Слайд 1Скоморохи
Учитель ИЗО МБОУ Богдановской СОШ Синебрюхова Т.В.
Слайд 2Сегодня слово «скоморох» услышишь не часто. Обычно так называют несерьёзного человека,
который паясничает, гримасничает, старается обратить на себя внимание шумными выходками и не слишком удачными шутками.
В древности скоморох – это певец, музыкант, бродячий комедиант и акробат в одном лице. Скоморохи устраивали представления с дрессированными медведями, показывали фокусы, дурачились, плясали, словом всячески веселили публику.
В.И. Семенов «Скоморохи»
Слайд 3Во времена язычества скоморохи были желанными гостями на народных праздниках. Без
них и пир не пир, и свадьба не свадьба. И уж непременно оказывались они в центре внимания в русальную неделю, которая нередко совпадала с Иваном Купалой – днем летнего солнцестояния, когда полуденная высота солнца почти не меняется.
С наступлением русалий, умаявшиеся от тяжелой работы в поле, земледельцы отводили душу. Вот тут-то и заявлялись скоморохи, ходившие от села к селу. В это время скоморохи ходили от села к селу. Их наперебой зазывали к себе во двор и встречали с большими почестями. Ведь было поверье: скоморох в дом – болезнь вон!
Слайд 4Франц Николаевич Рисс «Скоморохи в деревне»
Слайд 5Узнав о приближении скоморохов, им навстречу выносили больных, укладывали их во
дворе или на поляне. И начиналось «исцеление»: скоморохи водили хоровод вокруг занедужившего человека, пели и плясали, высоко подскакивая, кружась и дергаясь. Считалось, что так из тела больного изгоняются зловредные духи.
Все действия обязательно сопровождались музыкой: игрой на дудках, бубнах, сопелях гуслях, волынке или гудке. Вдобавок на поясе у каждого плясуна висели погремушки и колокольчики, издававшие целый каскад звуков.
Слайд 6Михаил Николаевич Щрилёв
«Скоморохи»
Слайд 7Скоморохи надевали маски животных и меховые шапки, украшенные цветочными венками, а
на ногах у них были кожаные лапти. Позднее, помимо звериных масок, потешники стали использовать вырезанные из кожи уморительные рожицы со ртом до ушей и страшные образины со свирепо оскаленными зубами-клыками, вызывающими у зрителей ужас.
Евгений Шибанов
«Святки»
Слайд 8В крещеной Руси скоморохи наряду с волхвами подвергались гонениям. Церковь преследовала
народных потешников как «поганых язычников», а их представления объявила бесовскими и греховными.
Однако, несмотря на запреты, русские люди, еще долго в душе оставались язычниками, продолжали привлечь скоморохов и не только не питали к ним неприязни, но, наоборот, относились с сочувствием и симпатией: прятали их, представляли им кров и пищу и с удовольствием предавались вместе с ними веселым игрищам.
Слайд 9Апполинарий Михайлович Васнецов «Скоморохи в деревне»
Слайд 10Владимир Васильевич Рябчиков
«Скоморохи с медведем»
Слайд 11От скоморошьих забав берут начало и уличный народный театр, и цирк.
Скоморохи были первыми на Руси артистами и клоунами. И всегда у них находилось острое, меткое слово, а озорными шутками и прибаутками они так и сыпали. Оттого им были рады и в глухих деревнях, и в больших городах. Оттого приглашали и в крестьянскую избу, и в богатые дома, и в княжий терем.
Слайд 12Николай Васильевич Неврев
«Шут (Опальный боярин)»
Слайд 13Вели скоморохи кочевую, скитальческую жизнь, переходя с места на место большими
(до ста человек) и малыми группами – артелями. Были, правда, и такие потешники, что постоянно жили в домах знати. Они выполняли ту же роль, что и королевские шуты в странах Западной Европы.
Сергей Алексеевич Кириллов
«Шут гороховый»
Слайд 14В киевском Софийском соборе, построенном при князе Ярославе Мудром, даже сохранилась
фреска с изображением пляшущих и играющих на свирелях и дудках скоморохов.
Слайд 15Как ни боролась церковь со скоморохами, сам народ не мыслил жизни
без этих весельчаков и балагуров. Какое могло быть без них гуляние, какой праздник?
Там, где никаких скоморохов уже давно не было, память о них все равно жила. Скоморошьи выступления были близки простым людям своей жизнерадостностью.
Слайд 17Скоморохи не только развлекали, но и немало удивляли честной народ. Странным
образом они оказывались в курсе самых разных дел, знали, кто чем живет и дышит, обыгрывали в своих выступлениях свежие деревенские новости.
Как это получалось? Бродячие артисты умели слушать, наблюдать и подмечать. Ни одна сплетня, ни одно случайно брошенное слово не ускользали от их внимания. Иногда скоморохи даже показывали «в лицах» то всем известного своей скупостью мужика, то зловредную бабу, от козней которой постоянно страдали соседи.
Слайд 18Н.К. Рерих.
«Скоморохи Скула и Ерошка»
Слайд 19Таким образом «репертуар» у скоморохов все время обновлялся и пополнялся с
поправкой на местный колорит.
Более серьезной частью «программы» было пение былин. Былины не сказывали, а именно пели. Ведь былины – это героические песни об удалых делах и подвигах славных русских богатырей.
Впрочем, и при исполнении былин находились поводы для веселья. Пение сопровождалось «живыми картинками». Например, когда в былине поминалось страшное чудовище, с которым сражался отважный витязь, перед публикой появлялась ряженая под змея коза. Конечно, это вызывало громовой хохот. Очень часто скоморохи выступали с куклами. Они были двух видов: большие деревянные, надевавшиеся на руку, и маленькие, из глины. Успехом пользовались и те и другие.
Слайд 20Сергей Алексеевич Кириллов «Скоморох»
Слайд 21Лаковая миниатюра Палех. «Скоморохи»
Слайд 22Русский фольклор наделил скоморохов, как и волхвов, волшебными способностями. В былинном
эпосе скоморохи находят выход из безвыходных и неразрешимых для обыкновенного человека положений. Например, в известной былине «Путешествие Вавилы со скоморохами» некий царь, чародей и колдун по имени Собака тщетно пытался погубить ненавистных ему бродяг-исполнителей, наслав на них потоп. Своей музыкой потешники сотворили целое стадо быков, которые выпили всю воду. Та же музыка воспламенила округу и. как говорится в былине:
Загорелось… царство
И сгорело от краю и до краю,
Посадили тут Вавилушку на царство.
Слайд 23Михаил Николаевич Щрилёв
«Скоморох»
Слайд 24Век за веком власть и церковь преследовали скоморохов, но какие бы
жестокие и строгие меры ни принимались, успешной эту борьбу не назовешь. Прошли столетия, и последних русских паяцев поглотил народный театр. На торгах и ярмарках, в местах больших скоплений люди начали ставить балаганы – временные постройки для комических представлений и веселых зрелищ. И уж тут-то скоморохи, или как их стали называть, фигляры, оказались при деле, смогли всласть и в вволю себя показать и народ потешить своим искусством.
Виктор Михайлович Васнецов
«В костюме скомороха»