Слайд 1Русская культура на рубеже
19 – 20вв.
Искусство символизма
Учитель МХК
Савчук Л.В.
Слайд 2В русском искусстве символизм связан с творчеством Михаила Александровича Врубеля, Бориса
Мусатова.
Слайд 3МИХАИЛ
Александрович
ВРУБЕЛЬ
1856 –
1910
Слайд 4Врубель – человек живой, страстный, увлекающийся.Он стоял в центре идейных движений
своего времени.
Родился в 1856 году. Учился в Академии у замечательного русского педагога Чистякова, и пробыл некоторое время в мастерской у Репина.
С юношеских лет дружил с Серовым.
Врубель увлекался философией.
В 1884 году работал в Киеве, расписывал Кирилловский храм, позднее работал Во Владимирском соборе в Киеве.
В 90-х годах переезжает в Москву и здесь проявляет себя во всех тех видах искусства к которым питал призвание: пишет декоративные панно, небольшие портреты, театральные декорации, книжные иллюстрации, лепит статуи, пробует свои силы в архитектуре.
Тяжёлое заболевание обрывает творчество мастера в самый расцвет его художественного дарования. С 1902 года он страдал душевной болезнью.
Слайд 5Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле,
о месте человека в мире, обращается к «вечным» темам и мотивам, почерпнутым из античности, эпохи средних веков и Возрождения, русского фольклора.
Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем («Пан» -1899г) сближает его творчество с установками представителей символизма.
Слайд 6Своё творческое кредо художник выразил так:
«Написать натуру нельзя и не нужно,
должно поймать её красоту»
Слайд 7Любимые цвета картин Врубеля:
синий, лиловый, сине-розовый,
сиреневый, бархатисто-чёрный.
Его глаз словно
вскрывает
бескрайность и мрак
запредельного планетарного мира.
Художественная манера Врубеля:
резкий, ломающийся штрих, мозаичность живописного письма, расчленение изображения на множество пересекающихся граней, плоскостей.
Слайд 8В сжатое пространство Врубель помещает объёмные тела. Поэтому создаётся впечатление, что
это – исполины, которым действительно тесно в мире, - они из него выламываются.
Слайд 9Воображение художника переносит его в мир таинственных грёз, смутных видений и
предчувствий. Нередко его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солнца, сгущаются сумерки. Неясные очертания предметов то тревожно «тонут» в едва различимом пространстве, то неожиданно вспыхивают или мерцают, переливаясь загадочными световыми бликами.
Слайд 10В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи
Врубеля «Царевна Лебедь»
Слайд 11
Шестикрылый Серафим. 1904 г. Г Р М. С.-Петербург.
Слайд 12
«Шестикрылый Серафим» (На тему стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»). 1905 г.
Всероссийский музей А.С. Пушкина.
Слайд 14Реальность, мечта и воображение переплетаются в его полотнах самым невероятным образом.
Обыкновенная
коряга или пень превращается в неведомое существо
«Пан»
1899год
ГТГ
Москва
Слайд 15Загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму. «Царевна
Слайд 16В неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна. «Жемчужина»,
Слайд 17Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обобщений. В них идеалы и
мечты самого автора. Полотно созданное на сюжет лермонтовской поэмы, было буквально выстрадано художником. Вот как он сам описывает своего «Демона»:
«Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло –задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Слайд 18«Демон сидящий»1890г. ГТГ.Москва.
Задание классу: Стр 260. Прочитать и охарактеризовать Демона Врубеля.
Слайд 21Огромное внутреннее напряжение художника, поиски им большой трагедийной силы отразились в
«Демоне поверженном» 1902 ГТГ. Демон со скованными руками, лежит поверженный среди огромных павлиньих перьев..
Слайд 22Перед нами не печальный юноша со страдающими глазами, а фантастическое существо
с изломанным судорогой полуптичьим телом в россыпи павлиньих перьев . Демон низринут в ущелье среди скал его затопляет лиловый сумрак , сияют лишь вершины гор,
сверкают венец на голове и сказочные перья его поломанных крыльев . Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом.\
Демон изломан, но сломлен ли его дух ?
Слайд 23
Демон Врубеля никогда не испытывает презрения к людям и
к миру: в очертаниях лица всегда проглядывает потребность стать личностью, обрести человеческую любовь, завоевать свободу – этим определяется различие между Врубелем и его верой в человека и настроениями многих его современников, которые в те годы теряли вкус к прекрасному идеалу и к чистой любви.
Слайд 24Врубель стремился показать своего героя сопротивляющимися до последнего мгновения, пусть гибнущим,
но до конца активным, бунтующим, не смирившимся.
Слайд 25Михаил Лермонтов и Михаил Врубель создали художественные образы исключительной силы, содержащие
гордое противостояние Богу. Но у каждого из них получился «свой» демон. В лермонтовском «Демоне» голос героя сливается с голосом автора, пережившего «тоску, томившую его столько лет», в «Демоне» Врубеля - «иступленное томление» души, искавшей «небывалой весны».
Слайд 27Начиная с середины 80-х годов Врубель часто обращался к изображению цветов,
которые в его многочисленных карандашных этюдах и полотнах приобретали символическое звучание. «Сирень» 1990г.ГТГ.Москва.
Слайд 28«Сирень». Эскиз.
Задание классу: стр. 261.Описание картины «Сирень»
Слайд 29Автопортрет
с раковиной.
1905 г.
Г Р М. С.-Петербург.
Слайд 30Врубелю чужда была успокоенность, созерцательность, самовлюблённость.
Образы Врубеля всегда зовут вперёд, пробуждают
потребность в творческом переустройстве мира, поднимают веру в величие человека.
Искусство Врубеля было служением высокой идее, его художественное воображение – настоящим даром.
Слайд 31Домашнее задание:
1. стр. 251; 259-262
2. Опережающее сообщение Творчество Михаила Васильевича Нестерова.