Слайд 1Переоценка ценностей в художественной культуре
«Серебряного века»:
открытия символизма.
1 часть
Презентацию подготовила учитель
МХК и ИЗО
ГБОУ Школа №717 Боярская Ирина Сергеевна
Слайд 2Вопрос: какие события отметили рубеж 19-20 веков?
Поражение в Крымской войне
1853 -1856 года1904-1905 Русско-японская война за господство в Северо-Восточном Китае и Корее.
1905-1907 Революция в России.
1905, 22 января (9 января) — Кровавое воскресенье»
1905, 21 декабря—1906, 1 января (1905, 8-19 декабря) — вооружённое восстание в Москве.
1906, 10 мая (27 апреля) — 21 июля (8 июля) Первая Государственная дума в России.
1906, 22 (9) ноября Начало Столыпинской аграрной реформы в России.
1914-1918гг. - Первая мировая война.
Слайд 3Группировки и выставки:
«0,10»
«36 художников»
Абрамцевский художественный кружок
«Алая роза»
«Бубновый валет»
«Венок-Стефанос»
«Голубая роза» ( послед.
В.Борисова-Мусатова)
«Мир искусства»
«Мишень»
Московское товарищество художников
«Община художников»
«Ослиный хвост»
«Союз молодежи»
«Союз русских художников»
«Супремус»
Слайд 4Люди жили предчувствием надвигающейся социальной катастрофы, предрекали и призывали обновление человеческой
души, испытывали неприязнь к «обыденной серости».
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Примитиви́зм — стиль, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.
Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, возникших на рубеже XIX и XX веков.
Слайд 5Абстракциони́зм (лат. abstraction — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшегося от приближённого к
действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометричекских форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Один из основоположников символисткой живописи – М.А.Врубель
Тематику символизма в живописи нельзя уместить в рамки определенного направления, манеры, школы, стиля ….
Слайд 6Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве,
наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Альфонс Муха. Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909 г.
Слайд 7Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде
всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.
Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911
Слайд 8Кубофутуризм
направление авангарда начала
ХХ века в живописи и поэзии,
соединившее в себе наработки
французских кубистов (таких,
как Брак) и итальянских
футуристов (например, Боччони).
А. Богомазов. Трамвай. 1914
Слайд 9Лучизм (районизм,
от фр. rayon — «луч»)
— направление в
живописи русского
авангарда в искусстве
1910-х годов, одно из
ранних
направлений
абстракционизма. Основывался на смещении световых
спектров и светопередачи, а также на идее возникновения
пространств и форм из «пересечения отраженных лучей
различных предметов», так как, согласно теоретикам лучизма,
человеком в действительности воспринимается не сам
предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света,
отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения».
Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий
Михаил Ларионов.
Красно-синий лучизм.
1913 г.
Слайд 10Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
"Демониада" Врубеля явление в искусстве исключительное. Образ Врага
человеческого, падшего ангела, волновал художника необычайно. Некоторые склонны видеть в этом интересе необратимое наступление душевной болезни, поразившей автора в конце жизни. Врубель обращается к образу «Светлого» Демона, стремится уйти от христианского понимания своего героя, как олицетворения тьмы, одинаково не принимая как старые традиции, так и современные трактовки европейского символизма. Он говорил: «Демона не понимают, путают с дьяволом… а Демон по-гречески… значит „Душа“„.
Художник создал несколько эскизов к "поверженному демону". Найдя необходимую композицию, художник несколько раз переделывал картину в поисках колорита и света. Когда работа уже была практически готова, мастер снова переписал работу.
Слайд 11Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета. Если "ранний"
демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю. "Поздний" демон если и повержен, то не покорен.
Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели.
Демон поверженный - Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. 139х387
Слайд 12 Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом. Второй же
обжигает взглядом полным решимости продолжить борьбу.
Известно, что во время работы над "Поверженным демоном" художник отличался раздражительностью и нелюдимостью. Настроение его работ передалось автору и, возможно, спровоцировало обострение болезни.
Слайд 13Демон сидящий, Михаил Александрович Врубель, 1890
Слайд 18«Царевна-Лебедь» 1900
Жена художника, (1898)
Слайд 20Создает прекрасные композиции к реставрируемой Кирилловской церкви в Киеве.
Слайд 21Остались в эскизах иконописные шедевры предназначенные для киевского Владимирского собора (1887)
Надгробный
плач.
Слайд 22Ангел с кадилом и свечей.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Слайд 23В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова.
В
оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова
в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным
архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.
Слайд 24Казимир Малевич, автопортрет, 1933,
«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов
завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму.
Слайд 25Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардном искусстве, основанное в 1-й половине1910-х годов
К.С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).
К. Малевич. Атлеты (1932)
Слайд 26Чёрный супрематический квадрат. 1915
«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время
говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы.
Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом».
Слайд 27Предшественники
Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617
Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект),
Жан-Луи Пети», 1843
3. Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале",
1882
4. Альфонс Алле, "Философы ловят черную
кошку в темной комнате", 1893
Слайд 28
Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в
самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Слайд 29Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель
и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».
Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.
Слайд 30
Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929
году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.
От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».
Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.
Слайд 31Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства
вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется – «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов – «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.
Слайд 32Ба́шня Та́тлина Владимира Евграфовича
(Памятник III Коммунистического интернационала)
Проект башни представлял собой
совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различнойгеометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала.
Слайд 33Макет башни в Москве в Ермолаевском переулке.
О назначении этого «тела» сведений
не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Она — мост между небом и землей, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов . Венчали памятник огромные радиомачты. Специальная система прожекторов должна была бы проектировать световой текст на облака. Широкие стеклянные стены должны были держать комфортную температуру внутри зданий башни Планируемая высота башни 400 метров, наклон от нормали 23,5°. Планируемые материалы — стекло и сталь
В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство типография, телеграф. Четвертый объем — полусфера, скорость ее вращения один оборот в час.
Слайд 34Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко
советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, Особенности стиля
характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Родоначальник дизайна и рекламы в СССР.