Слайд 1Киноискусство. «Фабрика грёз».
Слайд 2Кинемато́граф (от греч. «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании
движущихся изображений.
Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия.
Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
Слайд 3История кино начинается в XIX веке. Хотя фотография как способ запечатления
неподвижных изображений появилась ещё в первой половине XIX в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах XIX в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.
Слайд 4В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст
Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») — именно так называлось устройство Люмьеров.
Слайд 5Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895
г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов).
В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.
Слайд 6Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он
первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.)
Слайд 7К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако
другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.
Дэвид Уорк Гриффит
Слайд 8В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на
поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется станадартная голливудская система — продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. «звёзд», сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.
Слайд 9До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь
изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма «Уорнер Бразерс», в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает — «Певец джаза».
Слайд 10В 30-е гг. наиболее ярких творческих результатов добились кинематографисты Франции. Поэтичностью
и психологической глубиной характеров отмечены фильмы выдающегося режиссера Рене Клера (1898—1981), в которых достоверность передачи реальных событий достигает высокой степени обобщения («Под крышами Парижа», 1930; «Последний миллиардер», 1934; и др.).
Слайд 11Тяготение мастеров киноискусства к реалистическому отражению жизни разительно отличалось от поисков
«новой реальности», характерных, например, для поэзии или живописи первой половины XX в. Языком авангарда создатели кинолент заговорили значительно позже, а в послевоенное время самым крупным событием истории кинематографа стало рождение в Италии так называемого неореализма. Манифестом этого нового направления считается фильм Роберто Росселлини (1906—1977) «Рим — открытый город» (1945).
Слайд 12Произведения итальянских неореалистов были основаны во многом на документальных фактах и
рассказывали о том, что пережило поколение людей, оказавшихся в мясорубке Второй мировой войны. Снимались эти киноленты обычно на натуре с привлечением непрофессиональных исполнителей. Среди мастеров этой школы выделим имена Висконти, Феллини и Антониони.
Слайд 13Лукино Висконти (1906—1976) был участником итальянского движения Сопротивления. В борьбе с
нацизмом он воочию познал степень нравственного падения человека, обуреваемого честолюбивыми помыслами. Конфликт между личностью с анархическими взглядами и обществом с традиционными устоями — такова важнейшая тема фильмов Висконти, отличающихся изощренным художественным языком и огромным мастерством. Размышлениями о роли культуры, ее духовного наследия в жизни современного общества проникнуты такие его картины, как «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Семейный портрет в интерьере» (1974).
Слайд 14Сценарист и кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) обладал даром глубоко и точно
раскрыть сущность человеческого «я». Его кинолента «Дорога» (1954) принесла мировую известность исполнительнице главной роли итальянской актрисе Джульетте Мазине. В этом фильме-притче пронзительно прозвучала излюбленная тема Феллини — разобщенность людей в современном обществе. Еще больший отклик в сердцах зрителей получил кинофильм «Ночи Кабирии», рассказывающий историю любви и предательства.
Позднее произведения Феллини становятся более сложными по тематике и режиссерскому языку. В образный мир его картин вплетаются иррационально-философские и религиозные мотивы.
Слайд 15Решением нравственных проблем, связанных с кризисом духовных ценностей, отмечено и творчество
шведского режиссера театра и кино Ингмара Бергмана (р. 1918).
Признание пришло к Бергману в 50-х гг., после создания фильмов «Седьмая печать»(1956), «Земляничная поляна» (1957), «Лицо»(1958). В этих работах склонный к религиозным обобщениям режиссер размышляет о противостоянии добра и зла. Последующие творения мастера развивают идею постепенного распада человеческой личности в современном обществе («Персона», 1966;«Волчийчас», 1968; «Стыд», 1969).
Слайд 16Японский режиссер Акира Куросава (1910—1998) получил известность с созданием кинофильма «Расёмон»
(1950). В его творчестве, сформировавшимся под влиянием европейского кинематографа, органично сплелись гуманистические общечеловеческие ценности с мудростью национальных традиций народа Японии. Куросаву привлекали исключительные человеческие характеры, острые драматичные конфликты. В его картинах красной нитью приходит тема нравственного совершенствования человека через творение добра («Семь самураев», 1954; «Дерсу Узала», 1975; «Августовская рапсодия», 1991; идр.).
Слайд 17В XX в. кинофильмы стали школой нравственности, зачинателями моды; они формировали
вкусы, создавали имиджи и мифы, и, конечно же, заставляли плакать и смеяться миллионы людей во всех концах земного шара. Без кино сегодня невозможно представить становление и других, еще более молодых экранных зрелищ: телевидения, видео, компьютерных искусств (в том числе таких последних достижений техники, как компьютерная анимация, компьютерная графика).
Слайд 18Подготовить презентацию/доклад о режиссёре или актёре (актрисе) зарубежного кинематографа.
Домашнее задание:
Слайд 19https://zavadskaya.wordpress.com/2012/11/03/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/
https://www.youtube.com/watch?v=UJ9eQoGGmz8
Интернет-ресурсы