Презентация, доклад по МХК Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Содержание

Реализм -  от латинского  вещественный, действительный. Этот термин в искусстве имеет два основных значения: 1. Реализм – художественное направление, которое преобладало в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века, придя на смену романтизму.

Слайд 1Социальная тематика
в западноевропейской живописи
реализма

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Слайд 2Реализм -  от латинского  вещественный, действительный. Этот термин в искусстве имеет

два основных значения:

1. Реализм – художественное направление, которое преобладало в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века, придя на смену романтизму.

2. Реализм  синоним правдивости в искусстве, правдивое отражение действительности средствами искусства.

Реализм -  от латинского  вещественный, действительный. Этот термин в искусстве имеет два основных значения: 1. Реализм –

Слайд 3Тяготение искусства к правдивому воспроизведению действительности, конкретный анализ фактов суровой повседневности

и выявление причин их возникновения нашли наиболее яркое отражение в изобразительном искусстве, и особенно в живописи.

Художники разной судьбы, темперамента и отношения к социальным проблемам настойчиво искали собственный творческий путь, решали задачи воспроизведения действительности такой, «какая она есть», вносили в свои произведения жизнеутверждающий пафос.

Богатство и разнообразие социальной тематики живописи реализма обеспечили ей достойное место в художественной культуре второй половине XIX века

Тяготение искусства к правдивому воспроизведению действительности, конкретный анализ фактов суровой повседневности и выявление причин их возникновения нашли

Слайд 4Картины жизни в творчестве Гюстава Курбе
(1819—1877)
«Мы требуем от  художника правдивости, ибо,

чтобы быть понятным, он должен быть близким жизни».

Курбе Гюстав - выдающийся французский живописец, замечательный мастер реалистического портрета.

Картины жизни в творчестве Гюстава Курбе(1819—1877)«Мы требуем от  художника правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть

Слайд 5Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее

мэром города. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Решив стать живописцем, уехал в Париж (1840), где с увлечением изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций.

«...никогда не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви... ни к какому режиму, как только к режиму свободы».

Родился в Орнане, на юго-западе Франции. Сын состоятельного фермера, ставшего позднее мэром города. Обучался рисованию в семинарии

Слайд 6«Мои симпатии принадлежат народу, надо, чтобы я мог непосредственно обращаться к

нему, учиться у него, чтобы он поддерживал меня в жизни».

Именно эта тесная связь художника с народом давала ему пищу для творчества, давала силы, идеи, сюжеты.

«Послеобеденный отдых в Орнане»

Прудон со своими детьми»

«Мои симпатии принадлежат народу, надо, чтобы я мог непосредственно обращаться к нему, учиться у него, чтобы он

Слайд 7В 20 лет  Курбе приехав из провинциального городка Орнана, он мечтает

завоевать Париж. Живет на мансарде, ест один раз в день, но трудится, как поденщик. «Живопись – это непрестанная битва» - пишет Курбе. И он эту битву выиграл. Чтобы подчеркнуть свой стиль, свою школу живописи, он называет себя курбитистом.

Он много времени проводил в музеях, копировал работы величайших художников прошлого. О своих достижениях в творчестве он говорил. что «преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку». Теперь мы можем определить и характер самого художника, рассмотрев его автопортрет

«Деревня под снегом»

«Закат над озером Леман»

В 20 лет  Курбе приехав из провинциального городка Орнана, он мечтает завоевать Париж. Живет на мансарде, ест

Слайд 8Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти

Пале) свидетельствует о романтических устремлениях художника. Однако вскоре в нем пробуждается глубокий интерес к трезвому и точному отображению повседневной действительности в различных проявлениях.

В «Автопортрет с трубкой» в характере Курбе можно разгадать некоторую заносчивость, самоуверенность и свою самооценку.

Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) свидетельствует о романтических устремлениях художника.

Слайд 9Социальные идеи нашли наиболее сильное выражение в картине «Дробильщики камней»
Художник вложил

социальный смысл в образы рабочих — старика и юноши, измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых; они сродни окружающей их могучей природе. «Так начинают и так кончают»,— написал Курбе в объяснении к этой картине. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Колорит картины внутренне сосредоточенный, интенсивность цвета усилена плотностью слоев краски.
Социальные идеи нашли наиболее сильное выражение в картине «Дробильщики камней»Художник вложил социальный смысл в образы рабочих —

Слайд 10Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах

исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Каждый из участников события написан с натуры. Курбе запечатлел галерею характерных типов мелких буржуа и крестьян, ремесленников и священнослужителей своего времени. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину.

«Похороны в Орнане»

Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост

Слайд 11«Похороны в Орнане»
Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный

характер. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон. Краски положены сочным плотным слоем. Перед зорким взглядом художника реальная действительность словно раскрывается во всей своей многогранности, мощной пластике.
«Похороны в Орнане»Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Сдержанный колорит построен на контрастах

Слайд 12Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Он

предпочитал писать на тонированных холстах, переходя от темных к более светлым тонам и оживляя самые светлые места резкими бликами. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе»,— писал художник

Расширив круг тем, Курбе стремился изображать все то, что он видел своими глазами; людей всех классов и сословий. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом.

Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Он предпочитал писать на тонированных холстах, переходя

Слайд 13Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Столь

же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги.
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые

Слайд 14«Море у берегов Нормандии»

«Море у берегов Нормандии»

Слайд 15«Волна»

«Волна»

Слайд 16В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как

художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. С помощью друзей художнику удается бежать в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва).
В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический

Слайд 17Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению

современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. Поставленные им задачи воссоздания различных сторон современности нашли решение в творчестве следующего поколения французских живописцев, выступивших в последней трети 19 века.
Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование

Слайд 18История и реальность в творчестве Оноре Домье
(Daumier)
(1808 - 1879), -

французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии.

Домье Оноре Викторьен

История и реальность в творчестве Оноре Домье(Daumier) (1808 - 1879), - французский график, живописец и скульптор. Мастер

Слайд 19Для творчества Оноре Домье характерны острогротескные карикатуры на правящую верхушку и

мещанство (например, литография - "Законодательное чрево", 1834, серия "Добрые буржуа", 1846 - 49). В живописи и скульптуре Оноре Домье сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск
("Дон Кихот", около 1868).

Делакруа, обращаясь к Домье, писал:
«Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я больше бы восторгался, чем Вами».

Для творчества Оноре Домье характерны острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (например, литография -

Слайд 20Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции:

в
трех революциях — 1830, 1848 и 1870 года — нация отстаивала свое право на
Свободу, Равенство и Братство.
В остроумных карикатурах Домье бесстрашно обнажал подлость,
продажность, алчность людей, правящих страной и обирающих свой народ.
Эти литографии, тысячами расходившиеся по Франции прославили имя
художника при жизни.
Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: втрех революциях — 1830, 1848 и

Слайд 21Литография «Улица Транснонен»
Литография отражает действительное событие. В

апреле 1834 года произошло восстание ткачей в Лионе, перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие в возведении баррикад никакого участия, стали безвинными жертвами карательных действий: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей. Побоище происходило ночью.
Литография «Улица Транснонен»    Литография отражает действительное событие. В апреле 1834 года произошло восстание ткачей

Слайд 22литография
«Вы имеете слово, объяснитесь, вы свободны!»

литография «Вы имеете слово, объяснитесь, вы свободны!»

Слайд 23литография «Опустите занавес, фарс разыгран»

литография «Опустите занавес, фарс разыгран»

Слайд 24литография «Законодательное чрево»

литография «Законодательное чрево»

Слайд 25Но была другая область творчества, которой мастер посвящал свободное
время — живопись.

Однако лишь после посмертных выставок Домье был
признан выдающимся живописцем.
Обращение к живописи не случайно — даже в графике оттенки темного и
светлого создавали у Домье ощущение цвета.
«Его рисунок по самой природе красочен. Его литографии и гравюры на дереве
вызывают представление о цвете» (Бодлер).

«Табун лошадей»

«Два врача и смерть»

Но была другая область творчества, которой мастер посвящал свободноевремя — живопись. Однако лишь после посмертных выставок Домье

Слайд 26В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей,
которые ходят

по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на
галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене
прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или
сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое,
если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь,
начинают строить баррикады.

«Возвращение с рынка»

«Купающаяся девушка»

В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей,которые ходят по улицам пешком, а не ездят

Слайд 27В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье
предстает как бы

одним из пассажиров. Он всматривается в лица,
воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять
его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане,
ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее
на руках дитя и т. д.

В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домьепредстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в

Слайд 28Ряд картин посвящен бродячим комедиантам (1860-е); в них
запечатлена усталость, покорность

судьбе людей, жизнь которых
зависит от того, соберется ли народ на представление, хватит ли
собранных денег на еду и кров. И так день за днем. Персонажи
народного театра предстают в полотне «Криспен и Скапен» (ок.
1858—1860, Париж, Музей Орсэ), одном из самых совершенных по
живописи творений мастера.

Криспен и Скапен.
Ок. 1858—1860

Ряд картин посвящен бродячим комедиантам (1860-е); в них запечатлена усталость, покорность судьбе людей, жизнь которыхзависит от того,

Слайд 29Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке,
отдельной судьбе. В людях, тяжелым

трудом зарабатывающих свой
хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье жил на набережной острова
Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами
мокрого белья, поднимающихся на набережную.

«Ноша»

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке,отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свойхлеб, Домье подчеркивает чувство

Слайд 30«Прачка»
Одна из них, крепкая, сильная,
терпеливо и заботливо помогает
малышу преодолевать крутые
ступени

лестницы. Объемы и формы
даны крупными монолитными
массами, придавая образу
монументальность. При
кажущейся простоте композиция
строго продумана. Линия контура
мягко обтекает формы, объединяя
обе фигуры в единое целое. Лица
почти не видны, но художнику
удается в склоненной голове,
в каждом жесте матери передать
чувства любви и нежности,
связывающие большого и маленького
человека. Их близость особенно
ощутима при взгляде на безликий
городской пейзаж второго плана.
Силуэту женской фигуры вторят
очертания зданий, придавая картине
цельность, классическую ясность и
согласованность ритмов.
«Прачка» Одна из них, крепкая, сильная,терпеливо и заботливо помогаетмалышу преодолевать крутыеступени лестницы. Объемы и формыданы крупными монолитнымимассами,

Слайд 31Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая
приобретает более глубокий

философский смысл. В течение многих лет
художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Целая серия картин
посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе.

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, — это не иллюстрация
Общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли
художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть
Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно
победить силы зла, а ведь именно этим занимался он всю жизнь.

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, котораяприобретает более глубокий философский смысл. В течение многих летхудожника

Слайд 32«Дон Кихот»
Всю жизнь Домье, как и
его герой Дон Кихот,
сражался -

сражался с
королями , и верил в свой
народ.
Домье не отделял себя
от своего века, и
каждый его рисунок
подтверждает
сказанные им однажды
слова:


«Надо
принадлежать
своему времени».
«Дон Кихот»Всю жизнь Домье, как иего герой Дон Кихот, сражался - сражался скоролями , и верил в

Слайд 33Презентацию подготовила
учитель музыкального искусства и МХК
МКОУ СОШ № 1

с. Эльхотово
РСО-Алания
Улубиева О.Г.
Презентацию подготовила учитель музыкального искусства и МХК МКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово РСО-АланияУлубиева О.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть