Слайд 1Особенности места человека в картине мира эллинов. Соревновательность, стремление к идеалу,
гармония – основные черты мировоззрения. Образ человека в изобразительном искусстве Древней Греции
Слайд 2Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени
смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.)
Слайд 4Основные черты мировоззрения
соревновательность,
стремление к идеалу,
гармония
Слайд 5Образ человека в изобразительном искусстве Древней Греции
мужчина в
греческой
одежде
Слайд 6Воссозданные Эвансом из руин фрагменты
Кносского дворца
Слайд 8Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. Археологический музей Ираклиона
Слайд 10"Игры с быком" - росписи дворца в Кноссе.
Слайд 11Фреска из дворца царя Миноса вКноссе, о. Крит.
Слайд 15«богиня со змеями»
Богиня со змеями (малая), Археологический Музей, Ираклион
Слайд 16Вещи, найденные вместе со статуэтками
Слайд 18Фреска из Кносского дворца, изо
бражающая женщину в аналогичном костюме. Первоначальная цветовая гамма
статуэток, вероятно, была похожей
Слайд 19Изображение Афины Паллады, также считающейся одной из ипостасей Богини-Матери, принявшей форму богини
мудрости в патриархальном обществе эллинов
Слайд 20роспись Депилонской вазы
Дипилонская амфора.
9—8 вв. до н. э. Афины. Национальный
музей.
Слайд 22Терракотовая амфора из Дипилонского
некрополя в Афинах
Слайд 23Дипилонская ваза, Лувр, середина 8-ого века (Афины)
Слайд 24Дипилонские
вазы
(а́мфора,
крате́р)
Геометрический
стиль. Гомеровский
период.
Слайд 26Меа́ндр — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента
Слайд 27курос из Вей
Курос (др.-греч. κοῦρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок.650 г.
до н.э. — 500 г. до н. э.)
Курос из Паросского Асклепиона,
Лувр. Пример
архаической улыбки
Слайд 28«Аполлон Тенейский», ок. 560—550 до н.э, Мюнхенская глиптотека
Слайд 32кора в пеплосе
«Кора в пеплосе», ок. 530 г. до н.э., Музей
Афинского Акрополя
Слайд 33Пример реконструкции «Коры в пеплосе» в цвете
Слайд 34Реконструкция коры,
известной как
«дама из Оксерра»
Слайд 35Позднеархаическая «Кора Антенора», скульптор Антенор, ок. 520 до н.э., Музей Афинского
Акрополя
Слайд 36Геометризированная «Берлинская богиня (Кора с гранатом)», 580-560 гг. до н.э., Берлин
Слайд 39Фидий скульптуры Афинского Акрополя
Фидий (греч. Φειδίας, ок. 490 до н. э.
— ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла.
Слайд 40Изображение Ириды, богини Радуги, с фриза Парфенона.
Школа Фидия
Слайд 41Прорисовка статуи «Афины Парфенос», установленной
внутри Парфенона
Слайд 42«Афина Лемния». Реконструкция. Дрезден, Скульптурное собрание
Слайд 43«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868
Слайд 44Копия «Афины Парфенос», т.н. «Афина Варвакион»
Слайд 4527-я метопа с фриза Парфенона. Битва лапифов с кентаврами
Слайд 46«Анадумен»,
«Фарнезийский Диадумен»
Слайд 47«Дорифо́р» ( «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптораПоликлета,
воплощающая т.н. канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н.э.
Слайд 48Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, размеры
будут таковы:
объем шеи — 44 см,
груди — 119,
бицепса — 38,
талии — 92,
предплечья — 33,
запястья — 19,
ягодиц — 108,
бедра — 60,
колена — 40,
голени — 42,
лодыжки — 25,
ступни — 30 см.
Слайд 51Поликлет. Диадумен
неизвестный античный поэт
«Лишнее все – бесполезно.
Старинная есть поговорка:
Если не
в меру, – и мед
желчью становится нам».
Слайд 53Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона, около 120—140 года, дворец Массимо в Риме
Дискобо́л» (греч. Δισκοβόλος) — одна
из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., — не сохранился, он был утерян в Средние века
Слайд 54"Дискобол" - скульптура из бронзы
Слайд 56Лисипп портрет Александра Македонского
Лисипп — греческий скульптор,
вместе со Скопасом и Праксителем
вошел в триаду величайших скульпторов
классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)
Слайд 57Лисипп
портрет
Александра
Македонского
Слайд 58Леохар (др.-греч. Λεοχάρης) — древнегреческий скульптор IV в. до н. э.
Аполлон Бельведерский
Слайд 61Статуя
римлянина
с масками
предков.
Мрамор.
I в. до н. э.
Слайд 63Авл Меттел
Статуя Авла Метелла.
Бронза. Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический
музей.
Слайд 64Высота 170 см
Подлинник
бронза
Около 100 г. до н.э.
Слайд 65портрет Октавиана Августа из Прима Порте
Слайд 67портреты Виттелия
Авл Вите́ллий (лат. Aulus Vitellius Germanicus) (24 сентября 15 — 22 декабря 69) — древнеримский император, правивший с17
апреля 69 года вплоть до 22 декабря этого же года, когда был убит. Был одним из императоров 69 года, «года четырёх императоров».
Слайд 69Марк Кокцей Нерва
Ма́рк Ко́кцей Не́рва (лат. Marcus Cocceius Nerva), более известный
как Нерва, — римский император с 18 сентября 96 года по 27 января 98 года, основатель династии Антонинов и первый из «Пяти хороших императоров»
Слайд 70Гипсовый слепок со статуи Нервы, изображённого в образе Юпитера. ГМИИ им. А.
С. Пушкина
Слайд 72Портрет Филиппа Араба
Марк Юлий Филипп (лат. Marcus Iulius Philippus), в историографии известный как Филипп
I Араб, — римский император в 244—249 годах.
Слайд 74Портрет Антиноя
Антино́й (греч. Ἀντίνοος, лат. Antinous) (27 ноября около 111 —
перед 30 октября 130) — фаворит и постоянный спутник римского императора Адриана, обожествлённый после смерти.
Слайд 75«Антиной с виллы Мондрагоне» — гордость собрания
Ш. Боргезе
Слайд 76Статуя Антиноя из музея Пия-Климента
Слайд 78Разве вифинского юношу вы понимали?
Тело его возвращать так не хотела вода…
Я
его нежил; и всё-таки грузом печали
Отяготили мы сердце его навсегда.
Кто умеет любить? И кто может? Не знаю.
Я и сам бесконечную боль причинил.
Стал он одним из бессчетных богов, и взываю
Тщетно к нему, оглашая рыданьями Нил.
Безумцы, как вознести его к звездам посмели,
Чтобы я вас умолял: покажите его?
Быть просто мертвым он жаждал – и был он у цели.
И, может быть, не случилось бы с ним ничего.
(Плач по Антиною)
Слайд 79Портрет Максимина Дазы
Высота 60 см
Подлинник
красный порфир
Первая четверть IV в.
Слайд 81Портрет императора Константина
Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27
февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский императо
Слайд 82Голова колосса Константина. Капитолийский
музей.