданин», поскольку её носили в дозволенные
дни рядовые горожане. Вольто — наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
Слайд 16Доктор Чумы
В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума,
которая посещала город несколько раз и унесла огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, посещая пациентов. В её длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой
Слайд 17Доктор Чумы
Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или
вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку — чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
Слайд 18Пьеро
Пьеро – наивный парень. Он добр, часто оказывается в дураках
из-за исключительной честности и доверчивости. Пьеро – венецианские маски, роспись на которых выполняется, обычно, глазурью. Добавляют в образ и стекло. Оно отлично имитирует слезинки, стекающие по щекам одураченного героя.
Слайд 19Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Гипсовая форма, смазанная масляной
основой, заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и шлифуется, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение маски — это медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, страз, перьев, бисера и т.п.
Процесс изготовления
Слайд 27Домашнее задание
1. История венецианских карнавалов.
2.Какие материалы используют для масок?