Слайд 1Первые художники земли
Подготовил Черняев Константин
УЧЕНИК 10 КЛАССА
МОБУ СОШ №5
С.Нагорное,Пожарского
района.
Слайд 2Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.
К числу древнейших
неоспоримых свидетельств существования искусства принадлежат памятники позднего палеолита (40 — 35 тыс. лет): абстрактные знаки, выбитые на сверхтвёрдых скальных поверхностях; прорисовки кистей рук и анималистические пещерные изображения; зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня; гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге.
Слайд 4Происхождение и периодизация
Появление зачатков искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс.
лет назад). На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент.
О появлении зачатков искусства свидетельствует также окраска предметов (как правило, охрой).
Изготовление орнамента связывается с «поведенческой современностью» — поведением, характерным для человека современного типа.
Слайд 6Многие виды искусства, вероятно, характерные для палеолита, не оставили по себе материальных
следов.
Принято считать, что, помимо сохранившихся до нашего времени скульптуры и наскальных рисунков, искусство древнего каменного века было представлено музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также изображениями на поверхности земли, изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов (бусы и т. п.)
Слайд 7Ранний и средний палеолит
Находки первобытных украшений, сделанные в последнее время, могут
потребовать сдвига на много тысячелетий назад того времени, когда Homo sapiens впервые проявил способности к абстрактному мышлению.
В 2007 году на востоке Марокко были найдены отдельные декорированные и перфорированные раковины, из которых, возможно, состояли бусы; их возраст — 82 тысячи лет.
Слайд 9В пещере Бломбос (ЮАР) были найдены геометрические узоры охрой и более 40 раковин со следами
окраски, свидетельствующими об их использовании в бусах возрастом в 75 тыс. лет. Три раковины моллюсков с выполненной 90 тыс. лет назад перфорацией, найденные археологами в Израиле и Алжире, также могли использоваться в качестве украшений.
Слайд 11Отдельные учёные утверждают, что антропоморфные куски камня «Венера из Берехат-Рама» (230
тыс. лет назад) и «Венера из Тан-Тана» (более чем 300 тыс. лет назад) имеют искусственное, а не естественное происхождение.
Если такая трактовка обоснована, то искусство не является прерогативой одного только вида животных — Homo sapiens. Слои, где были найдены указанные фигурки, принадлежат к периоду, когда соответствующие территории были населены более древними видами людей (Homo erectus, неандертальцы).
Слайд 13Диагональные царапки акульим зубом на яванской раковине возрастом в 500 000 лет, по
мнению группы учёных, были сознательно нанесены человеком прямоходящим.
Полая бедренная кость пещерного медведя с двумя отверстиями возрастом 43 тыс. лет могла представлять собой подобие флейты, изготовленное неандертальцем (флейта из Дивье Бабе).
Дробышевский описывает артефакт из пещеры Ла-Рош-Котар.
Слайд 15Многие антропологи (включая Р. Клайна) отвергают рассуждения об искусстве неандертальцев как псевдонаучные
спекуляции и отказывают артефактам среднего палеолита в каком-либо ином назначении, кроме утилитарного.
Таким образом, существование искусства возрастом свыше 45 тыс. лет пока что относится к области гипотез, а не установленных фактов.
Слайд 16Поздний палеолит
К эпохе позднего палеолита (40—35 тыс. лет назад — 10 тыс. лет назад)
относят первые несомненные образцы пластики(палеолитические Венеры), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей, развитие искусства резьбы по кости. На просторах Евразии получают распространение стилизованные перфорированные изделия из оленьего рога, значение и функция которых окончательно не установлены
Слайд 18 Трассологи выяснили, что так называемые «жезлы», орнаментированные высверленными лунками, выполняли роль катушки
при изготовлении верёвок.
Учёные из университета Льежа доказали, что жезл из кости мамонта длиной 20,4 см с четырьмя дырками 7 и 9 мм в диаметре, обрамлёнными глубокими чёткими спиральными нарезками, использовали для изготовления верёвок из растительных волокон, доступных в районе пещеры Холе-Фельс.
Слайд 19Художник палеолита изображал то, что волновало его воображение, — чаще всего животных,
на которых охотился: оленей, лошадей, зубров, мамонтов, шерстистых носорогов.
Реже встречаются изображения хищников, которые представляют опасность для человека, — львов, леопардов, гиен, медведей. Фигуры людей — большая редкость (причём одиночные изображения мужчин не встречаются практически до самого конца палеолита).
Слайд 20Обработанные человеком бивни и кости животных могли перемещаться на большие расстояния.
Так, в центре Европы (Гённерсдорф) обнаружены обработанные раковины морских моллюсков, которые были принесены сюда с берегов Средиземного моря (1000 км к югу). К сожалению, повышение уровня моря, вызванное таяньем льдов на исходе ледникового периода, не позволяет исследовать приморские поселения палеолита, которые в своём большинстве ушли под воду.
Слайд 22Старейшим наскальным изображением в начале XXI века считалась сцена сражения носорогов
во французской пещере Шове (возраст около 32 тыс. лет). Международной группе учёных впервые удалось получить надёжные серии датировок древнейших пещерных росписей.
Изображения чёрных носорогов в пещере Шове оказались возрастом 35,3—38,8 тыс.лет. — на несколько тысяч лет позже, чем даты охристого пигмента изображений испанской пещеры Нерхи (43,5—42,3 тыс. лет).
Слайд 23Неолит
К новому каменному веку (примерно с 8-го тысячелетия до н. э.) относятся руины различных мегалитических построек на
территории Европы, Южной Америки и Азии. К числу наиболее известных принадлежат Стоунхендж в Англии с вертикально установленными по кругу камнями (кромлехами) весом до 50 тонн и упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков (менгиров) на бескрайнем Карнакском поле.
В этот период изображения стали передавать отвлечённые понятия, сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество); широко распространилось связанное с ними искусство орнамента.
Слайд 27Для верхнего палеолита особенно характерны фигурки тучных или беременных женщин, именуемые палеолитическими
венерами. Типологически сходные статуэтки встречаются в срединной части Евразии на громадной территории от Пиренеев до озера Байкал. Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (стеатит, кальцит, мергель или известняк). Известны также статуэтки, вылепленные из глины и подвергнутые обжигу, — древнейшие образцы керамики.
Всё более стилизованные женские фигуры с преувеличенной грудью и ягодицами продолжали создаваться культурами балканского неолита (раннекикладская культура, находки из Хаманджии в Румынии).
Слайд 28Вероятно, ещё большее распространение имели в палеолите резьба по дереву и
деревянная скульптура, не сохранившиеся по причине относительной хрупкости данного материала. Первый известный учёным образчик деревянной пластики — Шигирский идол — обнаружен на территории Свердловской области и имеет возраст 11 тыс. лет.
Слайд 30Наскальная живопись
До наших времен сохранилось множество наскальных изображений, выполненных людьми эпохи палеолита,
прежде всего — в пещерах. Большинство подобных объектов найдено в Европе, но их находят также и в других частях света — на территории Австралии, Южной Африки, Сибири. Всего известно не менее сорока пещер с палеолитической живописью.
Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.